Изучение национальных традиций на уроках технологии
материал по технологии (4 класс)
Изучение национальных традиций на уроках технологии.
Изучая культурные традиции, младшие школьники приобщаются к культуре народа, у них формируется социальная и творческая активность. Это способствует развитию чувства патриотизма, чувства любви к своему народу, к своей Родине. Народные традиции учат видеть мир глазами своего народа. Изучение народной культуры — источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_natsionalnyh_traditsiy_na_urokah_tehnologii.docx | 123.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение национальных традиций на уроках технологии как средство формирования интереса у младших школьников к культуре своего народа
Выпускная квалификационная работа
Выполнил: Ланг Каролина Вячеславовна
Оглавление
Введение 3-5
Глава 1. Формирование интереса к культуре своего народа как педагогическая проблема 6-30
- Понятие «интерес» и особенности его проявления к культуре своего народа 6-13
- Сущность понятия «традиция». Виды и функции традиций 14-19
- Средства формирования интереса к культуре своего народа 20-30
Глава 2. Изучение национальных традиций на уроках технологии в 4 классе как средство формирования интереса к культуре своего народа 31-43
2.1. Анализ учебно-методический комплект для 4 класса по предмету «Технология» авторов Т.М. Рогозиной и А.А. Гринева для 4 класса и программы УМК «Перспективная начальная школа» 31-35
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы 36-43
Заключение 44-46
Библиографический список 47-48
Приложение 49-50
Введение
Изучая культурные традиции, младшие школьники приобщаются к культуре народа, у них формируется социальная и творческая активность. Это способствует развитию чувства патриотизма, чувства любви к своему народу, к своей Родине. Народные традиции учат видеть мир глазами своего народа. Изучение народной культуры — источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа. Важное значение для исследуемого вопроса имеют работы К.Ш. Ахиянова, З.Т. Гасанова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, в которых подчеркнута общественная значимость народных традиций в воспитании детей. Изучение основ народных культурных традиций в современной школе имеет большое значение. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений, и она осуществляется в рамках разных учебных дисциплин и на разных образовательных ступенях. В этой или иной степени эти проблемы включены в курсы литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения.
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению.
И здесь народные культурные традиции в силу своей доступности обладают особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
К.Д. Ушинский писал: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.
Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Ценность народных культурных традиций определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить, что изучение национальных традиций на уроках технологии является средством формирования интереса к культуре своего народа у младших школьников.
Объект исследования: формирование интереса к культуре своего народа как педагогическая проблема.
Предмет исследования: изучение национальных традиций на уроках технологии в 4 классе как средство формирования интереса к культуре своего народа.
Гипотеза: изучение национальных традиций на уроках технологии будет являться средством формирования у обучающихся в 4 классе интереса к культуре своего народа, если учитель:
1) предлагает такой материал на каждом уроке;
2) организует работу с детьми по созданию сборника народных традиций.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, раскрывая понятия «интерес», и особенности его проявления к культуре своего народа.
- Раскрыть средства формирования интереса к культуре своего народа у младших школьников.
- На основе анализа литературы раскрыть сущность понятия «традиция», охарактеризовать виды и функции традиций.
- Проанализировать учебник «Технология» авторов Т.М. Рогозиной и А.А. Гринева для 4 класса и программу УМК «Перспективная начальная школа» с целью выявления заданий на формирование интереса к культуре своего народа у младших школьников.
- Разработать конспекты уроков по технологии, включающие материал по изучению национальных традиций, и опытно-экспериментальным путем подтвердить их влияние на формирование интереса четвероклассников к культуре своего народа.
- Составить сборник национальных традиций для использования на уроках технологии в 4 классе.
Теоретико-методологическая основа: теоретические положения М.А Алдошиной о включении народной культуры в образовательный процесс, Б.Н. Попова о национальной культуре и традициях, Н.А. Бердяева о возможности использования народного творчества в образовательной деятельности.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ литературы.
- Эмпирический: диагностика на выявление уровня культурологических представлений младших школьников Е. А. Гринёвой, Л. Н. Белоноговой, М. Г. Заббаровой, диагностика для определения представлений о русской народной культуре у младших школьников, разработанная с учетом методических рекомендаций О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Г.А. Некрасовой, Ю. Новицкой, Т.М. Хрипуновой, А. Фроловой, педагогический эксперимент.
- Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме формирования интереса у младших школьников к культуре своего народа (в рамках ВКР).
Практическая значимость: составленными конспектами и сборником могут воспользоваться учителя начальных классов при проведении уроков технологии и студенты специальности Преподавание в начальных классах для формирования интереса у младших школьников к культуре своего народа.
