Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.
материал (технология) по теме
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: определяет учебную задачу, выдвигает гипотезы, способы решения, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisan_opyta_1.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Буторова Наталья Владимировна
Муниципальное образовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
Таврического муниципального района Омской области
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.
Буторова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Таврическое, 2011г.
Тема опыта: «Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников»
- Обоснование актуальности
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю.
Работая продолжительное время в школе, постоянно задавала себе вопросы:
- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки открытия нового знания, применяя проблемно-диалогическое обучение. В этом случае каждодневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: определяет учебную задачу, выдвигает гипотезы, способы решения, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
2. Идея и цель.
Определить педагогическую идею опыта позволил анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования между традиционными формами формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика.
Работая над обобщением опыта, я поставила цель: показать, как можно организовать работу учителя и учащихся, используя проблемно-диалогическое обучения на уроках в начальной школе. Ведущая педагогическая идея: учить детей учиться, для этого создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка.
Задачи педагогического опыта:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей
каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.
3. Теоретическое обоснование
В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения. Данная технология позволяет заменять урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. (Е.Л.Мельникова)
Рассмотрим структуру введения нового материала в образовательной системе «Школа 2100». Она включает в себя:
· столкновение с проблемой,
· выдвижение гипотез,
· проверка их,
· исследование на учебном материале в совместной деятельности через многочисленные упражнения и задания;
· результат,
· вывод,
· оценка.
На основе многолетних отечественных исследований в трёх самостоятельных областях – психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и др.), проблемном обучении (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) и учебном диалоге (В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.) – разработана классификация методов обучения, представленная в таблице 1. Проблемные методы помогают реализовать данную структуру урока .
Таблица 1. Классификация методов обучения
МЕТОДЫ | ПРОБЛЕМНЫЕ | Традиционные | ||||
«Классические» | «Сокращенные» | |||||
Постановки проблемы | Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | Постановка проблемы учениками от проблемн ситуации | Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Поиска решения | Сообщение гипотез, проверка учителем | Выдвижение, проверка гипотез учениками | Побуждающий к гипотезам и проверке диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знаний |
Методы классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену, и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. По второму основанию методы разделены на проблемные и традиционные. По характеру учебной деятельности проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращённые».
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащихся, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны.
«Классическая группа» обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность, но осуществляют её разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель
стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.
«Сокращённая » группа методов (за исключением сообщения темы с мотивирующим приёмом) представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.
Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог.
Вышеизложенная классификация методов обучения и сравнительный их анализ позволяют определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем;
как средство развития ключевых компетенций младшего школьника:
- учебно-познавательных (ставить цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
выдвигать гипотезы; формулировать выводы);
- информационных (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию);
- коммуникативных (владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог,
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы)
Технология подготовки проблемного урока открытия нового знания.
I. Актуализация знаний
II. Введение нового знания
1. Постановка проблемы:
- побуждающий диалог;
- подводящий диалог;
- сообщение темы с мотивирующим эффектом.
2. Поиск решения:
- если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог
- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог
III. Воспроизведение новых знаний
- Продуктивные задания.
4. Собственно описание
Я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе проблемно-диалогического обучения. Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках открытия нового знания я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, предполагают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников
Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. « Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим», Луи Паскаль. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру
подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Кто не согласен с ответом предыдущего ученика?» и др.
Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога хотела бы показать на одном из уроков русского языка во втором классе. Ввиду возрастных особенностей учащихся я остановилась на «сокращенном» методе, представляющем собой подводящий к теме диалог. Урок русского языка (приложение 1)
я привожу полностью, чтобы показать своё видение организации подводящего диалога, который не должен быть оторван от других привычных для учителя этапов урока. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила правописания, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Я подбирала вопросы и задания по уже пройденному материалу по темам: звуки и буквы, слово, предложение, повторялись изученные орфограммы. Красной нитью проходит правописание слов с Ь, гласные, обозначающие мягкость впереди стоящих согласных, согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук. Обобщающий вопрос помог детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести правила правописания разделительного Ь. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке.
Приведу пример подводящего к теме диалога на уроке русского языка в 4 классе.(Приложение 2)
Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании. Организацию подводящего к теме диалога я хотела бы показать и на уроке математики. Я предлагаю фрагмент Урока математики в 3-м классе по теме «Сравнение углов» (Приложение 3)
На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Далее организую с классом побуждающий диалог. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, невыполнимое вообще. Я ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных ответов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: я помогаю ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким образом, чтобы ученики получали не готовое знание, а добывали его в процессе собственной учебной деятельности. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», Б. Шоу.
