Программа курса «Основы исследовательской деятельности» (для учащихся 4-х) классов
рабочая программа (4 класс) на тему
Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_uch-sya_4-h_klassov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы МАОУ СОШ№ 4
___________/Е.Р.Тимофеева
«_____» ____________ 2015г.
Программа
курса «Основы исследовательской деятельности»
(для учащихся 4-х) классов
Разработала: Солодкая И.Б.,
педагог-психолог
2015
г. Покачи
Пояснительная записка
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств.
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Всему этому способствует реализация цели образовательной программы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Таким образом, этим обусловлено то, что в неурочную деятельность включен курс «Основы исследовательской деятельности».
Цель курса.
Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, мотивации к процессу получения знаний.
- Ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- Формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат
- Развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.
- Развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
- Создание условий для активного, самостоятельного исследования разных проблем.
- Воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Данная программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Курс ориентирован на овладение основными знаниями об исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление учащимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических.
Курс призван:
- предоставить новые возможности для развития личности средствами включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;
- осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;
- дать возможность каждому учащемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления учебного исследования;
- вооружить учащихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований.
В процессе обучения используются следующие формы вне учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), занятия-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Учебно-тематический план курса
№ п\п | Изучаемый раздел | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Введение | 1 | |
2 | Способы мыслительной деятельности | 15 | |
3 | Этапы работы в рамках исследования | 9 | 2 |
4 | Самостоятельные исследования | 5 | |
5 | Защита результатов самостоятельных исследований. | 2 |
Содержание курса
1. Введение. (1час)
Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.
Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.
2. Способы мыслительной деятельности. (15 часов)
Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.
Умение видеть проблему 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».
Выдвижение гипотезы 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.
Умение задавать вопросы 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».
Умение давать определения понятиям 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.
Умение классифицировать 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».
Умение вести наблюдение 1 часа.
Тренинговые упражнения.
«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».
Эксперимент 2 часа.
Тренинговые упражнения.
Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.
Суждения, умозаключения 2 часа.
Тренинговые упражнения.
«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».
3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (10часов)
Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.
Выбор темы исследования 2 часа.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цель исследования 1 час.
Определение цели исследования.
Задачи исследования 1 час.
Отличие цели от задач. Постановка задач.
Гипотеза исследования 1 час.
Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.
Организация и методика исследования 2 часа.
План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала.
Подготовка к представлению результата 1 час.
План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.
Защита результатов исследования 1 час.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Игра – исследование 1 час.
4. Самостоятельные исследования. (5часов)
Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.
5. Защита результатов самостоятельных исследований. (2часа)
Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.
В результате изучения предмета «Основы исследовательской деятельности» ученик должен:
- владеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
- уметь определяться с выбором темы;
- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;
- уметь составлять план исследовательской работы: определять методы исследования, выстраивать их по порядку;
- уметь оформлять и представлять результат своей работы.
Литература.
- Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. // Начальная школа + 2007, №7
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. //
- Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //
- Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. //
- Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....
Основы пректно - исследовательской деятельности для учащихся начальной школы
В современных условиях, когда актуален вопрос о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшает...
ТК занятия "Основы исследовательской деятельности"
Технологическая карта к вступительному разделу "Учимся исследовать природу" объединения "Экология и краеведение"...
Курс по внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности 4 класс
Курс внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" изучается в 4 классе. Общая недельчасов нагрузка составляет 1 час. Общее количество часов на изучение курса -...
Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.
В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления....
Конспект занятия в лаборатории «Практикум по основам исследовательской деятельности»
Занятие по теме "Статическое электричество", На занятии учащиеся знакомятся с тем, как оно образуется и проводт интересные опыты....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию, ...