Рабочая программа по курсу «Учимся учиться и действовать» 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа курса ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.
Цель курса - создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_uchitsya_i_deystvovat.doc | 602 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дедовичская средняя школа №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ________Ю.М.Васильева
«_____»______________2016г.
Рабочая программа
по курсу «Учимся учиться и действовать»
2в класс
Ложкина И.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373,на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011№19993)
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»
- Учебного плана МБОУ «Дедовичская средняя школа №2» на 2016-2017 учебный год.
- Годового календарного графика МБОУ «Дедовичская средняя школа №2» 2016-2017 учебный год.
- Методических рекомендаций под редакцией М.Р.Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой.
Рабочая программа курса ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.
Цель курса - создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Учимся учиться и действовать». Обучающиеся знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др. Контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Учись учиться» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Общая характеристика курса
Курс состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Системообразующая линия данного курса - организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
В курсе «Учимся учиться и действовать» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность на занятиях осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения:
«открытия» нового знания;
рефлексии;
построения системы знаний;
развивающего контроля
Организация образовательной среды обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
- Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Учимся учиться и действовать» рассчитан на 4 года обучения, реализуется через занятия внеурочной деятельности согласно учебному плану ОУ. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. 2 класс – 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД
- Отношение к школе, чувство необходимости учения (мотивация к обучению в школе);
- Умение проявлять интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- Отношение к нормам поведения в школе;
- Самооценка;
- Умение общаться со сверстниками;
- Умение проявлять активность и познавательную инициативу;
- Умение адекватно реагировать на неудачи и преодолевать трудности в обучении и общении.
Регулятивные УУД
- Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
- Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
- Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
- Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
- Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
- Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
- Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
- Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
- Умение осуществлять логическое действие синтез.
- Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие обобщение.
- Умение устанавливать аналогии.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
- Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
- Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
- Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
- Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
- Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
- Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
- Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
- Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
- Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
- Умение формулировать точку зрения.
- Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
- Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
- Умение определить общую цель и пути ее достижения.
- Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
- Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
- Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым)
Предметными результатами
освоение основных функций ученика и учителя на уроке;
освоение последовательности из 12 шагов учебной деятельности;
формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;
формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное
действие;
формирование умения грамотно фиксировать свои индивидуальные
затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;
формирование умения формулировать причины затруднений как свои
конкретные проблемы;
формирование умения формулировать цели предстоящих учебных
действий, исходя из содержания выявленных проблем;
формирование умения на этапе построения нового способа действий
использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез; формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;
- формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного задания;
формирование умения работать в парах.
Содержание учебного курса
Организационно-рефлексивная линия (13 часов).
Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках.
Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею. Умение учиться, как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий.
Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (5 часа).
Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника. Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (2 часа).
Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (4 часа).
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность. Мы разные – и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (8 часа). Диагностика (2 часа).
