Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.
методическая разработка (1 класс) на тему
Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая
речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может
применяться как системный мультимодальный подход к обучению
коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для
людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними
взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям
с физическими и интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа Макатон как метод альтернативной и
вспомогательной коммуникации.
Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая
речь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая может
применяться как системный мультимодальный подход к обучению
коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для
людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними
взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям
с физическими и интеллектуальными нарушениями. Макатон может
использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык
используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты
убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают
речь.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у
которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы
помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает
графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать
контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих,
сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует
речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата
ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни
ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления
поведенческих нарушений.
Макатон успешно используют педагоги для помощи детям с
различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных
нарушений лёгкой, средней или тяжёлой степени, расстройства
аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных
нарушений, нарушений речи.
Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира.
В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды,
психологи и другие специалисты.
Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет
Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка
Макатон . На сегодняшний день в России Макатон распространён
нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с
проблемами общения и нарушениями речи.
Главное отличие Макатона от других программ альтернативной
коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия
информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ.
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.
Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться.
Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная
логопедическая работа.
Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми.
Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.
Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из
Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около
450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом
общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и
т.д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень –
дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в
России пока не создан.
Основной словарь создан на основе нескольких принципов:
- ограничение количества слов, использование ключевых понятий,
характеризующихся высокой функциональностью.
- организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной
значимостью, а также уровня сложности.
- персонализация Словаря, возможность приспособления его к
индивидуальным особенностям человека.
- одновременное использование речи, жестов и символов.
Пример слов 1 уровня:
Мама, папа, брат, сестра, бабушка,
Печенье, еда, вода.
Туалет, кровать, кран, стол, стул.
Дом, машина, автобус.
Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.
Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.
Ещё, хорошо, да, нет.
Пример слов 4 уровня:
Учитель, мастер, друг.
Школа, работа, музыка.
Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.
Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.
В, на, под, верх, низ.
Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании. Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть. Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.
Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают
понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и
чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут
использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо
состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в
том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы
составляются индивидуально для каждого ребёнка: для одного ребёнка
используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с
целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова.
Можно использовать фотографии. Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод
использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать
педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует
мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными. Принципы использования программы Макатон следующие:
– обучение детей языку Макатон в группе (1 час в неделю). В первую
очередь дети изучают слова, касающиеся их повседневного быта – еды,
поведения за столом, игр, дома;
– систематическое использование жестов взрослыми во время приёма
детей, за столом, в конце дня и как можно чаще в другое время;
– регулярное подведение итогов работы (1 раз в квартал): количество
понятых слов и жестов, спонтанно используемых детьми;
– создание рабочей комиссии в составе учителя, воспитателя, логопеда,
психолога, психиатра, заместителя директора по учебной работе (состав
ШМПк). Консилиум собирается 1 раз в месяц для обсуждения возникающих
проблем, проведения оценки внедрения программы Макатон и изучения
реакции детей.
Выводы.
1. Коммуникация необходима для установления и развития
контактов, передачи опыта между людьми в результате совместной
деятельности.
2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет
альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная,
вспомогательная, тотальная).
3. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная
альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
4. Из нескольких существующих систем альтернативной
коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и
возможности каждого конкретного человека.
5. Программа Макатон выгодно отличается от многих систем
альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный
подход в обучении коммуникации и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод альтернативной (дополнительной) коммуникации
Возможности альтернативной коммуникации для безречевых детей...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)
Формирование понимания сказочного сюжета с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...
Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.
Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися....
Методы альтернативной коммуникации с неговорящими детьми с ОВЗ
В данном материале описываются различные методы и способы альтернативной коммуникации, которые способствуют общению с неговорящими детьми. При выборе способа дополнительной коммуникации необходимо учи...