Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"
презентация к уроку по окружающему миру
В пояснительной записке раскрывается опыт работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников»
«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, вопросах и ответах создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Актуальность темы
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к изменению целей и важнейших ценностей образования. Сегодня обществу нужен человек, принимающий самостоятельно решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству.
Для достижения планируемых результатов необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а добывались и открывались в совместном творчестве.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем и самостоятельным нахождением ответов на поставленные перед ними вопросы. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ.
Цель моей профессиональной деятельности:
Обобщение педагогического опыта по формированию познавательных УУД средствами технологии проблемно-диалогического обучения
Задачи:
1. Изучить, проанализировать теоретический материал по познавательным УУД, технологии проблемно-диалогического обучения.
2. Внедрить данную технологию в учебный процесс через разработку и проведение проблемно-диалогических уроков, создание проблемных ситуаций, разработку проблемных вопросов и заданий.
3. Представить методы, приемы работы по формированию общеучебных универсальных действий.
4. Разработать учебные задания для диагностики общеучебных УУД.
5. Изучить влияние данной технологии на уровень сформированности познавательных (общеучебных) универсальных действий учащихся.
ФГОС о познавательных УУД
Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-моделирование;
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Педагоги и психологи о проблемном обучении
В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные.
Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения.
Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций.
Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения.
Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.
Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.
Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.
Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию познавательных способностей учащихся.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.), разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса представляет собой систему связанных между собой проблемных ситуаций.
Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Создание проблемных ситуаций – необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У школьников появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи. Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения. Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:
1.Постановка в формировании вопроса или темы урока.
2.Возникновение проблемной ситуации.
3.Осознание затруднения и постановка проблемы.
4.Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.
5.Доказательство гипотезы.
6.Проверка правильности решения проблемы.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методы постановки учебной проблемы
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой плодотворной идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.
При освоении знаний ученик может пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждое можно организовать тремя методами. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Методы поиска решения содержат: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. В отличие от традиционных методов, где постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы , а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде и деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
Внедрение проблемно-диалогического обучения
В таблицах представлены темы уроков по окружающему миру в 1-4 классах по программе «Начальная школа 21 века», где применяю технологию проблемно-диалогического обучения, на данных уроках создаются проблемные ситуации: «с затруднением», «с удивлением» и др.
класс | № урока | Тема урока |
1 | 1. 7. 11. 12. 13. 14. 20. 24. 25. 27. 28 | Этот удивительный мир. Что нам осень подарила? Как из зерна получилась булка? Человек и домашние животные. «Октябрь уж наступил …» Явления природы. Что такое здоровье? Ноябрь – зиме родной брат. Звери – млекопитающие. Что мы знаем о птицах? Какой бывает вода? |
2 | 3. 6. 12. 15. 37. 43. 47. 54. | Наши помощники органы чувств. Поговорим о здоровье. Почему нужно правильно питаться. Почему нужно быть осторожным Чем Земля отличается от других планет? Разнообразие растений. Кустарники леса. Что мы знаем о воде. |
3 | 3. 8. 12.
23. 27. 35. | Планета Земля – шар. Географическая карта. Масштаб. Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. Роль животных в природе. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Почему люди приручали животных. |
4 | 4. 6. 8. 16. 19. 37. 39. | Пищеварительная система. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. Здоровый человек- здоровый сон. Поговорим о вредных привычках. Тундра. Пустыня. |
Проблемные ситуации на уроках (из опыта работы)
Приём «Предъявление противоречивых фактов»
Окружающий мир, 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 43. Тема «Разнообразие растений»
| ||
Познавательные (общеучебные, логические) УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель предъявляет детям противоречие: - Хвоинки сосны держатся на ветке два- три года, а хвоинки ели — пять-семь лет. Затем они опадают. Почему же сосну и ель называют вечнозелёными растениями? | Дети пытаются объяснить данный факт, высказывают свои предположения: -Когда старые хвоинки сосны или ели опадут, на их месте вырастают новые.
| |
-Да, но тогда одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелёными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна?
| -А может быть у сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки, как и у лиственных деревьев.
| |
- Возможно, но, тогда, как это происходит?
| - Хвоя сосны и ели, скорее всего, обновляется постепенно, незаметно, поэтому сосна и ель всегда зеленые. | |
-Да, и это верно. |
|
Приём «Сталкивание разных мнений»
Окружающий мир 4 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 37. Тема «Тундра» | ||
Познавательные (общеучебные, логические) УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель сталкивает разные мнения учащихся: - Как вы думаете лиственница — хвойное или лиственное дерево?