Я предлагаю фрагмент урока математики в третьем классе (Приложение 4)
При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.
Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. Их я организую разными приемами:
1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;
2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;
3) организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.
В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше - побуждающий диалог. Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы. Основная задача представленного мной урока окружающего мира (приложение 5) заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемое в преподавании курса окружающего мира проблемно-диалогическое обучение помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни на этапах урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы.
Хочется остановиться на предметной специфике проблемного диалога, наиболее ярко выраженной у побуждающего диалога. Сравним особенности побуждающего диалога на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.
На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки проблемы завершается. Например, урок математики во втором классе, тема: «Внетабличное умножение». Чтобы создать ситуацию с затруднением, дети получают задание на внетабличное умножение: 12 х 4. С таким заданием они еще не встречались. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Каждый ребенок идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с умножения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно кто-то из детей выделит более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему урока. Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.
Если новый материал не сложный, и ученики справляются с заданием, можно у нескольких учеников спросить ответы. Как правило, они бывают разные, поэтому уместна реплика: «Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Сравнивая этап постановки проблемы на уроках русского языка и математики, можно сделать следующий вывод. Сходство методики заключается в том, что для создания проблемной ситуации ученикам предлагается практическое задание на новый материал. Однако на русском языке это задание ученики обычно выполняют, но по-разному, возникает проблемная ситуация со столкновением мнений. На математике класс такое задание, как правило, выполнить не может и возникает проблемная ситуация с затруднением. Столкновение мнений учащихся на уроке русского языка очевиднее при вызове двух человек к доске, при групповой работе. Затруднение на математике требует фронтальной формы. Естественно, что после возникновения разных проблемных ситуаций на каждом предмете разворачивается свой побуждающий диалог. Поиск выхода из проблемной ситуации (затруднения) на уроках математики обычно проходит на материале того же задания, с которым ученики не справились. Завершаю этап поиска решения открытием нового знания, сравниванием с детьми их формулировки (выводы) с правилом в учебнике.
На уроках естествознания чаще организовываю проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках естествознания часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.
Сходство этих трех методов в том, что они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала , определение темы и цели урока, первичное закрепления во внешней речи. Ученики находят выход из затруднительной ситуации и делают вывод быстрее и легче, если начать урок с этапа актуализации тех знаний, которые будут наталкивать на нужную гипотезу.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно.
Проблемно-диалогическое обучение является результативным и здоровьесберегающим, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий посредством диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися. Вся система заданий составлена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чистописания, продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.
5. Результаты профессиональной деятельности
Использование порблемно-диалогического обучения способствовало развитию ключевых компетенций школьников, повышению уровня мотивации, качества знаний.
Показатель результативности: в течение трёх лет уровень обученности класса, который обучался по УМК «Школа 2100» с 2007 учебного года, составляет 100 % по всем предметам.
Учебный год | Класс | % успеваемости | % качества |
2007 - 2008 | 1 | 100% | Без отметок |
2008 – 2009 | 2 | 100% | 42% |
2009 – 2010 | 3 | 100% | 53% |
Анализируя выбор ответов ребят, можно выделить имеющийся у них повышенный интерес к предметам, указанным в диаграмме, стремление к получению новых знаний и удовольствие от работы на уроке.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
Результативность:
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления;
- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;
- вырабатывается активная позиция детей;
6. Описание перспективы развития опыта.
- Продолжение использования проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе.
- Применение проблемно-диалогического обучения с использованием мультимедийных презентаций.
7. Используемая литература
- Леотьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев как психолог и педагог. // Начальная школа:плюс-минус.2002. №6
- Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . – М, 2004
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.
- Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100.Вып.4-М: Баласс, 2000.
- Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
Приложение 1
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Русский язык, 2 класс
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным ь.
Основные цели:
- формировать каллиграфические навыки учащихся;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
- продолжить формирование орфографической зоркости;
- закреплять понятия из области фонетики;
- познакомить с орфограммой: разделительный ь;
- формировать навыки правописания слов с разделительным ь;
- прививать любовь к природе;
- создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся.
Оборудование: Тетрадь по чистописанию, 2 класс, автор:М.А.Яковлева; учебник «Русский язык», 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина; мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание. Письмо по образцу.
- Дети, откройте «Тетрадь по чистописанию», страница 36-ая, урок №84.
- Как вы думаете, почему автор букву Ь расположил двумя разными способами?
- Обведите.
- Запишите на следующей свободной строке три любых буквосочетания с Ь с нижним соединением и три с верхним соединением.
- Прочитайте предложение. Объясните, как понимаете смысл данного предложения.
- Обведите.
- Запишите ниже так же красиво и правильно.
3. Словарная работа.
