Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с применением технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Федоренко Надежда Федоровна

Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса

с применением технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности)

  1. Тема «различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
  2. Результаты  деятельности:

2.1. Личностные (ЛР): учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

     2.2. Метапредметные (МПР): принимать  и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Обучать работать с информацией представленной в таблице; понимать и преобразовывать информацию, знаково-символическое моделирование.

     2.3. Предметные (ПР): научиться применять знания на практике по различению склонений имён существительных

Ученики

Особенности учащихся 3 класса,

требующих индивидуального подхода в обучении

«В»

Кинестетик. Слабая монологическая речь. Низкий уровень планирования деятельности, работа в сотрудничестве, преобразование информации.

«Г»

Аудиальный тип восприятия, низкий уровень диалогического общения и регулятивных УУД.

«Д»

Смешанный тип восприятия. Низкий уровень молологической речи, навыка чтения, преобразования текста и мыслительных операций.

«Ж»

Кинестетик. Смысловое чтение слабое, мыслительные УУД и познавательные УУД требуют развития.

«К»

Визуал. Низкий уровень обученности, низкий уровень внимания и памяти, равнополушарник. Низкий уровень монологической речи и работы в совместной деятельности, смысловое чтение и регулятивные УУД.

«С»

Низкий уровень концентрации и распределения внимания, организации рабочего места, модальность кинестетическая, хорошо анализирует, может делать вывод.

«Р»

Визуал. Низкий уровень коммуникативных и познавательных УУД, задания на синтез, логику и вывод.

«Ф»

Визуал. Слабое внимание, но хорошая память. Низкий уровень монологической речи и познавательных УУД.

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Дифференциация

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД

Система преметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Методы и приёмы работы с учётом параметров матрицы ИСУД с детьми требующих индивидуального подхода в обучении

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов,  управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Самоконтроль готовности к уроку. Организация внимания

Включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание

- Какой у нас урок?

–Для чего нужно изучать русский язык?

Проверка готовности к уроку

- Чтобы правильно говорить, писать

Дополнительная установка «С»

2. Актуализация знаний, мотивация (Парная работа)

Воспроизведение знаний и способов действия.

Осознание необходимости закрепления и систематизации знаний

Подведение к теме, создание ситуации успеха

Прочитайте пословицу

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-А нравится вам собирать спелые плоды чего-либо?

-Я предлагаю вам сегодня собрать урожай наших знаний. Перед вами дерево с плодами «Яблоками знаний» и корзина для накопленных знаний.  Давайте соберём урожай, и пусть он будет богатый.

И когда будем срывать каждое яблоко, будем отмечать свои результаты на яблочках на каждом этапе урока.

- Первое яблоко мы сорвём, проведя словарную работу. Я предлагаю вам, словарные слова, которые мы изучали. Преобразуй изображения в слова и запиши их.

         

-Проверьте написание. Покажите мне с помощью рук, как вы справились с данным заданием?

Ну, вот, и первое яблоко мы сорвали.

-Что можно определить у данных слов?

-Распределите данные слова на группы  по типу  склонения. Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? Расскажите какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 и 3 склонению?

 

- Что вам помогало при выполнении данного задания?    

Успешное выполнение задание позволяет нам положить ещё одно яблоко в корзину.

Отметьте в яблочках словарную работу. Сколько слов правильных, столько и баллов.

Поработайте в паре, измените имена существительные

1 склонения, записав их в Родительном, Дательном падежах;

2 склонения – в Винительном, Творительном,

3 склонения – в Творительном и Предложном падежах.

Выделите окончания.

- Выполните самопроверку по образцу на слайде. Оцените себя в парной работе. Максимум 2 балла. Если правильно и работали совместно.

- Какие знания  вам помогли при выполнении этого задания?

«Горек корень учения, да сладок его плод»

Ответы

Да

Запись числа и классная работа.

Медведь, лестница, огурец, ракета, молоко, кровать.

Отмечают на полях тетради:

самостоятельно (С), или с помощью друга (Д), или по учебнику (У).