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Учебно – тематический план
№ п\п | Тематическая линия | 2 класс |
изучения курса | ||
1 | Организационно- рефлексивная линия | 13 |
2 | Коммуникативная линия | 5 |
3 | Познавательная линия | 2 |
4 | Ценностная линия | 4 |
5 | Обобщение и систематизация знаний | 8 |
6 | Диагностика | 2 |
7 | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Форма занятия | Дата | ||
п/ | предметные | метапредметные | план | факт | |||
п | |||||||
1 | «Ценности нашей жизни. Знание» | Понимать цель и результат учебной деятельности. | Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие, грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия. | Фронтальная - раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение. | Урок-путешествие | 6.09 | |
2 | «Домашнее задание делаю сам» | Алгоритм выполнения домашнего задания. | Знать цель выполнения домашней работы . Уметь применять алгоритм выполнения домашнего задания. | Фронтальная - Построить алгоритм выполнения домашнего задания. | Час общения | 13.09 | |
3 | «Проверяю свою работу. Подробный образец» | Последовательность действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину затруднения | Уметь исполнять последовательность действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину | Фронтальная - повторить знания о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти | Нравственная беседа | 20.09 | |
затруднения). | причину затруднения). Повторение способа действий «затруднение ? думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?» Групповая - закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления. | ||||||
4 | «Как исправить свою | Последовательность | Уметь исполнять | Фронтальная - | Тренинг общения | 27.09 | |
ошибку» | действий на первом шаге | последовательность | повторить знания о | ||||
УД (повторить | действий на первом | последовательности | |||||
необходимое; подвести | шаге УД (повторить | действий на первом | |||||
итог повторения; | необходимое; | шаге УД (повторить | |||||
попробовать сделать | подвести итог | необходимое; | |||||
новое задание; | повторения; | подвести итог | |||||
зафиксировать свое | попробовать сделать | повторения; | |||||
затруднение; подумать; | новое задание; | попробовать сделать | |||||
найти причину | зафиксировать свое | новое задание; | |||||
затруднения | затруднение; | зафиксировать свое | |||||
подумать; найти | затруднение; | ||||||
причину | подумать; найти | ||||||
затруднения). | причину | ||||||
затруднения). | |||||||
Повторение способа | |||||||
действий | |||||||
«затруднение ? | |||||||
думаю» как | |||||||
необходимый этап | |||||||
ответа на вопрос «Что | |||||||
я не знаю?» | |||||||
Групповая - закрепить | |||||||
последовательность | |||||||
этапов на первом шаге | |||||||
учебной деятельности | |||||||
и изученные способы | |||||||
их осуществления. | |||||||
5 | «Настроение – мой | Основные правила | Умение общаться со | Фронтальная -работа | Урок-игра | 4.10 | |
помощник в учебе» | общения, основанные на | сверстниками; | над качествами | ||||
доброжелательности | адекватно оценить | личности, | |||||
поведение | помогающими | ||||||
окружающих (на | успешно учиться, | ||||||
основе критериев, | создание условия для | ||||||
заданных взрослым) в | их принятия на | ||||||
ходе решения | личностно значимом | ||||||
совместной учебной | уровне. Групповая - | ||||||
задачи | организуются | ||||||
самостоятельные | |||||||
выводы детей о | |||||||
качествах личности, | |||||||
6 | «Я ученик: что я уже знаю и | Структура первого этапа | Знать структуру | Фронтальная -. | Викторина, интеллектуальный марафон | 11.10 | |
умею» | учебной деятельности (6 | первого этапа учебной | систематизировать | ||||
шагов: повторение | деятельности (6 | знания о структуре | |||||
необходимого; итог | шагов: повторение | УД, сформированные | |||||
повторения; пробное | необходимого; итог | в текущем учебном | |||||
учебное действие; | повторения; пробное | году. Групповая – | |||||
