Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
материал
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi.docx | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективная работа с одаренными детьми
в условиях реализации ФГОС
(из опыта работы)
Автор: Сафина Эльмира Зинатулловна
МБОУ «СШ № 5», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Актуальность
Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества.
Целью моей педагогической работы является формирование интеллектуальной, социально-адаптированной личности, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть личности творческой. Моя главная задача – помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Для достижения цели были поставлены задачи:
- организация работы с одаренными детьми;
- построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала;
- развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- совершенствование педагогического процесса на основе гибкой организации образовательного пространства
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в моей деятельности.
Что такое одаренность?
Проблемой одаренности занимались многие ученые и психологи. Анализ литературы позволил выделить наиболее популярные идеи в изучении проблемы одаренности:
- идея развития способностей человека путем освоения культурного наследия человечества (Выготский Л.С. и др.)
- идея развития способностей путем включения их в конкретную деятельность (Теплов Б.М. и др.)
- идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (Гильбух Ю.З).
- идея творческой одаренности (Матюшкин A.M.)
- идея развития человека через создание условий его творческой деятельности (Талызина Н.Ф. и др.);
- идея поэтапного развития умственного развития ребенка (П.Я Гальперин.)
- идея развития ребенка в заинтересовавшей его деятельности (Скаткин М.Н., Лерн И.Я. и др.)
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
Основные типы одаренности
- Интеллектуальный тип одаренности (дети с высокими общими и интеллектуальными способностями);
- Академический тип одаренности (дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук);
- Художественный тип одаренности (дети с высокими творческими способностями);
- Лидерская (социальная) одаренность (дети с высокими лидерскими способностями);
- Спортивная одаренность (дети со спортивными способностями).
Особо хочу остановиться на академическом типе одаренности.
Академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения знаний. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными, «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники обладают глубокими прочными знаниями, они умеют самостоятельно их получать — сами читают научную литературу, энциклопедии, справочники, анализируют, обобщают учебный материал, делают выводы.
В любом случае познавательная потребность является непременной характеристикой любого типа одаренности.
Признаки одаренности:
- высокие интеллектуальные способности;
- высокие творческие способности;
- способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
- любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- высокая личностная ответственность;
- самостоятельность суждений;
- позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Именно в этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности.
Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.
Работу со способными детьми начинаю в 1-ом классе. Этот процесс осуществляется совместно с психологом на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащихся. С помощью диагностических методик определяются уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявляются дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности.
У одарённых детей проявляются такие способности, как высокая любознательность, овладение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
В работе с одарёнными детьми я использую следующие принципы:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения; Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. (На уроках использую карточки индивидуальных разноуровневых заданий по математике, русскому языку, разноуровневые контрольные работы, карточки с заданиями повышенной трудности, решение логических, комбинаторных задач).
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (учебные пособия, информационно-коммуникативные технологии, развитие психических процессов через систему специально организованных диагностических занятий развивающегося характера)
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога. (Дети являются инициаторами проведения внеклассных мероприятий, социальных проектов, экологических акций, благотворительных конкурсов, творческих заданий).
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности: проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов творческих работ, участие в конкурсах различного уровня.
Формы работы с одарёнными детьми
- индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения (карточки для индивидуальной работы, разноуровневые контрольные работы, дифференцированные домашние задания, выполнение заданий повышенной трудности, тесты).
- участие в олимпиадах школьного, муниципального этапов;
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам;
- проведение предметных недель;
- участие в конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях;
- организация проектных и исследовательских работ;
- интеллектуальные марафоны, блиц -турниры
- работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями).
- создание портфолио ученика.
Урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Она направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Урок - основная форма организации учебного процесса
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников. Работать с такими детьми интересно и сложно. На уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
На уроках я использую групповые формы работы, организую работу в парах, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.
Внеклассная работа
Одной из форм внеклассной работы, способствующей формированию познавательного интереса, является проведение предметных недель. Главная цель - привитие любви к изучаемому предмету, формирование умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Организуется участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах и в социально значимых проектах.
Мои обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных олимпиад, всероссийских олимпиад.
Мои обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных, всероссийских конкурсов.
