«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».
статья на тему

Шатунова Елена Юрьевна

Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот  это и должно быть  конечной целью в воспитании учеников на традициях татарского  народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».

учитель начальных классов

Шатунова Елена Юрьевна

МБОУ «Школа №113» г.Казань

        Традиции в переводе с латинского означает «передача». Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот  это и должно быть  конечной целью в воспитании учеников на традициях татарского  народа.

          Такие качества как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека.

«Опирайся не на силу рук, а на доброе сердце», «Золото на земле не валяется, доброта не забывается» -- провозглашает татарский народ.

           Новое всегда вырастает из старого. Народные традиции и обычаи складываются тысячелетиями. В моем классе учатся и русские дети, и татары. Поэтому мы изучаем разные религиозные традиции: такие как Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан, Карга Баткасы, Пасха, Рождество, Масленица  и др. Школа должна оставаться общеобразовательной и религиозных обучений здесь быть не должно. Но каждому желающему оно должно быть доступно. А каждый ученик должен знать истории и религию своего народа.

           Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное творчество: пословицы и поговорки. Этот метод используется практически на всех уроках. На стендах в классе можно найти пословицы и поговорки татарского  народа на родном языке. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством нашего народа, но и  способствует развитию речи, помогает изучению и усвоению языка.

           У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов: сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. В классе есть аудиокассета с национальными сказками на татарском  языке, которые используются не только на уроках, но и во внеурочное время. Интерес проявляется постепенно, по мере изучения языка. Я надеюсь, что дети будут слушать и воспринимать такие произведения, истинно понимая красоту и величие нашего родного языка, достигать глубину и мудрость народа.

            На праздниках  мы разучиваем стихи на родном языке. Большой вклад в развитие речи вносят уроки музыки, где дети разучивают песни на родном языке. Они поют их везде: на уроках, на внеклассных мероприятиях, во время экскурсий и даже на переменах.. Также на уроках музыки дети знакомятся с татарскими композиторами, слушают их музыку.

            Ключевыми характеристиками воспитания татарского народа на протяжении многих столетий были любовь, гуманное и уважительное отношение к детям. Рождение детей и их воспитание издавна считались для родителей большим счастьем. Оно отражено в многочисленных традициях, в произведениях разных жанров устного народного творчества. Правда, некоторые обычаи устарели, стали невостребованы, и выпали из нашей жизни. Например: младшему сыну в семье давать фамилию, производную от имени его дедушки по линии отца или младшего сына оставлять после женитьбы хозяином отцовского дома.

             Необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважение к старшим должно быть неотъемлемой нормой, основываться не на страхе, а на преклонении перед жизненным опытом. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт татарского народа.

             Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить. Огромную роль в этом играет семья. В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских и  татарских народов.

             Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим, изучение педагогических обычаев и традиций какого-то отдельного народа, имеет важное значение не только для него, но и для других народов. Поэтому все прогрессивные обычаи и традиции различных народов должны быть обобщены, собраны в одно целое и на их основе построено воспитание подрастающего поколения.

             Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным

мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

             Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимания значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа:

- Элек эшлэ, аннан сейлэрсен. («Сначала сделай, потом говори». )

- Карама кешенен, сузенэ, кара эшенэ. ( «Не суди человека по словам, суди по делу». )

- Аз сейлэ, куп эшла. ( «Мало говори, больше работай». )

           Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями и взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

            Одной из характерных черт народной педагогики Востока, в том числе и Республики Татарстан является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай» - говорят татары. «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» - добавляют туркмены. «Сердце матери в детях, сердце детей в играх» - подмечают казахи.

- «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу».

- «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь»

Мать – единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

            О роли отца в семье в народе говорится: «Отец жив – смотри на его поступки, отец умер – помни о его воле». Народ много внимания уделял «личному примеру отцов». «Для плохого отца наказание – плохой сын». 

Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по

наследству, все зависит от воспитания.

            Дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая». ( Яхшы чынаякнын, эче яхшы, яхшы ананын, кызы яхшы.)

            Какие же требования предъявляет татарская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

           Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель» ( Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар.) «Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете». ( Оясында ни курса, очканда шуны кылана. )

            Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем.

 ( Ачык чырай, такта чэй.) Гостеприимство у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. «Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ» ( «Если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу».) Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

            На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок должен иметь смысл и функциональное назначение. Этим мы занимаемся на уроках трудового обучения.

           Именно на воспитание положительной активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народа.

            Татарский народ всегда отличала скромность. Скромность немыслима без умения вежливо относиться к товарищам, родителям, старшим. Немалое место в достойной жизни человека  народная мудрость

отводила честности и взаимопомощи между людьми. И все эти традиции мы воспитываем такими методами  и средствами, как: убеждение словом, народным фольклором, наказом («не вытирай со стола руками – будет шум»), воспитанием на примерах. Воспитание вышеперечисленных качеств, основанных на традициях, возможно тогда, когда воспитатель, учитель, родитель и просто взрослый сам обладает этими качествами или стремится их воспитывать в себе. Только при подкреплении личным примером, когда слова не расходятся с делами, можно добиться положительного результата.

          Подводя итоги воспитательной работы в своем классе, могу сказать, что дети значительно изменились в лучшую сторону.

                     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников».

доклад на тему:«Культурно-исторические традиции в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»....

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника", презентация...

"Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.

Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...