Глава I. Формирование интереса к культуре своего народа как педагогическая проблема
1.1. Понятие «интерес» и особенности его проявления к культуре своего народа
Само понятие «интерес» имеет множество значений. Если обобщить, то можно вывести одно объяснение, которое задействует все аспекты этого понятия. Итак, интерес – это положительный эмоциональный процесс, который связан с желанием узнавать новое для себя об определенном объекте. Часто этим словом можно описать сильное желание вникнуть в суть дела, узнать что-либо, понять, обратить на что-то свое особое внимание. С таким значением можно часто встретить в повседневной жизни такое выражение: «Сильный интерес к чему-то новому». Проявлять интерес – значит относиться с особым вниманием к чему-либо[22].
ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно) , 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, 2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет [4].
Сущность интереса как общего феномена и социального явления заложена в его объективно – субъективном основании, а именно в свойстве интереса отражать объективную действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значительным. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. «Интерес, - писал С.Л. Рубинштейн, - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» [17]. Через интерес, таким образом, реализуется коммуникативная функция в системе «человек-искусство».
Современная педагогика не связывает интерес с какой-либо одной стороной человеческой деятельности: например, только эмоциональной или только волевой, поскольку интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга. Следовательно, проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках; от её решения зависит эффективность восприятия школьниками знаний. Многочисленными исследователями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития познавательной деятельности и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. В этой связи, изучая вопрос о влиянии интереса на развитие интеллекта, известный психолог Н.А. Леонтьев цитирует следующее суждение Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» [20].
С точки зрения педагогической науки, интерес не всегда включает «потребность познания», а является «…одной из форм направленности личности», заключающейся в сосредоточенности внимания, мыслей на определенном предмете, и является проявлением не только познавательной, но и других потребностей» [21, с. 208]. Превращение интереса в познавательный интерес, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний, происходит в процессе активной познавательной деятельности, направленной на какое-либо явление действительности.
Свободный выбор деятельности – оказание предпочтений тем или иным занятиям в свободное от уроков время важнейший показатель интересов и склонностей учащихся…» [14, с. 63].
Интерес является одной из ведущих сил развития личности в целом, превращая получаемые знания не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. В этом механизме активизируется особый вид интереса – познавательный интерес, который по определению Г.И. Щукиной, «выступает как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [14, с. 63]. Областью познавательного интереса является познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащиеся могут получить образование. Познавательный интерес побуждает учащихся к поиску новых, более совершенных способов учебной деятельности, расширению и углублению знаний, способствует формированию кругозора. Таким образом, активизация познавательного интереса служит одним из условий формирования творческой личности. Известный психолог В.Б. Бондаревский также отмечает широту влияния познавательного интереса на общее гармоничное развитие личности, мотивацией к учению, познанию: «Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением в отдельной области, по определённой теме» [5, с. 36]. У психолога Т.В. Кудрявцева мы можем найти подтверждающее высказывание, что «у индивида», испытывающего интерес, возникает желание исследовать путём получения новой информации и подойти к лицу или объекту возбудившему интерес [14, с. 24] Американский психолог А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на интенсивный интерес–возбуждение, который может стать причиной мотивационной силы устойчивого интереса, имеющего решающее значение для преодоления препятствий к творчеству. Акцентуация на творческой деятельности, на попытке сделать «инаково» по сравнению с другими, мы делаем сознательно, в связи с творческой природой музыкального искусства, с которой учащийся сталкивается на уроках музыки. Интенсивный «интерес–возбуждение» выступает в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Задача формирования познавательных интересов у подростков в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи; 2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. В подтверждение вышесказанному можно привести слова Б. Спинозы: «Никакое большое дело не делается без большого чувства».
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения [15].
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, А.Н. Дмитриева, В.И. Добрынина, М.С.Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С.Лихачева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова и др.
В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность [12].
Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений.
Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
В нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Система культурных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Русские национальные культурные традиции, включая в себя общественные установки, нормы поведения, ценности, обряды, выполняют важную функцию – аккумулируют и транслируют социальный опыт.
Культурные традиции представляют собой не только историческое и художественное явление. Они связаны с укладом жизни, бытом, психологическими особенностями русского народа.
Культурные традиции - это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени [12].
При изучении народных традиций происходит развитие исторической памяти, нравственных чувств, формируется национальное самосознание, развивается самобытность каждой личности.
Народное искусство никогда не существовало само по себе; оно всегда было привязано к повседневной жизни, поэтому «разделение народной эстетики на трудовую, бытовую и фольклорную никогда и ни у кого не минует холодной условности».
Важное значение традиций, заключается еще и в том, что они позволяли создавать наиболее совершенные вещи, поскольку с течением времени все неверное, неразумное, нерациональное постепенно отмирало, а оставалось и передавалось из поколения в поколение наиболее целесообразное [23].
К основным аспектам содержания культурных традиций можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народные традиции обладают специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений [12].
Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с прошлым, при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся»
Таким образом, исходя из выше написанного, мы понимаем, что общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Его изучение очень важно и имеет большую ценность, ведь она воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Традиционные ремесла хорошо рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и их обычаях, и не дают забыть свою историю. Благодаря полученным знаниям о культуре своего народа, в детях воспитывается бережное отношение к ценностям, созданным природой и трудом человека. Также патриотическое воспитание во многом зависит от любви детей к традиционному искусству.
1.2. Сущность понятия «традиция». Виды и функции традиций
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов. Люди в разной степени придерживаются их [12].
Традиции людей разнообразны. Вот как их описал в романе "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы". Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.
Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно [24].
Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени [Википедия]. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов [11].
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения [11].
Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.
Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка (И.В. Суханов). На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного. Например: традиция творческого отношения к труду побуждает человека к поиску более производительных приемов, способов в новых для него видах производственной деятельности, к глубокому овладению новых для него специальностей.
Сила традиции заключается в том, что она не просто сохраняет тот или иной навык, но сохраняет и всю систему общественных отношений вокруг него. Можно сказать, что традиция передает навык вместе с его местом в структуре общества.
Особенность традиции в том, что она существует как целостная формула действия (поведения), в которой неразличимо слиты его мотивы, способы, средства, цели. Человек, действующий в русле традиции, чувствует, что он поступает правильно, так, как в этом случае поступают все, так, как поступать надо. Действуя по традиции, действуют не колеблясь. Вот почему традиция может служить мощной моральной опорой [25].
Традиции созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди привыкли, веками почитают их. Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции. Традиции и обычаи зародились еще в глубокой древности. Категория «традиция» относится к духовной стороне жизни людей. Она подвижна и динамична, как сама общественная жизнь. Она возникает, вызывается жизненными потребностями, развивается и изменяется с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества.
В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся известной трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.
Изучение традиций и обычаев следует вести в связи с практическими потребностями общества, коими они порождены и поддерживаются у данной нации, данным этническим образованием. Именно практика как критерий истины является определителем того, что служит обществу, что следует сохранить из прошлого культурного наследия [11].
Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что повое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но, отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное.
Традиции как целостное социальное явление содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отжившего свой век. В непонимании этой внутренней противоречивой природы в развитии традиций и обычаев —корень нередко встречающихся ошибок, возникающих в результате переоценки или недооценки положительных или отрицательных моментов в традиционном [26].
В традициях и обычаях прошлого много умного, интересного и красочного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.
Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению.
Для общества дороги только те традиции, которые служат интересам нравственного прогресса, доставляют людям наслаждение независимо от национальной принадлежности [27].
Таким образом, традиция более полно отражает систему нравственных отношений в обществе, располагает более широкими служебными функциями и воспитательным диапазоном. Попытки насаждения новых обычаев сверху, в административном порядке, являются занятием абсолютно бесполезным, так как естественный ход их регулируется новыми условиями жизни и потребностями общества. Поэтому лучше было бы научить людей уважению и соблюдению веками выработанных нашими предками правил поведения общежития, не подменяя многовековой опыт народа субъективными соображениями отдельных малокомпетентных людей.
1.3. Средства формирования интереса к культуре своего народа
Формирование интереса к культуре своего народа у младших школьников – это, как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными.
И все же, младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения в самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Особенность народного творчества в том, что в процессе воспитания и обучения накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Наиболее интересной формой изучения и развития народных художественных традиций являются праздники, которые конечно же требуют от организаторов большой затраты профессиональных, творческих и эмоциональных сил. Тематика и назначение таких мероприятий очень многообразны: «Во поле береза стояла» (приобщение к русским музыкальным традициям), «Жили-были» (ознакомление с жанрами устного народного творчества), «Масленица» (сохранение и проведение обрядовых традиций), «Пир на весь мир» (углубление знаний о русской кухне), «Город мастеров» (изучение народных художественных промыслов) и др. [32].
Цель праздников — не столько обучить, сколько познакомить с народным искусством. Такие мероприятия развивают у младших школьников эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Подготовка и проведение праздников позволяют использовать богатые возможности народной художественной культуры и творческие способности учащихся, в структуре праздника нет необходимости с точностью воспроизводить в деталях атрибутику, действие и тексты [10].
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов.
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности [6].
В пословицах и поговорках закреплен общественно-исторический опыт народа. Они воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите отечества, о культуре. В них обобщен и житейско-бытовой опыт народа, формулируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы. В пословицах осуждается глупость, лень, нерадивость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляются трудолюбие, скромность, трезвость, воздержание и другие, необходимые для счастливой жизни качества человека. Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. По народным понятиям, «без прибаски и слово не баско», т. е. не хорошо, некрасиво. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности и наполняют язык живыми и эмоциональными образами, помогающими говорящему ярко оценивать различные явления [10].
Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество [Википедия].
Область, в которой появилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, образами, идеями). Фольклор как искусство творится по особым законам, существенно разнящимся от законов литературного творчества.
Акт литературного творчества всегда сопряжён с авторской деятельностью человека, который создает своё, неповторимое и не повторяемое другими людьми художественное произведение. Произведения наиболее самобытных художников различаются даже по характеру, строю и свойствам отдельных фраз, фактуре стиха, мельчайшим признакам стиля.
Иной характер носит акт фольклорного творчества. В фольклоре всегда имеет место непосредственное заимствование результатов предшествующего творчества, лишь дополняемое и видоизменяемое в последующем. Вследствие передачи произведения от лица к лицу в устно-поэтический обиход многих певцов, сказочников и сказителей входит только то, что они считают творчески удачным. При этом плохо придуманное утрачивается.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых и больших жанров (форм) [9].
Классификация детского фольклора.
Малые формы:
Колыбельные песни:
Пестушки;
Потешки;
Прибаутки;
Загадки;
Пословицы и поговорки;
Песни.
Большие формы:
Былины;
Легенды;
Мифы;
Сказки.
Малые формы
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не счайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дрёмушка – дрёма, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрёму к малышу:
Сон да дрёма,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрёма
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили заговорно - заклинательный характер. Главным героем песен становился кот. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Кота зовут ночевать:
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею». Сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».Не редко в колыбельных рисуется будущее младенца.
Пестушки (от слова пестовать - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребёнку в первые месяцы жизни. Их содержание связано с определенными физическими действиями.
Например:
Потягунушки, потягунушки,
Поперек – толстунушки!
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.
Пестушки лаконичны. Не всегда в пестушках есть рифма, а если и есть, то чаще всего парная. К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима - худоба». Важное значение в пестушках имеет ритм [32].
Потешки – более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него весёлое настроение. Им свойственна ритмичность:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Но потешки не только развлекают, но и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие, что отвечает активной натуре ребёнка [9].
Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приёмы – композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.
Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь представлена девицей, а дым – длинной девичьей косой:
«Стоит девица в избе, а коса – на дворе».
Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо. Множество загадок иронических, шутливых [18].
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями [7].
Песни предлагают ребёнку обширный круг поэтических ассоциаций. Это пленительные образы белой берёзы, шумящей на ветру, разлившейся весенней воды, белой лебёдушки, серых гусей, частого дождя и др. Все они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине [19].
Большие формы.
Былины.
Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова быль) или старин. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Гипербола – один из ведущих приёмов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их подвигам – художественную убедительность. Героям судьба родины дороже жизни [1].
Сказки.
Сказка (фольклорная) – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел [Википедия].
Фольклорная сказка включает несколько жанров:
-Небылицы;
-Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
-Волшебные сказки;
-Новеллистические (бытовые) сказки;
-Кумулятивные сказки;
-Легендарные сказки;
-Анекдоты;
-Докучные сказки.
Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек: либо играет второстепенную роль либо занимает положение, равноценное животному [2].
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее (Иван с братьями или сёстрами).
Социально-бытовая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Анекдотическая сказка, отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота [2].
Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былины.
Цепочная сказка (кумулятивная сказка) — сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.
Многие из таких сказок являются реликтовыми (очень древними) и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок — развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.
Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова; часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях [3].
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний.
Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие, всестороннее влияние [3].
Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
Сюжеты былин.
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
Основные былинные герои.
Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Историческая действительность и художественный вымысел в былинах. Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях. Тем не менее, народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения [3].
Таким образом, приобщая младших школьников к восприятию фольклорного жанра, развиваются нравственные качества личности, образное мышление детей, формируется высокий строй чувств, предоставляется возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого следует отбирать, прежде всего, те фольклорные произведения, которые обладают живописностью формы и поэтичностью духа.
2 Глава. Изучение национальных традиций на уроках технологии в 4 классе как средство формирования интереса к культуре своего народа
2.1. Анализ учебно-методический комплект для 4 класса по предмету «Технология» авторов Т.М. Рогозиной и А.А. Гринева для 4 класса и программы УМК «Перспективная начальная школа»
Учебно-методический комплект для 4 класса по предмету «Технология» состоит из: методического пособия для учащихся: Технология. 4 кл. авторы: Т.М. Рагозина, А.А.Гринева, И.Л. Голованова, учебно-методического пособия для учителя авторы: Т.М.Рагозина, А.А. Гринева, И.Б. Мылова и рабочей учебной программы по технологии 4 класс авторы: Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова.