Склонение

1 скл. – м.р. и ж.р. с окончаниями -а, - я 2 скл. – м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием -о, -е. 3 скл – ж.р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце слова

1 скл.                2 скл        3 скл     

Лестница      Огурец      

ракета         медведь     кровать

                      молоко                                                    

Правило

1 скл. (Р.п., Д.п.)

Лестницы, лестнице.

Ракеты, ракете.

2 скл. (В.п., Т.п.)

Огурец, огурцом.

Медведя, медведем.

Молоко, молоком.

3 скл. (Т.п., П.п.)

Кроватью, о кровати. 

Знание падежных вопросов, правописание падежных окончаний

Читает «Г»

Просмотреть «К» и «С»

Дать карточку «К» с первыми буквами слов.

Посмотреть у «К», «Ф», «Ж».

Памятку с правилом «В», «Д», «Ж», «К»

Дополнительная инструкция по оформлению «Г»

Спросить «Ф»

Сначала «А», затем «Д»

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная в совместной деятельности с учителем учебная задача. Представления обучающихся о том, чему они научатся на уроке

Формулирование темы, цели и задач урока

Проанализировав выполненные задания, сформулируйте что вы знаете по этой теме?

- Если мы все так хорошо знаем, то зачем проводить урок?  Сформулируйте тему урока.

- Какова же цель нашей работы на уроке?

- Для чего нам это необходимо?

 -Определим задачи, которые помогут нам в достижении нашей цели.

Этап целеполагание прошёл успешно, поэтому наша корзина пополняется ещё одним нашим плодом.

 А на своих плодах отметьте своё участие в определении темы, целей и задач

Знаем, что такое имя существительное, как склоняются имена существительные, какие они имеют окончания.

Склонение имени существительного. Правописание падежных окончаний.

Научиться применять знания на практике по различению склонений имён существительных.

(Личные цели)

 

Вспомнить падежи, склонения существительного, работа в группе, самостоятельная работа.

Спросить «Р» «Х»

Спросить «С»

4. Решение учебной задачи

(Работа в группах)

Умение использовать систему вопросов, позволяющих применить нужное правило, понятие

Закрепить и систематизировать знания о склонении имени существительного и правописании падежных окончаний

Какие правила работы в группе позволят вам выполнить задание?

Обсудим задачи на данном этапе.

Работа в группах.

Сейчас мы поработаем в группах.  У вас на столах яблоки   с вопросами и заданиями.         Обсудите   вопросы, подумайте, как на них ответить?  

 Как вы думаете, поможет ли нам это задание придвинуться к нашей цели?

Подготовьте выступающего. А задание сделайте сообща.

Первая группа:  

 1. Что такое склонение?  

 2. Сколько падежей в русском языке?  

 3. Как определить падеж имени существительного?

К – 1   Вставьте окончания, выделив их. О мякот..., по пустын…, от радост…, из берлог…, к побед…

 

Вторая группа

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?  

2. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

 3. На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже?  

К – 2   Вставьте окончания, выделив их. Для библиотек…, на горизонт…, об осен..., о мыш…, по солом…

Третья группа

 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?  

 2. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?  

3. На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже?  

К – 3   Вставьте окончания, выделив их. Об огород…, для сумк…, около дорог…, по тропинк…, к вишн…

Четвёртая группа

 1.  В  каком  падеже  имена  существительные  никогда  не  употребляются  с предлогами?  

 2. Что такое начальная форма имени существительного?  

К – 4   Вставьте окончания, выделив их. От старост…, из кроват…, по книг…, о мороз.., об улыбк…

Пятая группа

Заполнить таблицу - памятку по различению склонений существительных.

К – 5   Вставьте окончания, выделив их.

О медвед…..,   с лошадь….., в сел…,  около дом…, к смородин….

Шестая группа

Составь алгоритм определения склонения.

К – 6   Вставьте окончания, выделив их. О волк…..,   с радость….., с воробь…., около стол…,  к вишн… .

Каждая группа представляет свою работу.

Дать дополнительное яблоко за ответы.  Проверяет карточки по слайду.

- Чему учились, выполняя задания?

