" Использование изучение народных традиций на уроках в начальных классах" (статья)
учебно-методический материал (4 класс) на тему

В статье рассакзано об использовании изучения народных традиций на уроках в начальных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_o_narodnyh_traditsiyah.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Использование народных традиций

                 в воспитании обучении учащихся начальной школы

.. Мир народной культуры открывает детям    нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле..

Изменившаяся  социально-экономическая ситуация в обществе,  характеризуемая  процессом демократизации, потребовала  усиления внимания  к содержанию гуманистического  воспитания.  Важнейшим  его компонентом является формирование общечеловеческих   ценностей. Самый благодарный  путь  формирования этих ценностей – возрождение забытых национальных обычаев,  традиций, погруженные в истоки национальной культуры. 

Детский сад, школа, семья и окружающая  ее микросреда оказывают на детей сильное влияние  в плане освоения основ культуры  того народа,  той национальности,  к которой  принадлежит ребенок

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

В своем выступлении я хочу остановиться на вопросе значения изучения народных обрядов, традиций в воспитании младших школьников. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды каждого народа, его самое дорогое духовное богатство. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

   В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности своей Родине.  Знакомство с особенностями русских пословиц, поговорок и загадок начинается ещё в младшем возрасте. Ребята не только убедились в том, что используя в своей речи пословицы и поговорки можно ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, но и в том что такие маленькие изречения хранят в себе глубокий смысл, заложенный народом. Большой интерес у учащихся вызвал классный час «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», участие во Всероссийском конкурсе «Пословица недаром молвится», в котором дети показали хорошие знания о пословицах и получили дипломы

  Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даёт наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений, и отгадывание которых так нравится детям. Народ создал загадки обо всём на свете – о человеке, о природе, о животных.  На классном часе «Путешествие в страну загадок» , «КВН по русскому языку» ребята узнали о композиционных особенностях, об истории создания загадок в народе, загадывали и отгадывали русские народные загадки, пробуют сочинить свои загадки, а также вспоминали поговорки, потешки, пословицы.

   Народная игра является феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. Русские народные игры имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
     Очень удобная форма для применения народных игр – прогулка, занятость детей во время перемены. . Одно из достоинств народных игр заключается в том, что они имеют понятные для играющих правила. Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми («Салки – пятнашки» , « Колдуй-расколдуй», «Гуси –лебеди»)    

     На физкультминутках во время урока нашли свое применение пальчиковые народные игры. Они помогают не только организовать физкультминутку, развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку и графические умения младших школьников, но и знакомят учащихся с новым видом народных игр  Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. На уроках я  использую элементы народной традиции нашего народа. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках литературного чтения, русского языка, технологии, ИЗО.

В нашей школе наш класс активное участие принимал в проведении различных мероприятиях по изучению народных традиций: конкурс по изготовлению кукол-оберегов,  праздника «Масленица», «Пасха», играли в  народные игры на площадке, интересно и познавательно прошел  классный час «Мы за чаем не скучаем!».    Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках.

       Не оставляет равнодушными наша работа по данному направлению  и наших родителей. Они присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания.   Привлечение родителей учащихся  способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

     Изучение, освоение народных традиций – путь к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад каждого народа в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности младшего школьного возраста через знакомство с русской народной культурой....

«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».

Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превраща...

Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...

Изучение народных традиций как инструмент , мотивирующий развитие творческих способностей учащихся при отсутствии этнокультурного компонента в школе

В современном социуме среда для прочуствования народных традиций как одного из основных воспитательных средств утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимоде...

Изучение национальных традиций на уроках технологии

Изучение национальных традиций на уроках технологии. Изучая культурные традиции, младшие школьники приобщаются к культуре народа, у них формируется социальная и творческая активность. Это способс...

Проект: Изучение русских традиций на уроках русского языка.

Проект: Изучение русских традиций на уроках русского языка....