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004г. Программой четырѐхлетней начальной школы «Перспективная начальная школа», допущенной Министерством образования РФ. Издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2009. Авторы программы: А.А.Гринѐва, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова.
Целью программы является – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Освовные задачи курса:
- – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всѐ необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»;
- расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
- воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
- – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
- формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
- воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;
- развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
С помощью содержания данного курса, реализуются все поставленные задачи.
В рабочей программе дается общая характеристика учебного предмета «Технология». Где прописываются все особенности уроков и их организация. А также значение и возможности предмета. Дается описание места учебного предмета «Технология», где прописывается общий объем учебного времени. Также в рабочей программе присутствует писание ценностных ориентиров содержания курса «Технология ». Прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В программе прописано описание содержания учебного предмета, общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Присутствует пункт, где прописаны технологии ручной обработки материалов и элементы графической грамоты. В программе рассказано все о практике работы на компьютере. Также в программе прописано описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, где перечислены все Методические пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителя. А также есть тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Учебник технологии для 4 класса разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией комплекта «Перспективная начальная школа». Учебник состоит из двух частей. В первой части учебника обучающимся в наглядной форме предлагается доступная их возрасту технология обработки природных, искусственных и синтетических материалов. Школьники делают и оформляют свои изделия, а также поделки, необходимые для уроков по окружающему миру, математике и литературному чтению. Вторая часть учебника посвящается практике работы на компьютере.
Первая часть учебника состоит из 4 разделов: 1. Технология изготовления изделий из различных материалов; 2. Технология изготовления изделий из различных материалов, 3. Практика работы на компьютере, 4. Технология изготовления изделий из различных материалов 1 раздел включает 24 темы, второй - 7 тем
В первую часть учебника включено 25 тем. Во второй части 13 тем.
Из 25 тем, 8 тем можно отнести к тем, у которых есть уклон на формирование интереса к культуре своего народа:
- Ваза для осеннего букета.
- Игрушки-гармошки.
- Бусы из бумаги в технике оригами.
- Новогодние фонарики.
- Декоративное панно.
- Подарочная открытка.
- Фигурки из глины или пластической массы.
- Проект коллективного создания макета своего села.
В каждой из этих тем можно, что-то рассказать, связанное с нашей культурой.
Данные темы реализуют потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
На уроках происходит планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путѐм сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом); оценка результата практической деятельности путѐм проверки изделия в действии.
После последней темы первой части учебника представлен раздел «Материалы и инструменты для уроков», где для каждой темы перечислены все материалы и инструменты которые понадобятся детям для изготовления изделий. Также первая часть учебника содержит словарь терминов, где учащиеся могут прочитать, что обозначают непонятные им слова.
После словаря терминов начинается вторая часть учебника «Практика работы на компьютере». Учебник заканчивается словарем терминов по второй части.
Таким образом, нам становится понятно, что результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. В учебнике присутствуют темы, где есть уклон на формирование интереса к культуре своего народа. Программа подразумевает прививание ученикам любви к своему народу, к малой родине.
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы
С целью проверки гипотезы нами будет проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Весенненской средней общеобразовательной школы», в 4 классе (количество учащихся 12 человека) в период с января 2017 г. по март 2017 г. в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа – выявить уровень сформированности интереса к культуре своего народа у обучающихся 4 класса. Нами была использована диагностика на выявление уровня культурологических представлений младших школьников Е. А. Гринёвой, Л. Н. Белоноговой, М. Г. Заббаровой. Анкета включает в себя 7 вопросов. За каждый ответ в анкете ставится 1 балл. Определенное количество баллов, показывает на каком уровне находится ребенок.
- высокий уровень (6-7 баллов);
- средний уровень (3-5 баллов);
- низкий уровень (1-2 балла).
Высокий уровень выражен только у одного ученика. Средний уровень прослеживается у пятерых человек. На низком уровне сформированности находится шесть учеников. Результаты полученных данных отражены в рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели уровней сформированности интереса к культуре своего народа по анкете «Культурологических представлений младших школьников» Е. А. Гринёвой, Л. Н. Белоноговой, М. Г. Заббаровой.
Анализ полученных результатов показал, что в данном классе наиболее выражен низкий уровень сформированности интереса у младших школьников к культуре своего народа.
Анилизируя уровень сформированности культурологических представлений у учащихся четвертого класса, мы видим, что показатель высокого уровня характерен для одного ученика, у Софьи К.. Её отличает проявление полных, разносторонних культурных знаний. Она имеет устойчивый интерес к знаниям как о своей культуре, так и о культуре республики Хакасии.
Ребята, обладающие средним уровнем, проявляют неполные культурные знания. Имеют слабый познавательный интерес к культурным знаниям, положительная мотивация к освоению таких знаний имеется, но проявляется под педагогическим воздействием. Таких учеников насчитывается пять человек: Влада Л., Олеся Т., Анастасия Б., Ангелина Х. и Анна Г.