| Ученики высказывают свои мнения(предположения): -Возможно, хвойное, потому что у неё хвоинки, а не листовая пластинка, как у лиственных деревьев. -Нет, лиственница, возможно, относится к лиственным деревьям. Ведь она в отличии от всех хвойных деревьев сбрасывает хвоинки на зиму. | |
-Почему же ей дали такое название - лиственница?
| - Лиственница теряет хвоинки каждый год, как лиственные деревья, с этим, вероятнее всего, и связано ее название. Но вместе с тем, она относится к хвойным деревьям, ведь у неё листья-хвоинки.
|
Результативность
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Результаты диагностик показали, что применение на уроках технологии проблемно-диалогического обучения оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников» Тема презентации:
Актуальность Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Проблемное обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем и самостоятельным нахождением ответов на поставленные перед ними вопросы. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ
1. Изучить, проанализировать теоретический материал по познавательным УУД, технологии проблемно-диалогического обучения. 2. Внедрить данную технологию в учебный процесс через разработку и проведение проблемно-диалогических уроков, создание проблемных ситуаций, разработку проблемных вопросов и заданий. 3. Представить методы, приемы работы по формированию общеучебных универсальных действий. 4. Разработать учебные задания для диагностики общеучебных УУД. 5 . Изучить влияние данной технологии на уровень сформированности познавательных ( общеучебных ) универсальных действий учащихся. Обобщение педагогического опыта по формированию познавательных УУД средствами технологии проблемно-диалогического обучения Цель: Задачи:
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования ФГОС о познавательных УУД Метапредметные результаты Познавательные УУД это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования ФГОС о познавательных УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД общеучебные логические п остановка и решение проблемы
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Педагоги и психологи о проблемном обучении В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения. Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций. Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения. Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова- Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности. Что же такое проблемное обучение ? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний. Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя . Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Проблемное обучение Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса представляет собой систему связанных между собой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Методы постановки учебной проблемы Освоение знаний Постановка учебной проблемы Поиск решения Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации к гипотезам диалог Проблемная ситуация Специальные реплики Противоречие Проблема Подводящий к теме диалог Система вопросов и заданий Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» «Актуальность» «С удивлением» «С затруднением»
Деятельностный аспект личного вклада педагога Структура проблемного урока 1.Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области . 2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме . 3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания . 4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы . 5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания . 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы . 7. Повторение - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала . 8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности
Деятельностный аспект личного вклада педагога Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения в уроки окружающего мира (1-4 классы ). УМК «Начальная школа 21 века» класс № урока Тема урока 1 1. 7. 11. 12. 13. 14. 20. 24. 25. 27. 28. Этот удивительный мир. Что нам осень подарила? Как из зерна получилась булка? Человек и домашние животные. «Октябрь уж наступил …» Явления природы. Что такое здоровье? Ноябрь – зиме родной брат. Звери – млекопитающие. Что мы знаем о птицах? Какой бывает вода? класс № урока Тема урока 2 3. 6. 12. 15. 37. 43 . 47. 54. Наши помощники органы чувств. Поговорим о здоровье. Почему нужно правильно питаться. Почему нужно быть осторожным Чем Земля отличается от других планет? Разнообразие растений. Кустарники леса. Что мы знаем о воде.
Деятельностный аспект личного вклада педагога Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения в уроки окружающего мира (1-4 классы ). УМК «Начальная школа 21 века» класс № урока Тема урока 3 3. 8 . 12. 23 . 27 . 35. Планета Земля – шар. Географическая карта. Масштаб. Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. Роль животных в природе. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Почему люди приручали животных. класс № урока Тема урока 4 4. 6. 8. 16. 19. 37. 39. Пищеварительная система. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. Здоровый человек- здоровый сон. Поговорим о вредных привычках. Тундра. Пустыня.
Деятельностный аспект личного вклада педагога Проблемные ситуации на уроках Приём «Предъявление противоречивых фактов» Окружающий мир, 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 43. Тема «Разнообразие растений» Познавательные (общеучебные, логические) УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель предъявляет детям противоречие: - Хвоинки сосны держатся на ветке два- три года, а хвоинки ели — пять-семь лет. Затем они опадают. Почему же сосну и ель называют вечнозелёными растениями? Дети пытаются объяснить данный факт, высказывают свои предположения: -Когда старые хвоинки сосны или ели опадут, на их месте вырастают новые. -Да, но тогда одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелёными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна? -А может быть у сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки, как и у лиственных деревьев. - Возможно, но, тогда, как это происходит? - Хвоя сосны и ели, скорее всего, обновляется постепенно, незаметно, поэтому сосна и ель всегда зеленые. -Да, и это верно.
