Изучение народных традиций как инструмент , мотивирующий развитие творческих способностей учащихся при отсутствии этнокультурного компонента в школе
статья по орксэ (4 класс) на тему
В современном социуме среда для прочуствования народных традиций как одного из основных воспитательных средств утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных традиций. Это означает переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение народных традиций как инструмент , мотивирующий развитие творческих способностей учащихся при отсутствии этнокультурного компонента в школе
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. Лихачев.
В современном социуме среда для прочуствования народных традиций как одного из основных воспитательных средств утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных традиций. Это означает переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Возникает необходимость использования следующих педагогических технологий как: игровые, коммуникативные и исследовательские ( проблемно-поисковые),ИКТ, при этом мы исходим из определения педагогической технологии как детально прописанного пути достижения заранее спроектированного результата с опорой на ведущий метод обучения при достижении цели. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней народной культуры. Изучение родного языка в нашей школе отошло на второй план. А так ли это должно быть? Вернется ли возможность учебной дисциплины вернуться из второразрядных? Думается, что стоит по- иному оценить место и роль изучения родного языка, хотя бы потому, что сложившиеся речевые механизмы на родном языке, оказывают влияние на выработку новых речевых навыков и умений при изучении других языков.
Наиболее крупным этносом в Омском Прииртышье являются татары. Культура этого народа тесно связана с жизнедеятельностью людей и, что самое главное, пока не исчезла в современном мире. В связи с этим высока актуальность изучения этой проблемы. В процессе изучения ее обучающиеся проявляют удивительное творчество. Когда детям было предложено показать эпизод из жизни татарского населения в виде рисунков, рассказов, былей, фотографий, стихов, песен, то творческой фантазии приходилось удивляться. За основу больше всего были взяты сказки, традиционные праздники и обычай. Благодаря этим работам можно вести беседы о добре и зле, о жадности и глупости, мудрости и хитрости, правде и лжи. Перед детьми был поставлен проблемный вопрос: Какие из традиций и обычаев сохранились?» Это был трудный вопрос. Чтобы ответить на него, учащиеся занялись поиском. Расспрашивали родственников, знакомых, интересовались этнографической литературой. Позднее, при анализе проведенной работы оказалось, что еще можно восстановить по сохранившимся обычаям и обрядам традиционную культуру татар. Были озвучены рецепты приготовления традиционных блюд. Их собирали по книгам, опрос взрослых, помог и поиск через Интернет. Работа помогла осознать, что традиционная кухня этих мест продиктована суровыми природными условиями, флорой и фауной. Интерес к истории и культуре коренного населения сохраняется. Использование творческих видов неречевой деятельности при изучении родного языка способствует разработке новых приемов обучения, усиливает коммуникативную направленность занятий по родному языку. Рисование и лепка призывают и реализуют определенный эмоциональный настрой, активизируют воображение и творчество, стимулируют и мотивируют письмо на родном языке. Мимика и пантомимика развивают образное мышление, дают возможность повторить пройденный материал в интересной и увлекательной форме. Театрализация- один из методов вовлечения детей в творческую деятельность, стимулирование их активности и формирование учебной мотивации. Фольклор во все времена органично вписывался в педагогику. С его помощью в наиболее доступной форме передавались подрастающему поколению сложившиеся в течении веков эстетические, морально-этические, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Когда изучали народный фольклор, обучающиеся убедились, что многие темы ( как жить с соседом дружно, почему так много зла, как жить в согласии с природой) и сегодня волнуют общество. Мифология татарского народа не только вызывает интерес обучающихся, но и становится для них объектом творчества. Один человек, даже самый творческий, не смог бы придумать столько сюжетов и образов, рисунков и поделок, сказок и рассказов, как делают это ученики. Семья- важный элемент системы образования, где системообразующей основой является чтение- самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности. Просмотр мультипликационных фильмов при компьютерной поддержке. (студия «Татфильм»)
Таким образом, работу надо начинать с формирования мотивации и заканчивать мотивацией для будущей самостоятельной работы. Активизация творческих и познавательных способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются глубокие знания, рождаются прекрасные творческие работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
" Использование изучение народных традиций на уроках в начальных классах" (статья)
В статье рассакзано об использовании изучения народных традиций на уроках в начальных классах....
«Воспитание нравственности младших школьников на основе изучения народных традиций, праздников, обрядов» (из опыта работы)
В данной работе я делюсь своими наработками в воспитании нравственности....
Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников"
Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников" перед общественностью.Делюсь свои...
«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»
Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...
«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».
Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....