а) - Спишите. Вставьте нужную букву.
Т.традь, учит.ль, р.бята, дев.чка, п.льто. (Слова записаны на доске.)
Проверка написания слов.
- Прочитайте слова. Что у них общего?
Д: Все слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Это имена существительные.
б) - Разбейте словарные слова на группы.
Д: Слова, которые отвечают на вопрос кто? И слова, которые отвечают на вопрос что?
Д: Слова с ь и без мягкого знака.
в) - Найдите слово, в котором все согласные буквы обозначают мягкие звуки.
- Подберите к слову учитель однокоренные слова, чтобы это было слово-признак, слово-действие.
Учить, учительский.
- Обозначьте корень.
- Докажите, что эти слова родственные.
Д: Общий корень –учит-.
Д: Похожи по смыслу.
- Составьте предложение с любым из родственных слов (Задание выполняется устно.)
в) Объяснительное письмо.
Ученику удача, а учителю радость. (Ученик обозначает «опасные места», учащиеся подчеркивают обозначенные орфограммы.)
- Объясните смысл пословицы.
5. Актуализация знаний.
Цель этапа:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.
Подводящий к знанию диалог. Приложение №1 (мультимедийная презентация)
(СЛАЙД 2)
- Назовите все гласные буквы.
Д: а, о, у, ы, э, я, е, ю, и, е
- Запишите. Обозначьте звуки цветными точками
(СЛАЙД 3)
- Проверьте, кто сделал так же, как я?
(СЛАЙД 4)
- По какому признаку и на сколько групп можно разбить гласные буквы.
(СЛАЙД 5)
Д: В одну группу буквы, которые обозначают один звук: а, о, у, ы, э, и, в другую - буквы, которые обозначают два звука: я, ё, ю, е.
- Сколько в слове ЁЛКА букв, сколько звуков? Почему?
(СЛАЙД 6)
Д: Буквы я, ё, ю, и, е - обозначающие мягкость предыдущих согласных в одну группу, а, о, у, ы, э - в другую.
- Сколько в слове БЕЛКА букв, сколько звуков?
(СЛАЙД 7)
ЁЛКА, БЕЛКА.
- Почему буква ё обозначает два звука? Буква е один звук?
Д: Буква ё стоит в начале слова, буква е – в середине слова и обозначает мягкость предыдущей согласной.
(СЛАЙД 8)
- Прочитайте слово ПОЁТ .
- Выполните фонетический разбор слова (устно).
Д: ПОЁТ – 2 слога, 4буквы, 5 звуков
-Почему в слове поёт 4 буквы, но 5 звуков?
Д: Буква ё обозначает два звука.
- Буква ё стоит в середине слова, почему же она обозначает два звука?
Д: Буква ё стоит после гласной буквы.
(СЛАЙД 9)
- Какая еще буква обозначает мягкость согласных звуков на письме?
- С помощью буквы Ь превратите УГОЛ - в топливо для печи, ШЕСТ - в однозначное число
П/О: УГОЛ, УГОЛЬ
ШЕСТ, ШЕСТЬ
(СЛАЙД 10)
- Спрячьте Ь в середину слова.
Д: УГОЛ, УГОЛЬ, УГОЛЬКИ
ШЕСТ, ШЕСТЬ, ШЕСТЬСОТ
(СЛАЙД 11)
– Вспомните, что знаете о букве Ь? Расскажите.
Д: Буква Ь обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Буква Ь пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.
Буква Ь - это орфограмма.
(СЛАЙД 12)
- Сравните. Чем отличаются слова Коля и колья?
Д: Написанием, произношением, значением
6. «Открытие» новых знаний.
(СЛАЙД 13)
- Запишите слова Коля, колья в столбик.
- Сделайте звуко-буквенный анализ этих слов.
- Выполните фонетический разбор
- Проверьте.
Д: Коля - 2слога, 4б., 4зв.
Колья - 2 слога, 5б, 5зв.
- Почему в слове колья 5 звуков, ведь буква ь не обозначает звука?
Д: Буква я обозначает два звука.
-Почему? Ведь буква я не стоит в начале слова, или в середине слова после гласной?
- Для чего нужен в слове ь, ведь смягчить предыдущий согласный могла бы я?
Д: Буква ь разделяет согласные звуки.
- Прекрасно. Подумайте, если ь разделяет согласные звуки, значит ь какой?
Д: Разделительный.
7. Определение темы и цели урока.
(СЛАЙД 14)
- Кто догадался, какая тема урока?
Д: Тема урока: Разделительный Ь.
Д: Цель урока: Научиться писать слова с разделительным Ь.
8. Первичное закрепление.
