ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
статья

Козлова Анна Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Козлова А. В.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»

Вдумываясь в значение словосочетания «молодой педагог», невольно входишь в ступор. Кто же он, этот герой? Молодой человек, наполненный жизненной энергией и творческими идеями, или начинающий учитель, не имеющий достаточных знаний и опыта? Я думаю, что и то, и другое.

Молодой педагог – это человек-новатор; энергичная, творческая личность, стремящаяся привнести что-то необычное и новое в процесс обучения. «Всё течёт, всё меняется», - верно в своё время отметил Гераклит. Современное образование пытается отойти от классической модели обучения к системно-деятельностной. Поэтому молодой  педагог  должен не просто обучить ребёнка какой-то дисциплине, а пробудить в нём желание учиться самому, т.е. указать путь к знаниям, по которому ребёнок будет продвигаться самостоятельно, познавая истины путем проб и ошибок. Иными словами, задача учителя нового поколения «научить детей учиться». И именно на этой стезе молодой педагог может проявить себя как инициативная и яркая личность, привносящая новые креативные идеи в методику преподавания.

Но начинающий учитель – это не только генератор свежих гениальных веяний и мыслей. Чаще всего это  юный выпускник педагогического института или колледжа, который ещё не успел поднакопить достаточного количества практических знаний. В связи с этим молодой учитель испытывает определенные трудности в начале своей  профессиональной деятельности. От того, как пройдет период адаптации человека в образовательной среде, зависит, останется ли он в этой сфере деятельности или предпочтет ей другую.

Профессионально-педагогическая адаптация – это процесс активного вхождения в учительскую деятельность молодого специалиста для достижения им высокой результативности труда в оптимально короткий период. [1] Однако строгих временных рамок нет, так как процесс адаптации индивидуален для каждого отдельного человека и зависит от ряда факторов, не зависящих от самого начинающего педагога.

Прежде чем поделиться своим опытом вхождения в педагогическую деятельность, хотелось бы поведать небольшую предысторию о том, как я встала на этот нелёгкий путь учительского труда.

Я являюсь учителем начальных классов МОУ «СОШ п. Дубки» Саратовского района. Семь лет назад, окончив эту самую школу, я и подумать не могла, что когда-нибудь вернусь сюда, но уже в качестве учителя. Со школьной скамьи все вокруг твердили о том, что моё призвание –педагогика.
      В глубине души я и сама это понимала. Ещё в детстве во время летних каникул во дворе дома  я устраивала детский лагерь для соседских детей, где организовывала занятия, различного рода игры и состязания. Мне это было близко и интересно, но в роли учителя, я почему-то себя не видела. Я боялась, что не потяну груз забот и обязанностей, возложенных на учителя. Миру давно известно, что педагог – это не профессия, а образ жизни. Это человек, являющийся не только источником знаний, но и наставником,  указывающим правильные жизненные ориентиры.
Все доводы учителей и друзей были поглощены моими страхами и неуверенностью в себе.

Окончив 11 классов, я решила посвятить свою жизнь биологии, любовь к которой привил мне мой школьный учитель. Даже скорее саму биологию я полюбила из благодарности к нему.

Но в какой-то момент я поняла, что хочу делать в жизни что-то большее, быть социально-значимым членом общества, ощутить себя небольшим кусочком слюды в этой огромной мозаике жизни.  Взвесив все аргументы «за» и «против», заручившись поддержкой родителей, я все же решила получить диплом педагога. И теперь я являюсь частью дружного педагогического коллектива МОУ «СОШ п. Дубки».

Часто молодой педагог, поступивший на работу, может испытывать «потрясение, вызванное реальностью», когда его чаяния и надежды по поводу выбранной профессии не реализовываются. [2]  В моём случае это не совсем так. Потрясение было, но скорее со знаком «плюс». Молодые коллеги из других школ крайне негативно отзывались о работе в школе: низкая зарплата, непослушные ученики, грубые, неадекватные родители. Но придя в школу, я была приятно удивлена, что все эти «страшилки» оказались лишь чьим-то неудавшимся опытом. Это научило меня тому, что никогда не нужно примерять на себя «чужую одёжку». Пока сам не окунёшься во всю «кухню» учительской профессии, не сможешь объективно оценить все её прелести.