Деятельностный аспект личного вклада педагога Проблемные ситуации на уроках Приём «Сталкивание разных мнений» Окружающий мир 4 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 37. Тема «Тундра» Познавательные ( общеучебные , логические) УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание, выдвижение гипотез и их обоснование. Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель сталкивает разные мнения учащихся: - Как вы думаете лиственница — хвойное или лиственное дерево? Ученики высказывают свои мнения(предположения): -Возможно, хвойное, потому что у неё хвоинки, а не листовая пластинка, как у лиственных деревьев. -Нет, лиственница, возможно, относится к лиственным деревьям. Ведь она в отличии от всех хвойных деревьев сбрасывает хвоинки на зиму. -Почему же ей дали такое название - лиственница? - Лиственница теряет хвоинки каждый год, как лиственные деревья, с этим, вероятнее всего, и связано ее название. Но вместе с тем, она относится к хвойным деревьям, ведь у неё листья-хвоинки.
Деятельностный аспект личного вклада педагога Проблемные ситуации на уроках Приём «С удивлением» Окружающий мир 4 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 39. Тема «Пустыня» Познавательные ( общеучебные , логические) УУД: -умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование. Деятельность учителя Деятельность учащихся -Как вы думаете, много ли растений в пустыне? -Очень мало, почти нет. -Прочитайте текст о пустыне. ( фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.) Дети читает текст, который вызывает у них удивление. -Что вы сначала сказали? - Что растений в пустыне почти нет. - Один песок, на котором почти ничего не растет. - Как мы привыкли представлять себе пустыню? - Один песок, на котором почти ничего не растет. - А как на самом деле? Что узнали из текста? -Узнали, что, оказывается, и в пустыне есть растительность и очень необычная.
Деятельностный аспект личного вклада педагога Проблемные ситуации на уроках Приём «С затруднением» Окружающий мир 3 класс УМК «Начальная школа 21 века» Урок 8. Тема « Географическая карта. Масштаб. » Познавательные (общеучебные, логические) УУД: постановка проблемы, создание алгоритма деятельности при решение проблемы творческого характера Деятельность учителя Деятельность учащихся -Изобразите в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Дети рисуют заданные предметы. - А теперь дом в натуральную величину. Задание вызывает у детей затруднение: -А как? Это невозможно. - Что же нужно сделать, чтобы изобразить на бумаге большие объекты? Дети приходят к выводу: -Их надо уменьшить.
Диагностика 1 . Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова ) 3. Авторское задание учебного характера для диагностики познавательных ( общеучебных ) УУД
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Победители и призеры школьных, муниципальных и региональных олимпиад
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Дата проведения Мероприятие, его уровень Тема выступления Ноябрь, 2017 г Семинар ( Р МО) «Современные приемы и методы обучения, способствующие формированию УУД» с показом фрагмента видео-урока «Внедрение проблемного метода обучения на уроках окружающего мира » Март, 2018 г Круглый стол (ШМО) «Проблемные ситуации на уроках как средство развития познавательной активности» Январь, 2020 г Заседание (РМО) «Использование методов и приемов интерактивных технологий обучения для формирования предметных и метапредметных результатов» Выступления на ШМО и РМО В сети Интернет
Литература 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2011. 2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2008. - 290с . 3. Мельникова Е.Л.Проблемно -диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО , 2013. – 138 с . 4. Мельникова Е.Л.Проблемно -диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Монография] / Е.Л. Мельникова. – М. : Баласс , 2015. – 272 с . 5. Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с . 6. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира.// ж-л «Начальная школа», 2016. -№ 4. 7. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС : Методическое пособие / Под ред. Н.Н.Деменевой . – М:.АРКТИ, 2012. 8. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007г 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников»
В последние годы в школе возрастает интерес к проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть...
Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников
Статья "Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников"...
Информационные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.
Главное в современном уроке- отказ от шаблонов, максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, развитие способности к самостоятельному поиску и общению. В статье раскрывается ...
Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Занимательные игры как средство формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...