"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛАК С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ "
статья

Дичманис Валентина Филипповна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК С УЧАЩИМИСЯ С ТМНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

      Дичманис В.Ф.,

воспитатель

I квалификационной категории

        Санкт-Петербург        

В моей группе дети с тяжелой умственной отсталостью (F-72), в возрасте до 13 лет. По своим психофизическим особенностям все дети имеют тяжелые множественные нарушения развития. У всех детей имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального. Эти дети страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности.  У них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов; имеются задержки в проявлениях адекватных эмоциональных реакций; наблюдается слабый познавательный  интерес к окружающим объектам и игре; проявляется неадекватное поведение. Речь у данного контингента учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, понимание речи на бытовом  уровне в вербальной форме затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для данных учащихся характерны неравномерность, фрагментарность развития, недостаток представлений и сенсорного опыта, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Все формы активности  находятся   в обедненном виде.

В своей работе я использую природный материал, который дает возможность развивать мелкую моторику, тактильно- двигательное восприятие. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Первым действием с предметами является хватание, во время которого форма, величина, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука «учит» глаз.

 Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой. Изготовление  поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, я учитываю уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию.

 Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие.

Работы с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности .

Осень прекрасное время года, чтобы пополнить запасы различными природными материалами.

Так как с нашими детьми сложно организовать экскурсию в природу я приношу с улицы в группу

шишки  (еловые и сосновые), каштаны, желуди, листья различных деревьев. Вместе со мной дети играют с природным материалом .

Саша, Даня, Никита с поддержкой , приемом «рука в руке» перекладывают шишки, желуди, каштаны, орехи из одной коробки в другую, игры « в сухом бассейне» .В таких играх развивается моторика рук (захват предмета, удерживание, вынимание) Развиваются тактильные ощущения так как предметы имеют различную фактуру (гладкие, шершавые, колючие). Таким образом дети обследуют природный материал.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с занятиями по развитию речи, рисованию, лепке, математике.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

При создании игрушек использую следующий природный материал.

Шишки — кедровые, кипарисовые, еловые и сосновые — отлично подходят для изготовления объёмных причудливых игрушек. Своей формой они напоминают туловища разных пушистых зверей.

Жёлуди и каштаны хороши для поделок любой формы и размеров. Со временем они высыхают, и с ними становится тяжело работать. Надо сразу после сбора проколоть в каштанах и желудях отверстия.

Ракушки — это своеобразные домики моллюсков и красивый поделочный материал. Створки ракушек промывают от ила и песка, потом сушат. На берегу речки или моря, кроме ракушек, можно насобирать много оригинальных камешков.

Ягоды рябины, шиповника, бузины чаще используются свежими, поэтому их запасают немного. Часть из них специально высушивают — для узоров и в качестве глазок.

Листья собирают в тот момент, когда они становятся особенно красивыми, затем их кладут между страницами старых журналов для хранения или проглаживают утюгом.

Для поделок могут пригодиться ещё ветки деревьев с мягкой древесиной: липы, осины, ольхи, а также палочки, перья и пух.

Изготовление игрушек из природного материала состоит из двух этапов:

 Я показываю детям весь процесс работы над игрушкой от начала до конца и показываю, как она создается. Показ работы перед каждой частью, деталью поделки, способов их соединения я сопровождает объяснением. При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал.

Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

Рассматривание и анализ образца игрушки.

Установление поэтапной последовательности ее изготовления.

Выбор способа соединения частей игрушки.

Под бор материала и инструментов.

Изготовление игрушки.

Анализ и оценка поделок.

Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина.

Существуют следующие способы раскатывания пластилина:

Раскатывать столбик  прямыми движениями рук на доске. Столбики применяются при изготовлении грибов (ножка) и шляпка – каштан или грецкий орех.

Раскатывать столбик и заострять его с одной стороны – морковка, мордочка для ёжика, улитки.