Эти обучающиеся с высокими интеллектуальными способностями, развитым логическим мышлением, воображением. Они умеют нестандартно мыслить и находить правильное решение из проблемных ситуаций.
Работу с одаренными детьми провожу в соответствии с разработанным планом.
План работы с одаренными детьми
№ п/п | Содержание работы. 4 класс | Сроки выполнения |
1. | Активизация познавательного процесса внимания. | Сентябрь |
2. | Развитие памяти, концентрации и распределения внимания учащихся. | Регулярно |
3. | Родительское собрание на тему «Интеллектуальное развитие детей в семье». | Сентябрь |
4.
| Подготовка учащихся к конкурсам "Мир книги", «Как хорошо уметь читать!». | октябрь |
5.
| Подготовка одаренных детей к региональной межпредметной олимпиаде младших школьников «Эрудит». | ноябрь |
6. | Подготовка одаренных учащихся к конкурсу «Разговор о правильном питании». | декабрь |
7. | Подготовка одаренных детей к областному конкурсу технического творчества "Модель своими руками". | январь |
8. | Выступление учащейся на ШМО классных руководителей с презентацией социального проекта «Каждой пичужке – наша кормушка». | февраль |
9. | Проведение предметных недель по математике, русскому языку (дети являются активными участниками, организаторами проведения мероприятий). | Февраль |
10. | Участие одаренных детей в районных олимпиадах. | март |
11. | Организация проектной деятельности младших школьников. Индивидуальные задания для одаренных детей. | В течение года |
12. | Организация исследовательской деятельности младших школьников с одаренными детьми. | В течение года |
13. | Организация и проведение социального проекта «Подарок ветерану» (Одаренные дети - инициаторы и организаторы проведения). | Апрель-май |
14. | Организация дополнительных занятий по русскому языку с одаренными детьми (дети проявляют инициативу и самостоятельность в подготовке к занятиям). | В течение года |
15. | Организация дополнительных занятий по математике с одаренными детьми (дети проявляют инициативу и самостоятельность, творчество в подготовке к занятиям). | В течение года |
16. | Участие одаренных детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах в онлайн-школе дополнительного образования «МетаШкола». | В течение года |
17. | Дистанционные занятия одаренных детей в интернет-кружках школы дополнительного образования «МетаШкола». | В течение года |
№ п/п | Содержание работы. 1 класс | Сроки выполнения |
1. | Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности. | Сентябрь |
2. | Развитие памяти, концентрации и распределения внимания учащихся. | Регулярно |
3. | Консультации родителей на тему «Как развивать одарённого ребенка». | сентябрь |
4.
| Вовлечение учащихся в работу кружков. | сентябрь |
5.
| Подготовка одаренных детей к конкурсу творческих работ «Голос ребенка». | сентябрь |
6. | Подготовка учащихся к конкурсам "Мир книги", "Пейзажи родного края", «Моя семья». | октябрь |
7. | Подготовка одаренных учащихся к олимпиадам. | В течение года |
8. | Подготовка учащихся к конкурсу «Свет Рождественской звезды» | декабрь |
9.
| Подготовка одаренных учащихся к конкурсу «Разговор о правильном питании». | январь |
10. | Включение на уроке нестандартных заданий для одаренных детей, решение задач повышенной сложности. | Регулярно |
11. | Организация с одаренными детьми социального проекта «Кормушки для птиц» | Ноябрь-февраль |
12. | Проведение предметных недель по математике, русскому языку (Одаренные дети - инициаторы и организаторы проведения конкурсов, викторин). | Февраль |
13. | Подготовка одаренных детей к конкурсу творческих работ «Как хорошо уметь читать!» | март |
14. | Организация проектной деятельности с одаренными детьми. Индивидуальные задания для одаренных детей. | В течение года |
15. | Организация исследовательской деятельности с одаренными детьми. | В течение года |
16. | Подготовка учащихся к экологической акции «Поможем птицам!» | март |
17. | Дополнительные занятия с одаренными детьми после уроков. | В течение года |
№ п/п | Содержание работы. 2 класс | Сроки выполнения |
1. | Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности. | Сентябрь |
2. | Развитие памяти, концентрации и распределения внимания учащихся. | Регулярно |
3. | Консультации родителей на тему « Как помочь ребенку хорошо учиться?» | Сентябрь |
4.
