«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
статья
Статья посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО. Авторы статьи раскрывают цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты данной работы. Особое внимание обращается на создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Гимназия № 12».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odarennymi_detmi_v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
И.В. Луценко, Л.А Васильева,
МБОУ «Гимназия № 12»
г. Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская обл.
Одной из приоритетных задач российской системы образования является создание условий, которые обеспечат выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких, незаурядных в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [1] Такое толкование данного слова позволяет говорить о том, что на своих уроках и занятиях внеурочной деятельности учитель может попробовать развить каждого ученика до уровня одаренности при условии создания благоприятных условий.
Как известно, период от 6 до 12 лет очень важный в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд ученика, чтобы максимально развивать способности каждого из них, а также сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности. Одаренные талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и решать современные, экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными детьми является одним из главных направлений работы нашей гимназии.
В работе по данному направлению решаются следующие задачи:
- Выявление одаренных детей и создание системы работы с ними.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общественных ценностях
- Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
- Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
В работу с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Ожидаемые результаты:
- Реализация творческого потенциала детей.
- Увеличение числа детей, занимающихся в кружках.
- Призовые места в олимпиадах.
- Положительная динамика продвижения учащихся в различных интеллектуальных и творческих мероприятиях.
С 2010 года гимназия работает в рамках областной экспериментальной площадки «Новые формы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов предполагает воспитание и развитие качеств личности, учет индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
В работе с одаренными детьми используем системно-деятельностный подход и наиболее эффективные педагогические технологии: технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
На современном этапе развития общества перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, совершенствовать работу по выявлению и поддержке способных и одаренных детей через вовлечение их во внеурочную деятельность. Так, в рамках реализации направления «Общеинтеллектуальное» нами были разработаны и апробированы программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» и «Юный исследователь», т.к. большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность. Программа «Юный исследователь» была рецензирована Поповой Г.Н., к.п.н., директором МОУ ДПО «Научно-методический центр». Всевозможные формы и виды деятельности на занятиях позволяют поддерживать и развивать способности и таланты.
Организация занятий в секции «Юный исследователь» позволила включить большую часть ученики гимназии в участие проектной деятельностью. Они с интересом выполняют предметные и межпредметные проекты как коллективные, так и индивидуальные, которые становятся победителями и призерами на областных и городских гимназических и научно-практических конференциях.
Занятия курса «Умники и умницы» способствуют привлечению учащихся к интеллектуальной деятельности, повышению интереса к знаниям, развитию их способностей и творческой инициативы.
Наши ученики активно и результативно участвуют в школьных предметных олимпиадах, ежегодно становятся победителями и призерами городских олимпиад, имеют результаты в олимпиадах всероссийского уровня «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Инфознайка». Для подготовки детей к олимпиадам разработано методическое пособие «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» [3]. Данное пособие «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» стало победителем муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса».
Ежегодно гимназисты 4-го класса становятся победителями «Интеллектуального марафона», который проходит в городе.
Активное использование интерактивного оборудования способствует формированию ИКТ-компетентности: умению работать с электронными словарями, коллекциями, анимациями, созданию презентаций к урокам и внеурочным занятиям, чтению и построению диаграмм. Это позволяет учащимся принимать активное участие в дистанционных олимпиадах.
Таким образом, система развития одаренности актуальна и можно с уверенностью сказать, что в нашей гимназии созданы все условия для развития творческой одаренной личности. Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями, так как особенно важно для становления личности одаренного ребенка – внимание родителей. Именно семья и родители играют важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Работа с одаренными детьми требует постоянного роста мастерства и педагогической гибкости. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. И задача учителя – научить ребенка творчеству, самостоятельности, воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Успешность ученика подтверждается успешностью учителя. Так, ежегодно представляем опыт на городских и областных семинарах, публикуем свой опыт работы, являемся победителями областного конкурса «Первый учитель».
Список литературы
- Андреев, В.И., «Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества» [Текст]/ В.И. Андреев. – Казань, 2007
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды [Текст]/ Н.С. Лейтес. – М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2003
- Кононова, Н.В., Васильева, Л.А., Луценко, И.В., Тарасова, С.Л., Смирнова, Т.П. «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» [Текст]/ учебно-методическое пособие. – Ленинск-Кузнецкий, МОУ «Гимназия № 12», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы со слабоуспевающими детьми в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов (из опыта работы)...
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...
«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»
В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....
Работа с одаренными учениками в условиях реализации ФГОС.
Теоритеческая часть работы с одаренными детьми в начальной школе....
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС...
Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...