фиксирование своего | учебное действие; | закрепление умения | |||||
затруднения; переход к | фиксирование своего | находить новый | |||||
обдумыванию; | затруднения; переход | способ действия. | |||||
выявление причины | к обдумыванию; | ||||||
затруднения | выявление причины | ||||||
затруднения), | |||||||
приобрести опыт их | |||||||
осознанного | |||||||
7 | «Учимся дружно. Я - автор, я | Основные роли в | Знать правила работы | Фронтальная - | 18.10 | ||
- понимающий» | структуре | в группе, уметь их | сформулировать | ||||
коммуникации: автор и | применять. | правила | |||||
понимающий | поведения | Тренинг “Учусь быть вниматель-ным” | |||||
«понимающего», | |||||||
вопросы на | |||||||
понимание. Групповая | |||||||
- тренировать навыки | |||||||
понимания с | |||||||
использованием | |||||||
приема «пара фраз». | |||||||
Индивидуальная - | |||||||
придумать одно | |||||||
правило поведения на | |||||||
уроке, | |||||||
соответствующее | |||||||
правилам культурного | |||||||
общения. | |||||||
8- | «Учимся дружно. Слушаю и | Нормы самовоспитания, | Умение общаться со | Фронтальная -работа | Урок-игра | 25.10 | |
9 | слышу» | сверстниками; | над качествами | 8.11 | |||
адекватно оценить | личности, | ||||||
поведение | помогающими | ||||||
окружающих (на | успешно учиться, | ||||||
основе критериев, | создание условия для | ||||||
заданных взрослым) в | их принятия на | ||||||
ходе решения | личностно значимом | ||||||
совместной учебной | уровне. Групповая - | ||||||
задачи | организуются | ||||||
самостоятельные | |||||||
выводы детей о | |||||||
качествах личности, | |||||||
10 | «Учусь называть свое | Представление о | Адекватная оценка | Находить способ | Аукцион знаний | 15.11 | |
затруднение» | затруднении как о | учащимся границ | действий | ||||
необходимых этапах | «знания и незнания». | «затруднение ? | |||||
учения. | Умение | думаю» как | |||||
формулировать | необходимый этап | ||||||
причины затруднений | ответа на вопрос «Что | ||||||
как свои конкретные | я не знаю?» | ||||||
проблемы (отсутствие | Индивидуальная - | ||||||
у меня определенных | воспроизведение | ||||||
знаний, умений | своих реальных | ||||||
учебных действий при | |||||||
решении учебных | |||||||
задач. Определение | |||||||
места затруднения (то | |||||||
есть места отклонения | |||||||
от правильного | |||||||
способа). | |||||||
11 | «Как построить новое | Представление о | Знать структуру | Фронтальная - | Дидактическая игра “Соедини номер с правилом”. | 22.11 | |
знание?» | последовательности | первого этапа учебной | составление | ||||
действий на втором шаге | деятельности (6 | последовательности | |||||
УД (постановка цели; | шагов: повторение | действий на втором | |||||
построение нового | необходимого; итог | шаге УД (постановка | |||||
способа; усвоение; | повторения; пробное | цели; построение | |||||
самопроверка). | учебное действие; | нового способа; | |||||
фиксирование своего | усвоение; | ||||||
затруднения; переход | самопроверка). | ||||||
к обдумыванию; | Групповая – | ||||||
выявление причины | построение нового | ||||||
затруднения), | способа действия. | ||||||
приобрести опыт их | Индивидуальная – | ||||||
осознанного | выполнение задание | ||||||
новым способом | |||||||
действия и | |||||||
самопроверка | |||||||
12 | «Чувства - мои помощники в | Представление о | Стремиться к | Фронтальная - | Урок-путешествие | 29.11 | |
учебе» | ценностях как о важных | получению новых | Представление о | ||||
достижениях людей, | знаний; проявлять | ценностях как о | |||||
которые помогают в | активность в | важных достижениях | |||||
жизни каждому | совместной учебной | людей, которые | |||||
человеку, | деятельности | помогают в жизни | |||||
каждому человеку | |||||||
Коллективная | |||||||
(групповая) -создание | |||||||
ценностной | |||||||
диаграммы класса. | |||||||
Индивидуальная - | |||||||
принять на | |||||||
личностном уровне | |||||||
ценностную | |||||||
диаграмму | |||||||
13 | «Чувства - мои помощники в | Представление о | Стремиться к | Фронтальная - | Урок-путешествие | 6.12 | |
учебе» | ценностях как о важных | получению новых | Представление о | ||||
достижениях людей, | знаний; проявлять | ценностях как о | |||||
которые помогают в | активность в | важных достижениях | |||||
жизни каждому | совместной учебной | людей, которые | |||||
человеку, | деятельности | помогают в жизни | |||||
каждому человеку | |||||||
Коллективная | |||||||
(групповая) -создание | |||||||
ценностной | |||||||
диаграммы класса. | |||||||
Индивидуальная - | |||||||
принять на | |||||||
личностном уровне | |||||||
ценностную | |||||||
диаграмму | |||||||
14 | «Ставлю цель» | Представление о цели | Знать основную цель | Фронтальная - | Интеллектуальные игры | 13.12 | |
учебной деятельности | и результат учебной | построить алгоритм | |||||
деятельности, ее два | постановки цели УД. | ||||||
основных этапа. | |||||||
Уметь формулировать | |||||||
цели предстоящих | |||||||
учебных действий, | |||||||
исходя | |||||||
из содержания | |||||||
выявленных проблем. | |||||||
15 | «Ключи к новым знаниям» | Представление о цели | . Уметь на этапе | Фронтальная - | 20.12 | ||
учебной деятельности | построения нового | формулировка цели | |||||
способа действий | предстоящих учебных | ||||||
использовать | действий, исходя | Беседа о здоровье, малоподвижные игры | |||||
изученные ранее | из содержания | ||||||
знания для | выявленных проблем. | ||||||
выдвижения | Индивидуальная - | ||||||
собственных гипотез | Уметь - построения | ||||||
нового способа | |||||||
действий, | |||||||
использование | |||||||
изученные ранее | |||||||
знания для | |||||||
выдвижения | |||||||
собственных гипотез. | |||||||
16 | «Результат открытия нового | Понимать цель и | Уметь формулировать | Фронтальная – | Викторина, интеллектуальный марафон | 10.01 | |
- | знания» | результат учебной | цели предстоящих | формирование | 17.01 | ||
17 | деятельности. | учебных действий, | представления о том, | ||||
исходя | что дорога к новому | ||||||
из содержания | знанию строится с | ||||||
выявленных проблем. | помощью того, что | ||||||
уже изучено. | |||||||
18 | «Личностные качества | Представление о | Умение общаться со | Фронтальная - | Инсценирование эпизодов из школьной жизни | 24.01 | |
ученика» | ценностях как о важных | сверстниками; | выработать правила | ||||
достижениях людей, | адекватно оценить | поведения, | |||||
которые помогают в | поведение | позволяющие, с одной | |||||
жизни каждому | окружающих (на | стороны, сдерживать | |||||
человеку, Основные | основе критериев, | свои негативные | |||||
правила общения, | заданных взрослым) в | эмоции, а с другой – | |||||
ходе решения | помочь другому | ||||||
совместной учебной | справиться со своими | ||||||
задачи | эмоциями. Групповая | ||||||
ролевая игра | |||||||
19 | «Учусь анализировать» | Представление о цели и | Уметь анализировать. | Фронтальная – | Кроссворд, смотр знаний | 31.01 | |
результате учебной | Адекватная оценка | формирование | |||||
деятельности | учащимся границ | представления о том, | |||||
«знания и незнания». | что дорога к новому | ||||||
Умение | знанию строится с | ||||||
формулировать | помощью того, что | ||||||
причины затруднений | уже изучено. | ||||||
как свои конкретные | |||||||
проблемы (отсутствие | |||||||
у меня определенных | |||||||
знаний, умений). | |||||||
20 | «Результат открытия нового | Понимать цель и | Уметь формулировать | Фронтальная - | Дидактическая игра “Соедини номер с правилом”. | 7.02 | |
знания. Эталон» | результат учебной | цели предстоящих | формулировка цели | ||||
деятельности. | учебных действий, | предстоящих учебных | |||||
исходя | действий, исходя | ||||||
из содержания | из содержания | ||||||
выявленных проблем | выявленных проблем. | ||||||
Индивидуальная - | |||||||
Уметь - построения | |||||||
нового способа | |||||||
действий, | |||||||
использование | |||||||
изученные ранее | |||||||
знания для | |||||||
выдвижения | |||||||
собственных гипотез | |||||||
21 | «Личностные качества: | Представление о | Умение общаться со | Фронтальная - | Инсценирование эпизодов из школьной жизни | 14.02 | |
