Работа с одаренными учениками в условиях реализации ФГОС.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Теоритеческая часть работы с одаренными детьми в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnyy_podhod_v_rabote_s_odarennymi_detmi.doc | 54 КБ |
tablitsa.docx | 17.05 КБ |
odarennye.pptx | 166.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Акуция Екатерина Евгеньевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№ 46
Г. Краснодар
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
2017 г
Продуктивный подход в образовательном процессе в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время очень высок интерес к одаренности как явлению. Это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Важно направить одарённого ребёнка на творческую переработку определённого объёма знаний, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Задачи, стоящие перед учителем:
-своевременное выявление одарённых детей;
-использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
-отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа по выявлению одарённости ребёнка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Важно начать эту работу с первого класса.
1 этап.
1. Организация длительных наблюдений за детьми на уроках и творческих мероприятиях.
2. Проведение классных часов с обсуждением /«Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего».
3. Индивидуальное общение с родителями (законными представителями), чтобы узнать в какой сфере живет и воспитывается ребенок.
4.Анализ успехов и достижений учащегося.
2 этап - использование различных диагностик одаренности. Это позво-лит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Особенности работы с одаренными детьми в школе
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Формы работы с одаренными детьми
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее:
работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Психологические особенности одаренных детей
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает КрейгБарретт, и с этим невозможно не согласиться.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Библиографический список:
1.Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677.
2.Гали Г. Ф. Особенности работы педагога с одаренными детьми [Текст] / Г. Ф. Гали // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 90–92. — ISSN 2410-8642.
3.Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А. И. Савен-ков – М.: Сентябрь, 2010-208 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009 - 41 с.
Ссылки на интернет-ресурсы:
1.Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/15/detskaya-odaryonnost-priznakividyosobennosti-lichnosti-odaryonnogo
2.Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения - http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993
Предварительный просмотр:
Примерный план работы с одаренными детьми
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. | В течение года | Классный руководитель |
2 | Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одарённости учащихся. | Октябрь | Педагог-психолог |
3 | Подготовка памятки и рекомендаций для учащихся по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки. | В течение года | Педагог-психолог |
4 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года | Педагог-психолог Классный руководитель |
5 | Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в разноуровневых предметных олимпиадах. | Октябрь | Куратор НМР Классный руководитель |
6 | Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей школы. | Ноябрь | Зам. директора по УВР Классный руководитель |
7 | Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции. | В течение года | Классный руководитель |
8 | Участие школьников в школьно-районном этапе предметных олимпиад. | Сентябрь-октябрь | Куратор НМР Классный руководитель |
9 | Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, курсах на районном, муниципальном, республиканском Всероссийском и Международном уровнях. | В течение года | Куратор НМР Классный руководитель |
10 | Организация и проведение школьной научно-практической конференции учащихся | Февраль | Куратор НМР Классный руководитель |
11 | Участие в районной, муниципальной научно-практической конференции МАН учащихся | Октябрь-январь | Куратор НМР Классный руководитель |
12 | Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2017-2018 учебный год. | Май | Классный руководитель Куратор НМР Руководители ШМО |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Кто такие одаренные дети? Работа с одаренными детьми.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность может проявляться: как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; как одаренность скрытая ( непроявленная ), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной деятельности данного ребенка.
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми: - отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; - функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; - ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие .
Задачи, стоящие перед учителем: -своевременное выявление одарённых детей; -использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; -отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности ;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; -развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях .
Выявление одаренного ребенка. Первый этап.
1. Организация длительных наблюдений за детьми на уроках и творческих мероприятиях. 2. Проведение классных часов с обсуждением /«Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего». 3. Индивидуальное общение с родителями (законными представителями), чтобы узнать в какой сфере живет и воспитывается ребенок. 4.Анализ успехов и достижений учащегося.
Выявление одаренного ребенка . Второй этап.
Использование различных диагностик одаренности. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Нецелесообразно в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант .
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ
Спасибо за внимание! Использован шаблон для презентации Фокиной Лидии Петровны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...
«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»
В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...
«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Статья посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО. Авторы статьи раскрывают цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты данной работы....
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС...
Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...