В процессе своего профессионального становления молодой педагог, как ни крути, сталкивается с рядом проблем: неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала. И справиться со всеми этими проблемами нам, молодым и неопытным, помогают  наставники. Роль наставника в жизни начинающего учителя трудно переоценить. Именно он  помогает вчерашнему выпускнику педагогического ВУЗа стать самостоятельным зрелым специалистом. И здесь мне тоже повезло. В своём наставнике я увидела не просто  куратора, а старшего друга, который не отчитает, не осудит за ошибки, а понимающе выслушает и укажет пути решения проблем.

Говоря о наставнике, было бы не справедливо употреблять это слово в единственном числе. В лице многих коллег я нашла опытных специалистов, готовых прийти на помощь в любую минуту. Ведь школа - это живой организм, в котором постоянно происходят какие-то изменения.  В связи с этим я каждый день сталкиваюсь с новыми вопросами, проблемами, решить которые  мне помогают мои отзывчивые коллеги. Я не покривлю душой, если сравню наш школьный коллектив с большой дружной семьёй, в которую меня радушно приняли.

В создании такой душевной атмосферы в нашем образовательном учреждении  немаловажную роль играет руководство школы. Оно задаёт тон нашего общения. Ведь как гласит пословица: «Без запевалы и песня не поётся».

Однако одним из ключевых факторов адаптации молодого педагога является установление дружественных отношений с детьми. Для учителя начальных классов особенно важно быть изобретательным человеком, незаурядной личностью, чтобы суметь расположить к себе детей,  завоевать их доверие и любовь. Ведь если ученики полюбят своего наставника, любовь к преподаваемой им дисциплине придёт автоматически (проверено собственным опытом).

Но только лишь от личности учителя зависит то, найдёт ли молодой педагог поход к своим ученикам? Огромную роль в становлении взаимосвязи «ученик-учитель» играют родители. У детей младшего школьного звена авторитет родителей занимает главенствующее место. Поэтому начинающему педагогу необходимо в первую очередь найти общий язык с родителями, чтобы его работа с детьми была более продуктивной.

Я являюсь учителем поселковой школы. А жизнь людей в сельской местности имеет свои особенности. Одной из них является то, что все жители в той или иной степени знают друг друга. И в моём случае эта «известность» сыграла положительную роль. Родители моих учеников знали, кому доверяют своих детей, а это немаловажно.

И еще с одной сложностью мне, как молодому специалисту, пришлось столкнуться. Учитель начальных классов не только педагог, помогающий детям в освоении неизведанных просторов, но и классный руководитель, на плечи которого ложится груз обязанностей: изучить состав учащихся класса, выявить их индивидуальные особенности, составить психолого - педагогическую характеристику класса. С этими нелегкими задачами мне помогли справиться наш школьный психолог и социальный педагог. Завуч по внеклассной работе помог правильно подойти к организации общественно полезного труда учащихся и различного рода воспитательных мероприятий. Без участия и поддержки этих специалистов я не смогла бы грамотно составить портрет класса и организовать внеурочную деятельность.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что процесс адаптации играет  огромнейшую роль в профессиональном становлении молодого педагога. В этот непростой период начинающий специалист особо остро нуждается в наставничестве, методической помощи, помощи старших коллег и всего коллектива в целом. Именно от того, сможет ли начинающий учитель освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, зависит успех его дальнейшей профессиональной деятельности.

Процесс моей адаптации в школе ещё не завершен, но начало положено хорошее. Я верю, что поддержка и помощь коллег помогут мне  успешно самореализоваться и стать настоящим профессионалом своего дела!

Список литературы:

  1. Научный журнал «Сибирский педагогический журнал» № 10  Издательство ФГБОУ ВПО «НГПУ» Новосибирск. 2009 г.
  2. Албегова И.Ф. Техника трудоустройства в социальной адаптации населения // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 / Под ред. В.В.Козлова. - Кострома, 1996, с.53-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Методические рекомендации молодому учителю начальных классов

Методические рекомендации молодому учителю начальных классов...

ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Структура современного урока...

Презентация к выступлению. Работа над смысловым чтением. «Мастер-класс» для молодых учителей начальных классов.

Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с  требованиями ФГОС помогают написание ВПР и РДР. Но не всегда успешно обучающиеся выполняют эти работы, потому что не в...

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....