целеустремленность в | ценностях как о важных | сверстниками; | выработать правила | ||||
учебной деятельности» | достижениях людей, | адекватно оценить | поведения, | ||||
которые помогают в | поведение | позволяющие, с одной | |||||
жизни каждому | окружающих (на | стороны, сдерживать | |||||
человеку, | основе критериев, | свои негативные | |||||
заданных взрослым) в | эмоции, а с другой – | ||||||
ходе решения | помочь другому | ||||||
совместной учебной | справиться со своими | ||||||
задачи | эмоциями. Групповая | ||||||
ролевая игра | |||||||
22 | «Я знаю. Я умею» | Структура первого этапа | Знать структуру | Фронтальная -. | Аукцион знаний | 21.02 | |
учебной деятельности (6 | первого этапа учебной | систематизировать | |||||
шагов: повторение | деятельности (6 | знания о структуре | |||||
необходимого; итог | шагов: повторение | УД, сформированные | |||||
повторения; пробное | необходимого; итог | в текущем учебном | |||||
учебное действие; | повторения; пробное | году. Групповая – | |||||
фиксирование своего | учебное действие; | закрепление умения | |||||
затруднения; переход к | фиксирование своего | находить новый | |||||
обдумыванию; | затруднения; переход | способ действия. | |||||
выявление причины | к обдумыванию; | ||||||
затруднения | выявление причины | ||||||
затруднения), | |||||||
приобрести опыт их | |||||||
осознанного | |||||||
23 | «Как выяснить, что я не | Представление о | Адекватная оценка | Индивидуальная - | Викторина, интеллектуальный марафон | 28.02 | |
умею» | затруднении как о | учащимся границ | воспроизведение | ||||
необходимых этапах | «знания и незнания». | своих реальных | |||||
учения. | Умение | учебных действий при | |||||
формулировать | решении учебных | ||||||
причины затруднений | задач. Определение | ||||||
как свои конкретные | места затруднения (то | ||||||
проблемы (отсутствие | есть места отклонения | ||||||
у меня определенных | от правильного | ||||||
знаний, умений | способа). | ||||||
24 | «Учимся дружно. Как | Нормы самовоспитания | Умение общаться со | Фронтальная -работа | Урок-игра | 7.03 | |
понимать друг друга без | сверстниками; | над качествами | |||||
слов» | адекватно оценить | личности, | |||||
поведение | помогающими | ||||||
окружающих (на | успешно учиться, | ||||||
основе критериев, | создание условия для | ||||||
заданных взрослым) в | их принятия на | ||||||
ходе решения | личностно значимом | ||||||
совместной учебной | уровне. Групповая - | ||||||
задачи | организуются | ||||||
самостоятельные | |||||||
выводы детей о | |||||||
качествах личности | |||||||
25 | «Я ученик: что я уже знаю и | Представление о | Стремление | Фронтальная - в | 14.03 | ||
умею» | ценностях как опыте | становиться лучше | игровой форме | ||||
поколений, открыть | самому, делать лучше | провести путешествие | |||||
единство духовных | мир, который тебя | по открытым для себя | Аукцион знаний | ||||
ценностей для любого | окружает. | в течение учебного | |||||
возраста. | года | ||||||
ценностям, наметить | |||||||
перспективы | |||||||
открытия новых | |||||||
ценностей. | |||||||
26 | «Я ученик: что я уже знаю и | Представление о | Стремление | Фронтальная - в | Интеллектуальные игры | 21.03 | |
- | умею» | ценностях как опыте | становиться лучше | игровой форме | 4.04 | ||
27 | поколений, открыть | самому, делать лучше | провести путешествие | ||||
единство духовных | мир, который тебя | по открытым для себя | |||||
ценностей для любого | окружает. | в течение учебного | |||||
возраста. | года | ||||||
ценностям, наметить | |||||||
перспективы | |||||||
открытия новых | |||||||
ценностей. | |||||||
28 | «Личностные качества: | Представление о | Умение общаться со | Фронтальная - | Инсцениро-вание эпизодов из школьной жизни | 11.04 | |
самостоятельность в учебной | ценностях как о важных | сверстниками; | выработать правила | ||||
деятельности» | достижениях людей, | адекватно оценить | поведения, | ||||
которые помогают в | поведение | позволяющие, с одной | |||||
