ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno-dialogicheskoe_obshchenie.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
V Международная (заочная) научно-образовательная конференция
«Актуальные проблемы дошкольного и начального образования»
1 декабря 2016 г.
ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глебова И.А.
Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Казани
Актуальность. Технология проблемно-диалогического обучения в начальном образовании получает все большее распространение. Суть ее состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляется учениками на уроке в ходе выстроенного учителем диалога, нацеленного на развитие логико-теоретического и интуитивного мышления учеников [2, с. 37].
Возникает проблема. Как использовать технологию проблемно-диалогического обучения в развитии познавательного интереса младших школьников?
Исходя из требований времени и с учетом сказанного, я обозначила цели и задачи.
Цель: использование проблемно-диалогического обучения как условия развития познавательного интереса младших школьников.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы проблемно - диалогической технологии, возможности её использования в учебной деятельности младших школьников;
- создать условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика, развитие личности ребенка;
- формировать у учащихся потребности к самостоятельному добыванию знаний (учить учиться), в самоконтроле и адекватной самооценке.
Слово «проблемно» заключается в том, что на уроке должна быть поставлена учебная проблема и найден способ ее решения.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Итак, проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога [5, с. 33].
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Каждый из них имеет свою структуру, задачи, обеспечивающие разную учебную деятельность.
Побуждающий диалог содержит в себе стимулирующие реплики, которые помогают ученику посмотреть на проблему урока творчески [1, с. 21].
При постановке проблемы побуждающий диалог помогает ученикам осознать противоречие, которое содержится в проблемной ситуации, в том числе и для самостоятельного формулирования проблемы.
В процессе поиска решения побуждающий диалог используется с целью выдвижения и проверки гипотез.
Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, образующих логическую цепочку, где из одной мысли вытекает другая. Он управляет рассуждениями детей, развивает логическое мышление [3, с. 19].
В структуру подводящего диалога могут входить как репродуктивные вопросы и задания (вспомнить, выполнить по образцу), так и продуктивные (на анализ, сравнение, обобщение). Все вопросы опираются на пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока [4, с. 15]. При подводящем диалоге появление ошибочных ответов менее вероятно. Однако если это происходит, необходимо задать вопросы типа «Кто думает иначе? У кого другое мнение?».
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Метод постановки учебной проблемы предполагает использование следующих мотивирующих приёмов: «яркое пятно», «актуальность». Первый приём заключается в использовании сказок и загадок, фрагментов из художественной литературы, случаев из повседневной жизни, шуток, демонстрации малопонятных явлений с помощью опыта и наглядности, игровых ситуаций. Второй приём состоит в раскрытии значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
В то же время у всех форм диалогов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами.
Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.
1. Побуждающий диалог.
Окружающий мир. Тема урока «Ценный совет».
– Ребята, для организации и проведения праздника «Золотая осень» мне нужны помощники. (Лес рук.) Как же мне их выбрать? (По считалке. Тех, кто еще не помогал. А я считаю, что надо выслушать предложения всех детей.)
– Молодец! Почему так важно послушать предложения всех детей? (Лучше выслушать разные советы многих, чем совет только одного или двух детей. Праздник будет интереснее.)
– Какова же тема урока? (Ценные советы.)
2. Подводящий диалог.
Математика. Тема урока «Отношения больше, меньше».
На доске начерчены квадраты, треугольники, круги.
– Разбейте фигуры на группы по форме.
– Давайте узнаем, поровну у нас кругов и треугольников или нет. Как это сделать? (Положить круги на тре угольники или соединить их линиями. Кругов и треугольников поровну.)
– Поровну ли у нас квадратов и треугольников? (Нет.)
– На сколько больше квадратов, чем треугольников? (Квадратов больше, чем треугольников, на 2.)
– На сколько меньше треугольников, чем квадратов? (Треугольников меньше, чем квадратов, на 2.)
– Скажите, а квадратов и кругов поровну или нет? Попробуйте ответить на этот вопрос, не пересчитывая фигуры и не накладывая их друг на друга. (Раз кругов и треугольников поровну, а квадратов и треугольников не поровну, значит, квадратов и кругов не поровну.)
– Как вы думаете, какая сегодня тема будет на уроке? (Сравнение группы предметов.)
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Математика. Тема урока: «Число и цифра 6»
– Вчера мне загадали интересную загадку, и я решила загадать её вам.
Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Три – под берёзой,
Да три – под осиной.
Сколько их будет В плетёной корзине? (приём «яркое пятно»)
– Верно. Число и цифра шесть – тема нашего урока
Таким образом, реализация проблемно-диалогической технологии с использованием компьютера в учебном процессе стимулирует познавательный интерес, позволяет создать условия для развития творческой активности учащихся, их самостоятельности, предприимчивости. Дети не только получают знания, но и приобретают навыки общения, а это жизненно важное умение они переносят в реальную жизнь.
В результате использования диалогических методов постановки проблемы при обучении младших школьников математике ученики научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, что будет способствовать достижению планируемых результатов начального общего образования.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для уч. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.– 151 с.
2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Валдос, 2012. – 208 с.
3. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
4. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е.Л. Мельникова. – М.: Академия, 2012. – 162 с.
5. Фурсенко, А.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации / А.А. Фурсенко. – М.: Педагогика, 2014 – 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке...
"Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса".
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...
Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"
В пояснительной записке раскрывается опыт работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...