Достаточно большое количество учащихся, у которых обнаружен низкий показатель сформированности интереса к своей культуре. К низкому уровню относится шесть человек: Ольга Ч., Иван П., Елена Ф., Юрий В., Анна Л. и Анастасия Л. Эти ребята проявляют отрывочные, бессистемные культурные знания. Не проявляют интереса к культурным знаниям своего народа, положительная мотивация к освоению культурных знаний не проявляется.
Также, нами была проведена еще одна диагностика для определения представлений о русской народной культуре у младших школьников. Была использована следующая анкета с вопросами, разработанная с учетом методических рекомендаций О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Г.А. Некрасовой, Ю. Новицкой, Т.М. Хрипуновой, А. Фроловой.
- Русский народный фольклор
Расскажи, что такое русский народный фольклор. Приведи примеры русского народного фольклора.
1 балл – ребенок затрудняется осмыслить и объяснить смысл понятия «фольклор», не знает ни одного фольклорного произведения.
2 балла – ребенок имеет элементарные представления о фольклоре, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребенок имеет полное и правильное представление о фольклорных произведениях, знает и понимает смысл понятия «фольклор», понимает о роли русского народного фольклора в истории мирового искусства.
- Традиционные обрядовые праздники
Расскажи, какие традиционные обрядовые праздники ты знаешь? Каково их значение? Какие русские народные обряды используют в твоей семье?
1 балл – ребенок не знает ни одного обрядового праздника.
2 балла – ребенок имеет элементарные представления о русских обрядовых праздниках, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребенок имеет полное представление о русских традиционных обрядовых праздниках, может самостоятельно объяснить смысл каждого из праздников.
- Русские народные промыслы
Расскажи, что такое русские народные промыслы. Приведи примеры русских народных промыслов. Есть ли в твоей семье традиции заниматься русскими народными промыслами?
1 балл – ребенок не имеет представления о русских народных промыслах.
2 балла – ребенок имеет элементарные представления о русских народных промыслах, дает объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребенок имеет полное представление о понятии «народные промыслы», самостоятельно умеет объяснить, в чем заключается смысл русских народных промыслов, активен, самостоятелен в своих суждениях, высказываниях.
- Предметы русского быта
Что такое предметы русского быта? Приведи примеры предметов русского быта. Хранятся или используются ли в твоей семье предметы русского быта?
1 балл – ребенок не имеет никакого представления о понятии «предметы русского быта», не понимает о чем речь.
2 балла – ребенок имеет некоторые элементарные представления о понятии «предметы русского быта», дает объяснения при помощи наводящих вопросов педагога.
3 балла – ребенок имеет полное представление о разнообразных предметах русского быта, может свободно без помощи педагога назвать и объяснить назначения предметов русского быта.
Определенное количество баллов, показывает на каком уровне сформированности представлений о русской народной культуре ребенок.
- высокий уровень (3 балла);
- средний уровень (2 балла);
- низкий уровень (1 балл).
Результаты исследования уровня сформированности представлений о русской народной культуре у 4 класса представлены в приложении А.
Результаты исследования также представлены в таблице, в
приложении Б.
Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели сформированности представлений о русской народной культуре по анкете, разработанной с учетом методических рекомендаций О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Г.А. Некрасовой, Ю. Новицкой, Т.М. Хрипуновой, А. Фроловой.
Полученные показатели свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности представлений о русской народной культуре у младших школьников.
Изложенное выше говорит о необходимости проведения работы по формированию интереса к культуре своего народа у учащихся 4 класса. На формирующем этапе нами будет проведена работа на уроках технологии с помощью внедрения изучения различных народных традиций.
Тематика уроков на которых будут внедрены изучения народных традиций представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы
Цель формирующего этапа: повышение интереса учащихся 4 класса к культуре своего народа.
