Технология ИСУД
опыты и эксперименты на тему
ИСУД - Технология учёта и развития Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика – новейший ресурс реализации метапредметных результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_isud.docx | 24.13 КБ |
vystuplenie_-_prezentatsiya.ppt | 523 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технология индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД)
Слайд 1
ИСУД - Технология учёта и развития Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика – новейший ресурс реализации метапредметных результатов обучения. Местом «рождения» технологии считается опытно-экспериментальная работа под руководством Галеева Н.Л.
На всех уровнях управления качеством образовательного процесса совокупность внутренних ресурсов учебного успеха ученика принята как критерий оценки результативности работы учителя, школы. Таким образом, сегодня можно утверждать, что технология ИСУД может быть использована как ресурс решения педагогических задач минимум в семи ситуациях, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал:
Слайд 2
- Для того чтобы выяснить, почему ученик неуспешен в предмете.
- Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и приемов, развивающих ученика).
- Для обеспечения развивающей образовательной среды.
- В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках.
- Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности.
- Для обеспечения способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности
- Для управления ростом профессиональной компетентности учителя
Слайд 3 - таблица
На слайде обозначены условные меры для педагогической диагностики определения относительного уровня достижения или развития каждой из составляющей учебного успеха. Зачастую некорректная оценка учителем учебных возможностей ученика приводит последнего к неуспеху. Знаниям учитель может научить, а навыки еще надо тренировать для того, чтобы они стали «инструментом успеха» для ученика. Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха - можно только воспитывать. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.
Слайд 4
На слайде показана матрица параметров учебного успеха. Для того, чтобы научиться целенаправленно выбирать или проектировать приемы, необходимые для учебного успеха и развития конкретного ученика, необходимо научиться выявлять и зримо представлять «дидактический потенциал» каждого задания по тем же параметрам, по которым мы характеризуем ученика.
Если учитель - предметник, характеризуя по параметрам матрицы ИСУД тот или иной учебный прием или задание, отметит те параметры, которые должны быть хорошо развиты у ученика, то он получит картотеку заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика.
Слайд 5
Рассмотрим каждый из пунктов матрицы.
Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету. Обученность оценивается отметкой по предмету по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов.
Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра зависит от развития всех остальных характеристик матрицы, определяет дозу педагогической помощи и место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости ученика, тем больше доза педагогической помощи, тем «ближе» к ученику должен находиться учитель. Различают три уровня обучаемости:
- 3 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений)
- 2 уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)
- 1 уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
Слайд 6
Организационные ОУУН – это общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Определяются как достаточный, критический и недостаточный уровень.
Коммуникативные ОУУН определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.
Слайд 7
Информационные ОУУН определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысливания информации.
Мыслительные ОУУН – это реализованные в онтогенезе психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Уровень развития мыслительного навыка можно провести путем контрольно-методического среза с последующей оценкой.
Слайд 8
Информация о памяти и внимании ученика важна, как еще одно основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала.
Модальность – это предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации. Здесь важен способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика (визуал, аудиал, кинестетик)
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – это способность одного полушария включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Для учителя важно выделить учеников у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как явно доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер – этот параметр выявляет степень заинтересованности ученика в предмете. Данные этого параметра – основа для подбора содержания форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.
Слайд 9
Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета:
I шаг: учитель организует проведение контрольно–методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, уровня обучаемости на материале своего предмета;
II шаг: по результатам анализа КМС педагог выделяет группу учащихся с низким уровнем обучаемости и начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих ребят (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации);
III шаг: заполненная матрица учебного успеха каждого ученика является основой выбора форм и видов заданий, комфортных для ребенка;
IV шаг: в феврале-марте учитель снова проводит КМС на определение уровня обучаемости, уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и др., оценивает динамику изменений параметров ИСУД.
Слайд 10
На слайде пример индивидуальной программы развития навыков учащихся.
Таким образом, диагностируя уровень параметров индивидуального стиля учебной деятельности составляется на каждого учащегося матрица параметров учебного успеха. Следующим этапом является пополнение и систематизация картотеки учебных приемов и заданий, которая соответствует матрице учебного успеха ученика. Задача состоит в том, чтобы выбирать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужна технология? Ученик неуспешен в предмете. Режим индивидуальной траектории обучения. Развивающая образовательной среда Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка на уроке. Предметная внеурочная деятельность. Способность детей к саморазвитию Рост профессиональной компетентности учителя
Ресурс учебного успеха Параметры ИСУД Единица измерения «знаю» объем и качество знаний Обученность Оценка по предмету «умею» предметные и общеучебные навыки Организационные, Коммуникативные, Информационные, мыслительные навыки 0 (недопустимый уров.) 1 (недостаточный уров.) 2 (оптимальный уровень) «могу» психофизиологические механизмы, поддерживающие познавательные процессы Внимание Память Модальность Доминирование полушарий 0 1 2 0 1 2 Аудиал, визуал, кинестетик Правое,левое,равномерн «хочу» уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы Социально-духовный Социальный Познавательный Базовый, эмоциональный
Матрица параметров учебного успеха или индивидуального стиля деятельности ученика
Параметры ИСУД и методика их определения Обученность - объем и глубина знаний по предмету. Обучаемость - уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика 1 уровень- репродуктивный 2 уровень- прикладной 3 уровень- творческий Определяется по результатам специального контрольно-методического среза (КМС)
Коммуникативные ОУУН Определение форм и видов участия в коллективной учебной деятельности учеников Озвучивание докладов, дискуссии Работа в парах, группах («объясни другу») Дидактические игры — «загадай понятие, термин, живую систему» (можно словами, можно пантомимой) Уровни: недостаточный, критический, достаточный Организационные ОУУН Навык планирования собственной деятельности (проект, презентация) Навык организации ведения записей в собственной тетради ( Чаще оценивать работу ученика с тетрадью !!! ) Навык самооценки
Информационные ОУУН Активизировать и разнообразить работу с текстами: Навык смыслового чтения Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации Навык использования технических средств Мыслительные ОУУН Навыки анализа, синтеза, умение сравнивать, умение логически мыслить, умение сделать вывод
Формы, виды и приемы деятельности учителя, позволяющие целенаправленно развивать индивидуальный стиль учебной деятельности ученика средствами учебного предмета Внимание Отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания Память Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно — эмоциональную и наглядно-образную. Не употреблять указаний «выучить материал», — конкретизировать задание!!! Модальность Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.) Доминирование полушарий Дифференцировать используемые задания — какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включения обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задания
Алгоритм деятельности учителя Матрица Картотека заданий Индивидуальная программа развития ОУН Контрольно-методические срезы, диагностики
На уроках географии: на этапе усвоения и обобщения знаний индивидуальные карточки с заданиями 1-5, 9-11, 12-а, 25-25, 37-38, 39-40 при любой возможности организовать работу в паре, задания на описание словами увиденное – рисунок, схему, природный объект. Систематическая проверка тетради, оценивание. Задания: выучить и использовать алгоритм чтения графиков, решение развивающих канонов, учить термины с помощью карточек Домашние задания: задания нетрадиционной формы (кроссворды, составить текст по изучаемому параграфу, провести анкетирование, составить компьютерную презентацию к изучаемой теме. Внеклассная деятельность по предмету: п оиск материалов по предмету, участие в театрализованных действиях, выполнение роли координатора подготовки к предметной неделе, конкурсу, викторине. Индивидуальная программа развития общеучебных навыков учащейся 7 класса
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)
Мастер - класс по определению уровня обучаемости ученика. Данный материал может полезен учителям в отборе содержания учебного материала для учащихся , позволяет осуществлять личностно-орие...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с применением технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности)
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса...