Доклад: «Педагогические условия формирования и развития познавательных интересов младших школьников»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Педагогические условия формирования и развития познавательных интересов младших школьников»
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Современная школа призвана обеспечить ученику успешность в учебной деятельности, его личностное развитие. Одним из критериев эффективности педагогического процесса является устойчивый познавательный интерес школьников. Развитие познавательного интереса можно назвать одной из главных проблем современной школы. Познавательный интерес - это важный фактор обучения, а также важная предпосылка для того, чтобы формировать личность.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
- Мотив
- Познавательный интерес
- Познавательная активность
- Познавательная деятельность
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности (индивидуально- психологическими особенности личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду)– одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Для того чтобы ребенок успешно и с удовольствием учился, необходимо сформировать у него познавательный интерес еще в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст является этапом активного развития всех познавательных интересов, где у школьников можно увидеть яркие различия. Для большинства младших школьников характерны познавательные интересы довольно не высокого уровня. В начале обучения все интересы младших школьников развиваются очень интенсивно, особенно познавательные интересы, сильное стремление узнать как можно больше, интеллектуальная любознательность. Вначале появляются интересы к некоторым фактам, отдельным явлениям, потом интересы, связанные с выявлением причин, связей, закономерностей и взаимозависимостей между явлениями. Если в первых и вторых классах детей чаще интересует, «что это такое?», то в последующие годы типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С третьего класса начинают различаться учебные интересы. Однако, несмотря на это, в начальной школе познавательные интересы учащихся, обычно, проявляются эпизодически. Они появляются в определенных ситуациях, как правило, под непосредственным воздействием урока, но практически всегда угасают, как только урок закончится или когда ребенок получит сведения, удовлетворяющие этот его эпизодический интерес.
К.Д. Ушинский отмечал, как значимо серьезное занятие сделать для учащихся занимательным. Для этого педагоги насыщают свою деятельность методами, пробуждающими непосредственный интерес школьника. Они используют разнообразный занимательный познавательный материал, игры, задачи на сообразительность, викторины, ребусы, занимательные ситуации, шарады.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
- интерес к предмету (я изучаю предмет не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
- сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но заставляю себя заниматься).
- принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Значит, можно сделать вывод для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Интерес ребёнка - важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Интерес к занятиям у ребенка вызывается и поддерживается различными методами: чередованием различных форм занятий (уроки внеурочные формы, игры, викторины, школьные тематические «дни» и т.д.), использованием яркой наглядности, соревновательный метод и т.д.
Педагоги начальной школы, в том числе и воспитатели группы продленного дня, призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментом саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Режим группы продленного включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками. Уделяется внимание развитию познавательных и творческих способностей детей. Проводятся воспитательные часы, интеллектуальные игры, занятия на развитие творческих способностей. Дети принимают участие в конкурсах. Становятся победителями, получают дипломы.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интересов во время внеурочной деятельности.
К основным методам формирования познавательного интереса в ГПД можно отнести следующее:
- метод эмоционального стимулирования; Создание ситуации нравственных переживаний (эмоциональный, яркий рассказ), использование ситуации занимательности, чтение стихов, необычных наглядных пособий; фрагментов кинофильмов.
- создание ситуации успеха в учении; Стремление к успеху характерно для каждого учащегося, независимо от того, как он учится. Использование успеха для стимуляции познавательного интереса требует психологического настроя преподавателя на положительные результаты работы с учащимися. Достигается это различными приемами поддержки стремления к успеху, похвалой в процессе работы, демонстрацией положительных итогов деятельности учащихся классу, родителям.
- создание ситуации познавательного спора; Учебная дискуссия -обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания учащихся к обсуждаемым проблемам. Дискуссия - прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса, она дает учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.
- проведение познавательных игр. Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, в сравнительно небольшое время углубить, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Проводя работу по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль творческих заданий. Творческий потенциал заложен и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество- это естественная природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Как показала практика, умелое их использование лишь повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Увеличивается познавательный интерес, скорость и гибкость мышления.
Немаловажное значение на занятиях в ГПД имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление; различные головоломки, шарады, анаграммы, именно они закладывают основы доказательного мышления; задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся, воспитатель анализирует со всеми учащимися во внеурочное время.
Так же на занятиях в ГПД широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Они оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.
Как учебное занятие самоподготовка для формирования познавательных способностей выполняет образовательные и воспитательные функции:
- Образовательные функции:
- информационная (закрепление и повторение знаний полученных на уроках);
- развивающая функция (развитие внимания, памяти, мышления, речи детей.);
- конструктивная функция (планирование учебной работы, распределение сил).
- воспитательные функции:
- мотивационная;
- формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);
- организационная функция.
Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры различного содержания, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, необходимо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Принципиально важно, чтобы дети на каждом занятии переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, воспитательные часы, время самоподготовки.
Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
"Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса".
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способ...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...
" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)
Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...
ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена рассмотрению технологии проблемно-диалогического общения, которая получает все большее распространение в начальном обучении....
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....