№ | Тема урока | Народные традиции, культура народа |
1/(18) | Декоративное оформление изделий вышивкой. Вышивка крестом. | Беседа об особенностях вышивки на изделиях. Используется наглядный материал и презентация. |
2/(19) | Украшение из ткани. Брошь. | Презентация о видах украшений, о их предназначении, как в давние времена, так и сейчас. |
3/(20) | Картонные фигурки с элементами движения для театра | Рассказывается о том, что театр бумажных фигур на палочке приобретал разные черты и особенности в народе. |
4/(21) | Игрушки из бумаги и картона. | Презентация об особенностях игрушек в народе. |
5/(22) | Изделия из солёного теста. Подсвечник | Стихотворение о подсвечнике и пламени. Стоит подсвечник на столе А в нем – свеча. Попробуйте ответьте мне, - Вот так с плеча. Что для чего? Важней в ночи? Свеча ли для него Или подсвечник для свечи? Презентация о видах подсвечников. |
6/(23) | Декоративные элементы одежды | Рассказ учащимся об особенностях декоративных элементов русской одежды с использованием презентации Для чего они использовались первоначально их предназначение и о чем они говорят. |
7/(24) | Флюгер из картона | Загадывается загадка о флюгере: «Куда ветер дует, туда он и смотрит» Рассказ о том, где был создан флюгер и в каком году. Для каких целей служит. Раскрывается понятие «Флюгер». Показываются иллюстрации. |
8/(25) | Куклы для пальчикового театра | Сообщение детям о том, что у каждого народа были свои кукольные персонажи, сказки о которых передавались и передаются из поколения в поколение. Уклон идет на русский народный пальчиковый театр. Перед работой, проводится с детьми русская народная пальчиковая игра «Сорока-белобока» |
9/(26) | Изготовление тряпичной куклы | Детям рассказывается стихотворение о куклах: Также, проводится беседа с учащимися о куклах, о том, что они способны рассказать о культуре и обычаях народа. |
10/(27) | Декоративное панно | Стихотворение: На бледнолицых обоях стены, что в различных местах в народе в соответствии с особенностями его быта, местных условий и обычаев создается своя особенная вышивка. Также, используется различная наглядность. |
На контрольном этапе исследования, целью которого являлось выявить уровень сформированности интереса к культуре своего народа у обучающихся 4 класса, была повторно проведена те же диагностики, что и на констатирующем этапе. Результаты первой диагностики следующие:
- Высокий уровень – 4 ученика;
- Средний уровень – 7 учеников;
- Низкий уровень – 1 ученик.
Данные представлены в рисунке 2.
Рисунок 2 Изменение показателей уровней сформированности интереса к культуре своего народа по анкете «Культурологических представлений младших школьников» Е. А. Гринёвой, Л. Н. Белоноговой, М. Г. Заббаровой.
Результаты по второй диагностике:
- Высокий уровень – 3 человека;
- Средний уровень – 6 человек;
- Низкий уровень – 3 человека.
Данные представлены в рисунке 3.
Рисунок 3 Изменение показателей сформированности представлений о русской народной культуре по анкете, разработанной с учетом методических рекомендаций О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Г.А. Некрасовой, Ю. Новицкой, Т.М. Хрипуновой, А. Фроловой.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов мы наблюдаем положительную динамику в формировании интереса к культуре своего народа у данного класса. По показателям первой диагностики, высокий уровень увеличился на 3 человека, а средний на 2 человека. Количество учащихся, имеющих показатель низкого уровня, уменьшилось до одного человека.
По показателям второй диагностики, мы наблюдаем, что на высоком уровне уже 3 человека, на среднем – 6, а количество учащихся на низком уровне уменьшилось до трех детей.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа положительно влияет на формирование интереса к культуре своего народа. Следовательно, цель достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение. На основе проведенной работы нами разработаны конспекты уроков по технологии, включающие материал по изучению национальных традиций. Данные конспекты могут использовать учителя начальных классов и студенты педагогических специальностей с целью формирования у детей интереса к культуре своего народа.
Заключение
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и опытно-экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:
- Интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) , 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, 2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
Сущность интереса как общего феномена и социального явления заложена в его объективно – субъективном основании, а именно в свойстве интереса отражать объективную действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значительным.
2. Устное народное творчество доступно для ребенка, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными.
3. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений к людям, обществу, Родине, самому себе и т.д. Оно, по мнению М.И. Шиловой, эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников. Следует заметить, что нравственным считается человек, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения.
4. Нравственное формирование личности – сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и средств, среди которых часто применяемые: беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, чтение художественных произведений, уроки нравственности. Сегодня учителя–практики используют и большое количество новых, например, презентация «Я самый, самая…», традиция «Желаю добра», а также поисковую деятельность.
5. Поисковая деятельность – это процесс активного, самостоятельного познания детьми окружающего мира посредством решения проблемных ситуаций. По мнению Б.М. Неменского, организация поисковой деятельности по изобразительному искусству имеет ряд особенностей: выполнение заданий, не содержащих готовой программы действий, а также то, что в поиске могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые дети.
6. На основе проведенного анализа учебно-методического комплекта «Технология» в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа» который включает программу и учебник, было установлено, что содержание направленно на развитие творчества и формирование интереса учащихся к культуре своего народа. Учитель имеет право выбора заданий и художественного материала.
7. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Весенненская СОШ» с. Весеннего в 4 классе, подтвердили влияние изучения на уроках традиций своего народа и создание сборника народных традиций на формирование интереса к культуре своего народа. Показатели первой диагностики показали, что высокий уровень сформированности интереса к культуре своего народа у учащихся увеличился на 3 человека, а средний на 2 человека. Количество учащихся, имеющих показатель низкого уровня, уменьшилось до одного человека. Показатели второй диагностики показывают, что По показателям второй диагностики, мы наблюдаем, что на высоком уровне уже на 2 человека больше, на среднем тоже количество обучающихся увеличилось на 2 человека, а количество учащихся на низком уровне уменьшилось до трех детей.
8. На основе проведенного исследования нами разработаны конспекты уроков по технологии, включающие материал по изучению национальных традиций, и опытно-экспериментальным путем подтвердить их влияние на формирование интереса четвероклассников к культуре своего народа. Также составлен сборник национальных традиций для использования на уроках технологии в 4 классе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза получила свое подтверждение.
Библиографический список
- Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. //Подг. текста и примеч. Л.Г.Барага и Н.В.Новикова. 7-е полн. изд. М.
- Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М.. 2002.
- Большой Энциклопедический словарь.
- Бондаревский, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревский // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
- Володько, В.Ф. Воспитание / В.Ф. Володько; БНТУ – Минск: Право и экономика, 207 – 230 с.
- Даль В.И. Напутное. //Пословицы русского народа: Сборник В.Даля.
- Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.. 2003.
- Капица Ф.С. Детский фольклор: Учебник. М., 2002.
- Каргин, А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. – М.: АСТ – Искусство, 2005. – 206 с.
- Катова И.Н., Котова А.С: Русские обряды и традиции.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи.
- Мелетинский Е.М. Новеллистическая сказка и сказка-анекдот как фольклорные жанры. //Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 2002. С. 8-29.
- Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.
- Петрушина, С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения/ С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 64-65.
- Русский фольклор. /Сост. В.П.Аникин. М., 1985. Переизд. под назв.: От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991.
- Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.
- Садовников Д.Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб.. 1876. Переизд.: М., 2005.
- Смолицкий В.Г. Никита Романович: фольклорный образ. //Художественный мир традиционной культуры: Сборник статей к 75-летию В.Г.Смолицкого. /Сост. В.Е.Добровольская. Н.Е.Котельникова. М.. 2001.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/ij/chto-takoe-interes.
- http://fandag.ru/publ/14-1-0-58.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p1/.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p2/.
- http://www.bestreferat.ru/referat-111482.html.
- http://allrefs.net/c12/44js2/.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p1/.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p2/.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p3/.
- http://allrefs.net/c12/44js2/p4/.
- https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-76927.
Приложение А
Показатели сформированности представлений детей о русской народной культуре у 4 класса, чел.
Критерий | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
| 2 | 4 | 6 |
| 3 | 4 | 5 |
| 1 | 6 | 5 |
| 2 | 3 | 7 |
Приложение Б
Результаты исследования уровня сформированности представлений о русской народной культуре у 4 класса
Номер вопроса | ||||
Учащиеся | I | II | III | IV |
1. Булдакова Анастасия | 3(высокий) | 3(высокий) | 2(средний) | 3(высокий) |
2. Волощук Юрий | 2(средний) | 1(низкий) | 2(средний) | 2(средний) |
3. Гутикова Анна | 1(низкий) | 3(высокий) | 2(средний) | 1(низкий) |
4. Кирикова Соня | 3(высокий) | 2(средний) | 3(высокий) | 1(низкий) |
5. Лапакова Анастасия | 1(низкий) | 2(средний) | 2(средний) | 2(средний) |
6. Лепёхина Анна | 2(средний) | 1(низкий) | 1(низкий) | 1(низкий) |
7. Лукина Влада | 1(низкий) | 2(средний) | 1(низкий) | 1(низкий) |
8. Покрашенко Иван | 1(низкий) | 1(низкий) | 2(средний) | 1(низкий) |
9. Тимофеева Олеся | 2(средний) | 3(высокий) | 1(низкий) | 2(средний) |
10. Федорова Елена | 1(низкий) | 1(низкий) | 2(средний) | 1(низкий) |
11. Ховалых Ангелина | 2(средний) | 2(средний) | 1(низкий) | 3(высокий) |
12. Чернова Ольга | 1(низкий) | 1(низкий) | 1(низкий) | 1(низкий) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Национальные традиции и обычаи- основа воспитания
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...
Классный час. Уроки толерантности "Культурные национальные традиции"
Национальная культура — душа народа.Национальные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравств...
" Использование изучение народных традиций на уроках в начальных классах" (статья)
В статье рассакзано об использовании изучения народных традиций на уроках в начальных классах....
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Культурные традиции на уроках технологии.
Народные культурные традиции в силу своей доступности обладают особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию историческо...
Проект: Изучение русских традиций на уроках русского языка.
Проект: Изучение русских традиций на уроках русского языка....