Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь
создавать проект» 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Уровень: базовый
Класс: 1
Годовой курс: 66 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Пояснительная записка
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на обучающихся 1 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
- дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
- Общеучебные организационные умения
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
- Общеучебные умения поиска сведений
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
- Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
- Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
- Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Тематическое планирование для 1 класса
1 четверть (16 часов)
№ | Тема занятия | ||
1. | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | ||
2. | Игры «Давайте познакомимся». | ||
3. | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | ||
4. | Посещение библиотеки. Знакомство со словарями. | ||
5. | О чём я больше всего хочу рассказать. | ||
6. | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | ||
7. | Выбор темы проекта. | ||
8. | Как собирать материал. | ||
9. | Выбор помощников работе над проектом. | ||
10. | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | ||
11. | Повторение. Давай вспомним. | ||
12. | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | ||
13. | Проблема. Решение проблемы | ||
14. | Посещение библиотеки. Знакомство с энциклопедиями. | ||
15. | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | ||
16. | Играем в предположения. | ||
2 четверть (14 часов) | |||
17. | Цель проекта. | ||
18. | Задачи проекта | ||
19. | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | ||
20. | Посещение районной библиотеки. Книги, газеты, журналы. | ||
21. | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | ||
22. | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | ||
23. | Посещение компьютерного класса. Интернет. Информация. | ||
24. | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | ||
25. | Творческая работа. Создаём макет. | ||
26. | Играем в учёных. Это интересно | ||
27. | Играем в учёных. Это интересно | ||
28. | Тест. «Чему ты научился?» | ||
29. | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | ||
30. | Повторение пройденных проектных понятий. | ||
3 четверть (18 часов) | |||
31. | Презентация. Твоё знакомство с понятием презентация. | ||
32. | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | ||
33. | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | ||
34. | Первые шаги составления презентации на компьютере. | ||
35. | Совмещение текста выступления с показом презентации. | ||
36. | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | ||
37. | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | ||
38. | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.. | ||
38. | Изготовление визитки. Практическая работа. | ||
39. | Изготовление визитки. Практическая работа. | ||
40. | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | ||
41. | Играем в учёных. Это интересно | ||
42. | Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | ||
43. | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | ||
44. | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | ||
45. | Подробное выступление перед знакомой аудиторией | ||
46. | Играем в учёных. Это интересно. | ||
47. | Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | ||
48. | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | ||
4 четверть (16 часов) | |||
49. | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | ||
50. | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | ||
51. | Повторение. Давай вспомним. | ||
52. | Играем в учёных. «Мобильные телефоны». Это интересно. | ||
53. | Играем в учёных. «Получение электричества с помощью волос». Это интересно. | ||
54. | Играем в учёных. «Поилка для цветов». Это интересно | ||
55. | Играем в учёных Это интересно | ||
56. | Памятка для учащегося-проектанта. | ||
57. | Памятка для учащегося-проектанта. | ||
58. | Твои впечатления от работы над проектом. | ||
59 | Встреча с интересными людьми. | ||
60. | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | ||
61. | Советы на лето от Мудрого Дельфина | ||
62-66. | Резервные уроки |
Список литературы
- Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
3.Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
4.Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
5.Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
6.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
7.Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
8.Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 и 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"
Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"
Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...