ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Глебова Ирина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno-dialogicheskoe_obshchenie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

V Международная (заочная) научно-образовательная конференция

«Актуальные проблемы дошкольного и начального образования»

1 декабря 2016 г.

ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Глебова И.А.

Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» г. Казани

Актуальность. Технология проблемно-диалогического обучения в начальном образовании получает все большее распространение. Суть ее состоит в том, что постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляется учениками на уроке в ходе выстроенного учителем диалога, нацеленного на развитие логико-теоретического и интуитивного мышления учеников [2, с. 37].

Возникает проблема. Как использовать технологию проблемно-диалогического обучения в развитии познавательного интереса младших школьников?

Исходя из требований времени и с учетом сказанного, я обозначила цели и задачи.

Цель: использование проблемно-диалогического обучения как условия развития познавательного интереса младших школьников.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы проблемно - диалогической технологии, возможности её использования в учебной деятельности младших школьников;
  • создать условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика, развитие личности ребенка;
  • формировать у учащихся потребности к самостоятельному добыванию знаний (учить учиться), в самоконтроле и адекватной самооценке.

Слово «проблемно» заключается в том, что на уроке должна быть поставлена учебная проблема и найден способ ее решения.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Итак, проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога [5, с. 33].

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Каждый из них имеет свою структуру, задачи, обеспечивающие разную учебную деятельность.

Побуждающий диалог содержит в себе стимулирующие реплики, которые помогают ученику посмотреть на проблему урока творчески [1, с. 21].

При постановке проблемы побуждающий диалог помогает ученикам осознать противоречие, которое содержится в проблемной ситуации, в том числе и для самостоятельного формулирования проблемы.

В процессе поиска решения побуждающий диалог используется с целью выдвижения и проверки гипотез.

Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, образующих логическую цепочку, где из одной мысли вытекает другая. Он управляет рассуждениями детей, развивает логическое мышление [3, с. 19].

В структуру подводящего диалога могут входить как репродуктивные вопросы и задания (вспомнить, выполнить по образцу), так и продуктивные (на анализ, сравнение, обобщение). Все вопросы опираются на пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока [4, с. 15]. При подводящем диалоге появление ошибочных ответов менее вероятно. Однако если это происходит, необходимо задать вопросы типа «Кто думает иначе? У кого другое мнение?».

Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Метод постановки учебной проблемы предполагает использование следующих мотивирующих приёмов: «яркое пятно», «актуальность». Первый приём заключается в использовании сказок и загадок, фрагментов из художественной литературы, случаев из повседневной жизни, шуток, демонстрации малопонятных явлений с помощью опыта и наглядности, игровых ситуаций. Второй приём состоит в раскрытии значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

В то же время у всех форм диалогов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами.

Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

1. Побуждающий диалог.

Окружающий мир. Тема урока «Ценный совет».

 – Ребята, для организации и проведения праздника «Золотая осень» мне нужны помощники. (Лес рук.) Как же мне их выбрать? (По считалке. Тех, кто еще не помогал. А я считаю, что надо выслушать предложения всех детей.)

 – Молодец! Почему так важно послушать предложения всех детей? (Лучше выслушать разные советы многих, чем совет только одного или двух детей. Праздник будет интереснее.)

 – Какова же тема урока? (Ценные советы.)

2. Подводящий диалог.

Математика. Тема урока «Отношения больше, меньше».

На доске начерчены квадраты, треугольники, круги.

– Разбейте фигуры на группы по форме.

– Давайте узнаем, поровну у нас кругов и треугольников или нет. Как это сделать? (Положить круги на тре угольники или соединить их линиями. Кругов и треугольников поровну.)

– Поровну ли у нас квадратов и треугольников? (Нет.)

– На сколько больше квадратов, чем треугольников? (Квадратов больше, чем треугольников, на 2.)

– На сколько меньше треугольников, чем квадратов? (Треугольников меньше, чем квадратов, на 2.)

– Скажите, а квадратов и кругов поровну или нет? Попробуйте ответить на этот вопрос, не пересчитывая фигуры и не накладывая их друг на друга. (Раз кругов и треугольников поровну, а квадратов и треугольников не поровну, значит, квадратов и кругов не поровну.)

– Как вы думаете, какая сегодня тема будет на уроке? (Сравнение группы предметов.)

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Математика. Тема урока: «Число и цифра 6»

– Вчера мне загадали интересную загадку, и я решила загадать её вам.

 Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

 Три – под берёзой,

Да три – под осиной.

Сколько их будет В плетёной корзине? (приём «яркое пятно»)

– Верно. Число и цифра шесть – тема нашего урока

Таким образом, реализация проблемно-диалогической технологии с использованием компьютера в учебном процессе стимулирует познавательный интерес, позволяет создать условия для развития творческой активности учащихся, их самостоятельности, предприимчивости. Дети не только получают знания, но и приобретают навыки общения, а это жизненно важное умение они переносят в реальную жизнь.

В результате использования диалогических методов постановки проблемы при обучении младших школьников математике ученики научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, что будет способствовать достижению планируемых результатов начального общего образования.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для уч. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.– 151 с.

2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Валдос, 2012. – 208 с.

3. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.

4. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е.Л. Мельникова. – М.: Академия, 2012. – 162 с.

5. Фурсенко, А.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации / А.А. Фурсенко. – М.: Педагогика, 2014 – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.

Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке...

"Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса".

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...