НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Фролова Татьяна Викторовна

   Статья посвящена вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности младшего школьного возраста через знакомство с русской народной культурой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Статья посвящена вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности младшего школьного возраста через знакомство с русской народной культурой.

  В статье описаны формы работы, а также выделены приоритеты педагогической деятельности - бытовое окружение, различные виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и др.), а также христианские и народные праздники.

  Цель:

- как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь), воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию.

Задачи работы:

  • расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России.
  • учить использовать полученные знания в жизни;
  • развивать чувство сопричастности к народным торжествам;
  • закладывать основы праздничной культуры;
  • совершенствовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
  • формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;
  • содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребёнка;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус.

   Народное творчество - источник чистый и вечный. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относится к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

      Содержанием нашего развлечения является приобщение детей младшего    школьного   возраста  к русским народным праздникам через возрождение и сохранение национальных традиций.

   Предлагаем новый подход к проблеме интегративного обучения, объединяющегося вокруг предметов эстетического цикла и технологии. Благодаря этому, возникает диалог между разными видами искусства на заданную тему. В результате ученики получают не калейдоскоп знаний, а достаточно целостное восприятие мира, отраженного в народном искусстве, получают целостное гуманитарное    знание.
 В нашей кадетской школе реализован проект «Моя семья – хранитель народной культуры родного края». В каждом классе на уроках эстетического цикла работали  над проектом семьи, а потом в школе устроили праздник «Прикосновение к истокам». Дети с нескрываемой гордостью демонстрировали семейные фотографии своих бабушек и прабабушек, изделия, изготовленные и украшенные вышивкой их руками, самодельную деревянную и глиняную посуду, приносили роскошные нарядные костюмы из семейных коллекций, свои рисунки, изделия и глиняные игрушки по мотивам народных промыслов.
В жизни должно быть место празднику, его любят все – и дети, и взрослые, потому что праздник – всегда радость.
Творческое следование принципу «Развлекая, поучать» - вот поистине волшебное зерно, из которого вырастает успех. Что сегодня самое главное в школе? Это душа и внутренний мир ребенка. Мы поставили задачи: помочь ребенку в саморазвитии, самовыражении, самовоспитании, самоутверждении. Решить эти задачи невозможно без организации творческой деятельности детей.
Главная мысль праздников  такова: «Ты живешь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь». Если каждый учитель будет верить в это сам и убедит своих учеников в правильности и реальности этого утверждения, то каждый урок превратится в праздник и для ученика, и для самого учителя.
Результат таких праздников – чувства гордости за своих близких, сотрудничество в классе, семье и школе, содружество детей и взрослых, детей в классе, прикосновение к истокам, корням малой родины.
Без глубокого всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа.

      В настоящее время, в период   переосмысления исторического пути развития общества, с особой остротой встаёт главная проблема нравственного воспитания: что и как воспитывать в детях – проблема, требующая тщательного рассмотрения в современных условиях.

   Духовность, по мнению педагога Г. П. Шевченко, это «интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность».

   Современное общество диктует необходимость применения обновлённых подходов к воспитанию и обучению, включающих формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что предполагает изменение содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности. Именно длительность процесса воспитания и невозможность возместить в более зрелом возрасте то, что упущено в детстве, обращает наше особое внимание на самый ранний период жизни человека. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В.Шелгунов). Особая значимость проблемы объясняется и тем, что именно в младшем школьном  возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, что подтверждается данными многолетних исследований крупнейших ученых - А.В.Запорожца, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина.  

   В этот период  закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

   Сквозь века пронёс русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет приобщать младших школьников  к национальным традициям, учит испытывать эстетическое удовольствие от своих чувств, эмоций, даёт возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества у ребенка постепенно складывается образ Родины.

  В своей работе в кадетской школе мы вводим элементы народной культуры в детскую жизнь естественно, не навязывая, не заставляя. Достаточно, чтобы дети понимали связь пословицы с действием, например, «поспешишь – людей насмешишь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда» и т. д. Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено только лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребенка ему в равной степени необходима и современная песня, и литература, и искусство.

   При работе  в данном направлении широко используются различные виды фольклора (сказки, хороводы, пословицы, поговорки, песни). В устном народном творчестве сохранились присущие русскому характеру нравственные ценности, что проявляется в представлении о трудолюбии, добре, красоте, верности, храбрости, правде.

  В процессе знакомства с фольклором, постепенно приобщаем детей к нравственным ценностям. Рассказанные детям потешки, прибаутки, заклички выражают веру в благополучное будущее, доброту и заботу близких людей, в них ёмко оцениваются жизненные ситуации, восхваляются положительные черты личности людей и высмеиваются их недостатки. Особое место в устном народном творчестве занимают восхищение мастерством людей и уважительное отношение к труду. Благодаря этому, народный фольклор является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей.

   Особое место в приобщении детей к народной культуре занимают христианские и народные традиции и праздники. В них отражаются тончайшие наблюдения за различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Мы разработали  примерную тематику праздников и развлечений с детьми, которые успешно реализуем в течение  учебного года. Это:

  • Рождество,
  • Широкая Масленица,
  • Светлый праздник Пасха,
  • народные посиделки «Осенины»,
  • литературно-музыкальная композиция «Легенды и были Жигулей», интерактивное шоу «Осень припасиха, а зима –прибериха»,
  • устный журнал «Защитники Земли русской»,
  • различные конкурсы и викторины, посвященные данной тематике.

  Учащиеся нашей школы готовят и защищают индивидуальные  проекты по темам: «Старинная русская одежда», «Посуда 19 века» и т. д.

  Показателем успешности нашей совместной работы является то, что ребята с удовольствием выбирают темы для исследовательских работ связанные с народным творчеством. Например:

  • «Рождество Христово-вчера, сегодня, завтра»,
  • «Народная кукла»,
  • «Дразнилки в устном народном творчестве»,
  • «Национальные  костюмы Самарской губернии».

   Ребята нашей школы  стали победителями в районных, городских и областных конкурсах.

  Народная музыка – один из методов воспитания. Своей гармонией и ритмом она способна увлечь ребят музыкальным искусством. С возрастом усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

  Работая   по приобщению детей к народному искусству, мы обратились к народной игрушке на уроках изобразительного искусства и технологии. Дети с удовольствием рисуют и изготавливают разные виды народных игрушек: пластилиновые, глиняные, соломенные, тряпичные, деревянные и куклы из ниток. Эти образы побуждают школьников эмоционально воплощать свои чувства  и мысли в собственных изделиях.

  Закончить нашу статью хочется словами Н.А. Ветлугиной: «Получить в детстве начало эстетического воспитания- значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».

В народе говорят: «нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является русская культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ.

 

                                    Литература:

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / М.: Просвещение,1968.
  • Буре Р.С. Воспитатель и дети / М.: Просвещение 1985.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: Педагогика, 1991.
  • Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т / М.: Педагогика, 1986.
  • Князева, О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / СПб: 1999.
  • Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков, Автореф. дис. док. пед. наук / Киев: КИИ, 1986.
  • Эльконин Э. Г. Детство и общество / СПб: Ленато, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"

quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Устное народное творчество" 2 класс к УМК "Школа России"

Проверочная работа в двух вариантах к разделу "Устное народное творчество". Задания тестового характера....