- Какой сделаем вывод?

- Кто испытывал трудности при выполнении этого упражнения? Почему? Дайте советы товарищам.

Какой богатый урожай удалось нам собрать благодаря вашим знаниям. Но у нас остались ещё яблочки, давайте дотянемся и достанем.

Отметьте свой результат работы в группе. Максимальный 1 балл

Хорошо работать в группе.

Внимательно слушать выступления групп. Правильно выполнить задания.

Обсуждение вопросов. Заполнение текстов яблок. Выполнение практических карточек.

Первая группа:  

  1. Склонение – это изменение слова по падежам и числам. Различают три типа склонения.
  2. В русском языке 6 падежей.
  3. Чтобы определить падеж имени существительного, нужно определить словосочетание, в которое входит это слово. Поставить к этому слову вопрос от слова-командира.

К-1 О мякоти, по пустыне, от радости, из берлоги, к победе.

Вторая группа

  1. И.п. – Кто? Что?
  2. Р.п. – Кого? Чего?
  3. Д.п. – Кому? Чему?

К – 2. Для библиотеки, на горизонте, об осени, о мыши, по соломе.

Третья группа

  1. В.п. – Кого? Что?
  2. Т.п. – Кем? Чем?
  3. П.п. – Оком? О чём?

К – 3. Об огороде, для сумки, около дороги, по тропинке, к вишне.

Четвёртая группа

  1. Без предлогов употребляются существительные в И.п.
  2. Н.ф. имени существительного: ед. ч., И.п.

К – 4. От старости, из кровати, по книге, о морозе, об улыбке.

Пятая группа

Склонение

Род существительных

Окончания

I

Ж.р. и м.р.

-а, -я.

II

Ср.р и м.р

-о, -е,               (нулевое)  

III

Ж.р.

           (нулевое)

К – 5. О медведе,  с лошадью, в селе,  около дома, к смородине .

Шестая группа

Алгоритм определения склонения

Шаг 1. Начальная форма имени существительного.

Шаг 2. Определить род.

Шаг 3. Выделить окончание.

Шаг 4. Определить склонение.

К – 6. О волке,   с радостью, с воробьём,  около стола, к вишне.

Учились писать безударные падежные окончания имен существительных, определять падеж и склонение имени существительного.

Выводы

Спросить «В»

В роли организатора и спикера «В», «Ж», «Р», «Ф», «Д»

Физпауза

Предупреждение утомления

Способствовать развитию интереса учащихся к изучаемому материалу

Потренируемся на физпаузе по теме урока. Я буду вам читать слова, а вы постарайтесь определить склонение и выполнить упражнение по правилам.

Руль, словарь, печка, печь, тетрадка, тетрадь, король, королева, сладость, корень, дерево.

Ещё одно яблоко мы сорвали. 

Отметьте свои результаты, если не ошибались, поставьте 1 балл

Дать дополнительное яблоко за безошибочное выполнение

Учащиеся встают и выполняют релаксационное упражнение.

Существительные 1-го склонения – поднять одну руку;

2-го склонения – поднять две руки;

3-го склонения – прыжок и 3 хлопка

Поставить вперёд «Г», «Ф», «У»

5.

Закрепление

Умение действовать по правилу. Применять знания, полученные ранее при выполнении практических упражнений

Способствовать развитию интереса учащихся к закреплению знаний и способов действий. Умение выполнять задание по правилу

Работа по учебнику стр. 135 Упражнение 132. Посмотрите на задание.

Скажите, какие цели поставим для его выполнения?

У доски  3 ученика.

Устно проговорить предложения и вставленные знаки препинания.

Оценки

Ну вот, ещё одно яблочко мы сорвали.

Отметьте сою работу. Высший балл 4.

 Осталось одно, самое высокое, самое большое, наверное, и самое сладкое. Давайте же проверим, как мы научились применять свои знания дотянемся все вместе за последним яблочком

 Открывают учебник, читаю задание.

-Внимательно читать задание, Вспомнить обращение, правильно определить склонение существительных.

Выполнение в соответствии с заданиями.

 

1 скл.           2 скл.            3 скл.