Раскатывать круговыми движениями рук – колобок, голова, овощи , фрукты.

Размазывать пластилин по поверхности – выкладывать цветы из скорлупы орехов, морское дно из ракушек.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Поделки , которые можно изготовить из шишок: ёжики, совы, лиса, пингвин.

Поделки , которые можно изготовить из камушков и ракушек. Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения. Играя с камушки разной формы и размера на них можно рисовать растения, животных. Также использовать как формы домов, машин, животных.

Из пустой раковины улитки можно сделать чудесную игрушечную улитку, которую можно поставить на полочку, а можно подарить. Для того чтобы сделать сувенирную улитку нужно взять пластилин и вылепить фигурку улитки. У нее будет головка с рожками на длинной шейке, ножки и хвостик. Глазки улитки нужно сделать из мелких семян растений, осколков ракушек или пластилина темного цвета. Закрепите пустую раковину на спине улитки, и она оживет.

Поделки , которые можно изготовить из плодов и ягод : Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову.

Из высушенных листьев и цветов, изготавливают гербарии и картины , бабочек, стрекоз.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

На занятиях  по изготовлению поделок из природного материала я использую  методы альтернативной коммуникации.

Наши дети  имеют стойкие проблемы речевого развития, не умеют использовать речь при взаимодействии со сверстниками  и взрослыми.

Общение не является врожденным видом деятельности, поэтому, достичь значительных успехов в развитии умения общаться можно только путем специально организованного обучения и воспитания.

В работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей.

Альтернативная коммуникация актуальна и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства. На занятиях  мы  применяем следующие методы   альтернативной коммуникации: систему  жестов. Они делают слово видимым, помогают создать мостик к устной речи. Данные жесты ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения.

Указательный жест;

Да.                  Дай руку.

Нет.                Привет.

Нельзя            До свидания.  

Дай.

На.

Так же я применяю графическую систему символов, при которой  используем принцип «от более реального к более абстрактному», т.е. ребёнку сначала необходимо предъявить  реальный предмет (листок), фотографию реального предмета, рисунок с предметом, а затем пиктограмму.

  Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности, сближение ребенка с родной природой, воспитание заботливого и бережного отношения к ней. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, знакомит с различными явлениями. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят учащимся замысловатые поделки из ракушек, шишек, желудей, веточек, семян растений!

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Список используемой литературы

  1. Дополнительная общеобразовательная программа для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Умелые ручки» авторы: Белых А.Г., Рыбак Н.В. Под ред. В.Н. Асикритова,

Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой.—СПб.:ЛЕМА,2015г.

2. Ручной труд (1 класс). Л.А.Кузнецова.

  СПб.: филиал издательства «Просвещение» 2006г.

 3.«Умные руки» Н.А.Цирюльник, Т .Н ПРоснякова. Изд. «Учебная литература».  

 4.«Методические рекомендации по работе с природным материалом» Санталова Е.А.

5. Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на методическом объединении учителей и воспитателей по теме: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»

Доклад выступления на методическом объединении учителей и воспитателей раскрывает тему: «Использование природного материала при проведении игровых, конкурсных мероприятий»...

Кружок очумелые ручки: "Изготовление жирафа" (аппликация пластилином с использованием природного материала)

Содержит конспект внеурочного занятия и слайды с поэтапным выполнением апликации...

Использование природного материала

Природный материал.Главное внимание уделяется творческой деятельности учащихся, результат труда. ...

Формирование графического навыка письма с использованием природного материала

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»....

Конспект урока по теме: «Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей».

Технологии: здоровьесберегающее обучение, личностно – ориентированное обучение, парное обучение, проблемное обучение. Тип урока: открытие новых знаний. ...

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися....

Методы альтернативной коммуникации с неговорящими детьми с ОВЗ

В данном материале описываются различные методы и способы альтернативной коммуникации, которые способствуют общению с неговорящими детьми. При выборе способа дополнительной коммуникации необходимо учи...