жизни каждому | окружающих (на | стороны, сдерживать | |||||
человеку, | основе критериев, | свои негативные | |||||
заданных взрослым) в | эмоции, а с другой – | ||||||
ходе решения | помочь другому | ||||||
совместной учебной | справиться со своими | ||||||
задачи | эмоциями. Групповая | ||||||
ролевая игра | |||||||
29 | «Личностные качества: | Представление о | Умение общаться со | Фронтальная - | Урок-путешествие | 18.04 | |
самостоятельность в учебной | ценностях как о важных | сверстниками; | выработать правила | ||||
деятельности» | достижениях людей, | адекватно оценить | поведения, | ||||
которые помогают в | поведение | позволяющие, с одной | |||||
жизни каждому | окружающих (на | стороны, сдерживать | |||||
человеку, | основе критериев, | свои негативные | |||||
заданных взрослым) в | эмоции, а с другой – | ||||||
ходе решения | помочь другому | ||||||
совместной учебной | справиться со своими | ||||||
задачи | эмоциями. Групповая | ||||||
ролевая игра | |||||||
30 | «Учусь анализировать» | Представление о цели и | Уметь анализировать. | Фронтальная – | Урок-путешествие | 25.04 | |
результате учебной | Адекватная оценка | формирование | |||||
деятельности | учащимся границ | представления о том, | |||||
«знания и незнания». | что дорога к новому | ||||||
Умение | знанию строится с | ||||||
формулировать | помощью того, что | ||||||
причины затруднений | уже изучено | ||||||
как свои конкретные | |||||||
проблемы (отсутствие | |||||||
у меня определенных | |||||||
знаний, умений). | |||||||
31 | «Мы разные – и в этом наша | Представление о | Стремление | Фронтальная - в | Урок-путешествие | 2.05 | |
сила» (Гостиная для | ценностях как опыте | становиться лучше | игровой форме | ||||
родителей) | поколений, открыть | самому, делать лучше | провести путешествие | ||||
единство духовных | мир, который тебя | по открытым для себя | |||||
ценностей для любого | окружает. | в течение учебного | |||||
возраста. | года | ||||||
ценностям, наметить | |||||||
перспективы | |||||||
открытия новых | |||||||
ценностей. | |||||||
32 | «Я ученик: что я уже знаю и | Представление о | Стремление | Фронтальная - в | Дидактическая игра | 16.05 | |
умею» | ценностях как опыте | становиться лучше | игровой форме | ||||
поколений, открыть | самому, делать лучше | провести путешествие | |||||
единство духовных | мир, который тебя | по открытым для себя | |||||
ценностей для любого | окружает. | в течение учебного | |||||
возраста. | года | ||||||
ценностям, наметить | |||||||
перспективы | |||||||
открытия новых | |||||||
ценностей. | |||||||
33 | «Я ученик: что я уже знаю и | Представление о | Стремление | Фронтальная - в | 23.05 | ||
- | умею» | ценностях как опыте | становиться лучше | игровой форме | Дидактическая игра | 30.05 | |
34 | поколений, открыть | самому, делать лучше | провести путешествие | ||||
единство духовных | мир, который тебя | по открытым для себя | |||||
ценностей для любого | окружает. | в течение учебного | |||||
возраста. | года | ||||||
ценностям, наметить | |||||||
перспективы | |||||||
открытия новых | |||||||
ценностей. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного пороцесса
Учебно-методическая литература для учителя:
Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая «Учимся учиться и действовать»: Методические рекомендации ,2 класс. – Самара: Издательсто «Учебная литература», 2013.
Учебно-методическая литература для ученика:
Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая «Учимся учиться и действовать»: Рабочая тетрадь. 2 класс. – Самара: Издательсто «Учебная литература», 2015.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- магнитная доска;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Учись учиться"
Рабочая программа по внеурочной деятельности с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "УЧись учиться"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учись учиться» составлена на основе ФГОС НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ», Примерной программы вн...