| Вовлечение учащихся в работу кружков. | Сентябрь |
5.
| Подготовка учащихся к конкурсам "Мир книги", "Пейзажи родного края", «Моя семья». | октябрь |
6. | Подготовка одаренных детей к школьному этапу олимпиад. | Октябрь - январь |
7. | Включение на уроке для одаренных детей нестандартных заданий, индивидуальных заданий, решение задач повышенной сложности. | систематически |
8. | Организация и проведение внеурочной деятельности. | В течение года |
9.
| Подготовка одаренных детей к конкурсу ««Разговор о правильном питании», "Моя профессиональная карьера". | январь |
10. | Проведение предметных недель по математике, русскому языку. | Февраль |
11. | Подготовка и участие одаренных детей в районных олимпиадах. | Февраль-март |
12. | Подготовка одаренных детей к конкурсу творческих работ «Как хорошо уметь читать!» | март |
13. | Организация проектной деятельности с одаренными детьми. | В течение года |
14. | Организация исследовательской деятельности с одаренными детьми. | В течение года |
15. | Подготовка учащихся к экологической акции «Поможем птицам!» | Февраль-март |
16. | Дополнительные занятия с одаренными детьми по математике, русскому языку. | В течение года |
17. | Участие одаренных детей в дистанционных олимпиадах в онлайн-школе «Фоксфорд». | В течение года |
Работа с родителями
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
В. А. Сухомлинский
Неизменными помощниками педагога в развитии способностей каждого одаренного ребенка становятся родители. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет продуманная и четко организованная система сотрудничества. Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. С первых дней работы с детским коллективом я знакомлю родителей с перспективами его развития. Обсуждаем с родителями план воспитательной работы, при этом учитываю их предложения. Родители - активные помощники классного руководителя. Они проявляют инициативу и самостоятельность в проведении внеклассных мероприятий, районных и всероссийских конкурсов, организации походов, выставок творческих работ. Сами находят нужный материал.
3. Коррекционная работа.
Значимым направлением деятельности классного руководителя является индивидуальная коррекционная работа с семьями одаренных детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и интеллектуальных способностей одаренных учеников.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьями одаренных учащихся являются классные и школьные родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, диспуты.
Тематика родительских собраний:
- Родителям о внимании и внимательности.
- Особенности памяти у младших школьников и ее развитие в условиях семьи.
- Привитие интереса у детей к чтению.
- Домашняя школа интеллектуального развития.
- Как подготовить ребенка к успешному обучению в пятом классе.
Данная педагогическая практика позволила создать наработки по развитию универсальных учебных действий у школьников:
1)личностных (работа, направленная на повышение у ребят внутренней мотивации к учебе, привлечение учащихся к участию в социальных проектах);
2) регулятивных (создание портфолио);
3) познавательных (участие ребят в проектно-исследовательской деятельности);
4) коммуникативных (групповая работа на уроке, сотрудничество во внеурочной деятельности, организация социальных проектов)
Считаю, что учитель должен находиться в постоянном развитии и являться исследователем. Работа с одаренными детьми основана на тесной связи воспитания и образования, урочной и внеурочной деятельности учащихся: включение в их в интеллектуальную работу, что приводит к повышению интереса к предметам, к повышению качества знаний. Формируются умения организации и программирования эффективной деятельности учащихся основной школы через включение их в исследовательскую и творческую работу, учащиеся мотивируются на приобретение знаний.
«Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Современная социокультурная ситуация требует повышенного внимания к роли учителя в обществе. Достижение нового качества образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагога, его готовности решать новые сложные задачи. Необходимо помнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный, никогда не прекращающийся процесс, который требует от учителей личностного роста педагогического мастерства, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, учителями - предметниками, администрацией школы и обязательно с родителями одаренных детей.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Стандарты нового поколения. Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2010.
3. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Е.И. Булин - Соколова, Т. А. Рудченко и др.- М.: Просвещение, 2012.
4. Стандарты нового поколения. Проектные задачи в начальной школе. А. Б Воронцова. - М., Просвещение, 2011.
5. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Ростов: Феникс, 2011.
6. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы /Г. В. Керова.- М.: ВАКО, 2015.
7. http://infourok.ru/user/chizhova-nadezhda-vasilevnа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...
Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы).
Процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравствен...
Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...
Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...
"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)
В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...