а)(СЛАЙД 15)
– Замените предложение одним словом. Запишите это слово.
Фрукты ил ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна.)
Домики для пчёл. (Ульи.)
Снежная буря. (Вьюга.)
Снаряжение охотника. (Ружьё)
- Дети, прочитайте слова.
- Обозначьте орфограмму. Подчеркните одной чертой.
- Что можете рассказать о правописании разделительного ь?
Д: Разделительный ь пишется после согласных букв.
Д: Разделительный ь пишется перед гласными е, ё, ю, я, и.
- Что же разделяет разделительный ь?
Д: Разделительный ь разделяет мягкие согласные звуки.
Д: В слове ружьё разделительный Ь не смягчает предыдущий согласный, т.к. буква ж обозначает всегда твёрдый звук.
б) (СЛАЙД 16) Составление схемы.
- Откройте страницу 118 учебника, сравните наши выводы с правилом в учебнике.
Д: Мы сделали правильный вывод.
- Отлично! Оказывается вы у меня маленькие учёные и вполне можете самостоятельно составить правило правописания слов с разделительным ь.
в) (СЛАЙДЫ 17, 18, 19)
Учитель: «Посмотрите вокруг –
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…»
Виктор Подкопаев
- Какой край воспевает Виктор Подкопаев?
г) Списывание с печатного текста. (СЛАЙД 20)
Даль морская лазурью окрашена.
- Подчеркните знакомые орфограммы.
- Кто желает прокомментировать знакомые орфограммы?
- Назовите слово, которое относится к теме урока.
д) Выборочный диктант. (Резервное задание)
- Выпишите те имена, в которых есть ь.
Пётр, Софья, Игорь, Борис, Дарья, Антон, Ольга, Илья.
- Прочитайте слова, которые записали.
Д: Софья, Игорь, Дарья, Ольга, Илья.
- Как вы написали имена? Почему?
- Подчеркните орфограмму: большая буква в именах собственных.
- Что можете ещё сказать об этих словах?
Д: Во всех словах есть буква ь.
- Подумайте, на какие две группы можно разделить записанные слова.
Д: Слова с Ь и слова с разделительным ь.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: 1) зафиксировать знание новой орфограммы;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) выделить и поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результаты урока;
- С какой новой орфограммой познакомились?
- Что общего у ь и разделительного ь?
Д: Смягчают предыдущий согласный звук.
- Почему разделительный ь так называется?
Д: Разделяет мягкие согласные звуки.
- Что нового узнали о разделительном ь?
- Какие, ранее приобретенные знания, вам были необходимы на сегодняшнем уроке?
- Кто сегодня был хорошим помощником на уроке?
- Кто хочет дать анализ своей работе на уроке?
10. Домашнее задание
Цель этапа: 1) обсудить и записать домашнее задание
Упр. 201, с. 118.
Приложение 2
Фрагмент урока русского языка в 4 классе
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
- Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Почему в одних словах пишется ь, а в других нет? - Над какой темой будем работать? | Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. - Это существительные с шипящими на конце. - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема) |
Приложение 3
Фрагмент урока математики в 3 классе.
Тема: Сравнение углов
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
На доске изображение прямого, острого и тупого углов. - Сравните углы. - А каким способом вы сейчас сравнивали углы? - Теперь сравните такие углы (на доске изображены два примерно равных угла; практическое задание, сходное с предыдущим) - Каким способом сравнивали? - А это точный способ? - Тогда можете ли вы утверждать, что эти углы равны (доказывает, что задание не выполнено) - Значит, над какой проблемой будем сейчас работать? (побуждение к формулированию проблемы). - Сформулируйте тему по короче (побуждение к переформулированию) | Легко выполняют задание. - Мы сравнивали углы на глаз. - Они одинаковы (выполняют задание, применив известный способ). - На глаз. - Нет, не точный. - Нет, не можем (возникновение проблемной ситуации) - Будем искать более точный способ сравнения углов (учебная проблема как среднее между вопросом и темой урока). - Сравнение углов (учебная проблема как тема) |
Приложение 4
Фрагмент урока математики в 3 классе
Тема: Умножение на двузначное число
Учитель | Ученики |
|
|
Учитель | Ученик |
использует побуждающий диалог | формулируют тему урока |
Способ решения запишите на листке. Подходит к каждой группе:
| Разбиваются по группам, начинают работу. Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:
|
использует побуждающий диалог | формулируют тему урока |
| Молчат.
Работают с калькулятором.
Формулируют правило (открытие нового знания). Обращаются к учебнику. |
Приложение 5
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе
Тема: Гроза двенадцатого года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.
Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»
Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...
Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...
Применение информационно-коммуникационных технологий обучения как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Инновационные технологии обучения....
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...