Горчица     трюм            фасоль

Лапша         изюм           соль

                    сахар           боль

                    пластырь

- Куда вы, кораблик, плывёте?

Где вы, кораблик, живёте?

Отвечает «Д», «Р»

Работа у доски «В»

Работа с памятками «Ф» «Ж» «Д».

Оказать помощь «К»

Карточку с заданием «Г» «Р»

 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять   имеющиеся знания в самостоятельной деятельности

Проверить, как научились находить существительное, определять падеж и  склонение существительного

Тест:

1.  Найди имя существительное:

А) Сбежал

Б) Беговой

В) Пробежка

Г) Бегать.

2.  Как определить склонение имени существительного?

А) По вопросам и падежам.

Б) По вопросам.

В) По падежам.

Г) По роду и окончанию.

3.  Отметь существительные 1 склонения:

А) Ружьё, племя.

Б) Тарелка, дядя.

В)  Бидон, огонь.

Г) Сирень. Пень.

4.  Отметь существительные 2 склонения:

А) Звание, команда.

Б) Свёкла, карамель.

В) Работник, пароль

Г) Деревня, город

5.  Отметь существительные 3 склонения:

А) Укротитель, конь.

Б) Сталь, вещь.

В) Рояль, день.

Г) Писатель, учитель.

Проверьте свою работу по слайду и оцените себя, за каждый верный ответ 1 балл. Максимальный балл – 5.

Вот мы и дотянулись до самого главного яблочка. И мы его тоже ложем в нашу корзину. Урожай мы собрали, а теперь наша задача его сохранить, чтобы наши яблочки не испортились, а могли помочь нам в учебе и дальше

Ответы:

Вопрос

Ответ

1

В

2

Г

3

Б

4

В

5

Б

8. Итог занятий. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Умение соотносить цель и результаты собственной деятельности

Самостоятельная оценка собственной деятельности.

Формулировка выводов по изученному материалу. Анализ и осмысление своих достижений

По какой теме работали?

-Какую цель мы перед собой ставили? А задачи? Помогли они нам подойти к цели? Давайте вспомним наше дерево с яблочками. Мы срывали плоды с заданиями. -Какой плод вы получили?  В каких случаях она может вам оказаться полезной?

- Если считаете, что научились быстро и правильно различать склонение, то поднимите красное яблоко, если можете ошибиться – красно-зелёное, а если надо ещё поработать –зелёное.

– Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

– На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?

Подсчитайте количество баллов на ваших плодах и поставьте себе отметку.

А сейчас я предлагаю вам поменяться плодами, вы мне покажите свои «Яблоки знаний» с оценками и вашей работой, а я вас угощу красными сладкими плодами.

Домашнее задание.

Выберите яблочко с заданием по данной теме.

 Красные самые спелые, интересные и сложные.

Красно-зелёные полегче

Зелёные – простые.

1 уровень (зелёные) – Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения  

2 уровень (красно-зелёные) - просклонять существительные из Упр. 132, указать склонение.  

3 уровень (красные) – написать 4- 5 предложений о природе. Определить склонение существительных

Называют тему, цель и задачи.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

- Поднимают яблоко для самооценки.

19 и выше – «5»

15 – 18 – «4»

10 – 14 – «3»

Выбирают яблоко с заданием по желанию

Отметить «К», «Ё»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС. Современные образовательные технологии. Технологическая карта урока по русскому языку по УМК "Планета знаний" 1 класс

Уважаемые коллеги, хочу пополнить Вашу методическую копилку еще одной разработкой урока по русскому языку 1 класс по УМК  "Планета знаний". Представляю технологическую карту урока "Письмо заглавн...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и технологии обучения на тему: «Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом»

Технологическая карта урока по русскому языку в 4б классе с использованием ИКТ, игровой и   технологии обучения на тему: «Упражнения  в составлении словосочета...

Технологическая карта урока по русскому языку с применением технологии смешанного обучения.

Разработка урока русского языка с использованием технологии смешанного обучения представляет собой использование современных технологий обучения в рамках системно - деятельностного подхода, ориентация...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...