Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Карташова Нина Фёдоровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

      На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь

создавать проект» 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012г.

         Уровень: базовый

Класс: 1

Годовой курс: 66 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

                                                                  Пояснительная записка

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.

Учебно-исследовательская и экспериментальная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  •  выдвижение гипотез;
  • овладение методами исследования;
  • сбор собственного материала для эксперимента ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Программа рассчитана на обучающихся 1 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
  • дискуссии, беседы.

Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала  обучающихся через проектную деятельность.

Задачи 

  1. Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Актуальность

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. 

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим  наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.

Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.              

2.Умение работать с информацией.

3.Опыт целеполагания.

4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.

5.Расширение кругозора.

6.Развитие мышления.

7.Развитие эмоциональной сферы.

8.Опыт публичного выступления.

  1. Общеучебные организационные умения
  • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
  • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
  1. Общеучебные умения поиска сведений
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
  1. Творческие общеучебные умения
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
  1. Коммуникативные умения
  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
  • Умение вести дискуссию.
  • Умение отстаивать свою точку зрения.
  • Умение находить компромисс.
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

          презентационные умения и навыки.

  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.
  • Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
  • Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
  • Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

  1. Привлечение родителей
  • Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
  • Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.  
  • Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Тематическое планирование для 1 класса

1 четверть (16 часов)

Тема занятия

1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

2.

Игры «Давайте познакомимся».

3.

 Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

 4.

Посещение библиотеки. Знакомство со словарями.

 5.

О чём я больше всего хочу рассказать.

6.

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

7.

Выбор темы проекта.

8.

Как собирать материал.

9.

Выбор помощников работе над проектом.

10.

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

11.

Повторение. Давай вспомним.

12.

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

13.

Проблема. Решение проблемы

14.

Посещение библиотеки. Знакомство с энциклопедиями.

15.

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

16.

Играем в предположения.

2 четверть (14 часов)

17.

Цель проекта.

18.

Задачи проекта

19.

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».  

20.

Посещение районной библиотеки. Книги, газеты, журналы.

21.

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

22.

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

23.

Посещение компьютерного класса. Интернет. Информация.

24.

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка»

25.

Творческая работа. Создаём макет.

26.

Играем в учёных. Это интересно

27.

Играем в учёных. Это интересно

28.

Тест. «Чему ты научился?»

29.

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

30.

Повторение пройденных проектных понятий.

                           3 четверть (18 часов)

31.

Презентация. Твоё знакомство с  понятием  презентация.

32.

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

33.

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

34.

Первые шаги составления презентации на компьютере.  

35.

Совмещение текста выступления с показом презентации.

36.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

37.

Тест  «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

38.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту..

38.

Изготовление визитки.  Практическая работа.

39.

Изготовление визитки.  Практическая работа.

40.

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

41.

Играем в учёных. Это интересно

42.

Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности

43.

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

44.

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

45.

Подробное выступление перед знакомой аудиторией

46.

Играем в учёных. Это интересно.

47.

Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

48.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

4 четверть (16 часов)

49.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

50.

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

51.

Повторение. Давай вспомним.

52.

Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно.

53.

Играем в учёных. «Получение электричества с помощью волос». Это интересно.

54.

Играем в учёных. «Поилка для цветов». Это интересно

55.

Играем в учёных Это интересно

56.

Памятка для учащегося-проектанта.

57.

Памятка для учащегося-проектанта.

     58.

Твои впечатления от работы над проектом.

     59

Встреча с интересными людьми.

     60.

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам

     61.

Советы на лето от Мудрого Дельфина

 62-66.

Резервные уроки

Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

      3.Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе  / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - №                            6. – С. 54-63.

       4.Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

       5.Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

        6.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

          7.Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.

8.Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 и 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"

Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"

   Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...