Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)
методическая разработка на тему
Мастер - класс по определению уровня обучаемости ученика. Данный материал может полезен учителям в отборе содержания учебного материала для учащихся , позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся в учебном и личностном росте, отслеживать динамику этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Мастер-класс. ИСУД. Обученность и обучаемость. | 1.93 МБ |
master-klass._obuchennost_i_obuchaemost.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Дмитрий Иванович Менделеев
Обученность : Объём и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) По результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ, По данным промежуточной диагностики, По качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п
Обучаемость : Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.
III уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений ) II уровень обучаемости – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации).
I уровень обучаемости – уровень , позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму. (уровень ниже первого) – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).
Методика, определяющая уровень обучаемости : Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся:
Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах); Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для « визуалов », « аудиалов », « кинестетиков »; Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы; Учитель организует самостоятельную работу .
Задания для самостоятельной работы: Напишите, что вы узнали нового. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала. Выполните задания по образцу. Выполните задания в изменённой ситуации. Примените полученные знания в новой ситуации.
Тайм менеджмент
Тайм-менеджмент – это умение эффективно управлять и контролировать свое личное время!
Как организовать своё время так, чтобы его хватало и на любимые дела, и на важные, необходимые ?
Важные Не срочные Важные Срочные Не важные Не срочные Не важные Срочные 2 1 4 3 важность с р о ч н о с т ь Матрица Эйзенхауэра
Время Сколько Что делал Анализ 6:00 0:07 Подъём 6:07 0:10 Утренняя зарядка 6:17 0:20 Умылся, оделся 6:37 0:20 Завтрак 6:57 0:23 Проверил электронную почту 7:20 0:25 Дорога на работу 7:45 0:10 Пообщался с коллегами 7: 55 0:05 Подготовка рабочего места 8:00 4:30 Проведение уроков 12:30 0:30 Обед 13:00 0:30 В столовую зашла подруга Тамара, пообщались 13:30 0:26 Электронная почта, ответ на пару писем. 13:56 0:24 Забежала Алла, инструктировала по « Сетевому городу» 14:20 0:20 Позвонила мама Пети Иванова, рассказала об успеваемости её сына 14:40 0:20 Собралась домой, выходя из класса встретила коллегу с параллели, пообщались. 15: 00 1:00 Путь домой
Тайм-менеджмент
Жизненные приоритеты Высыпаться Карта рабочего времени Попроси друга о помощи 10минутные перерывы Планируй день с вечера Прокачивай знания Подводи итог дня Мотивируй себя Доводи дело до конца
"Разумное употребление времени делает его еще более драгоценным" (Ж. Ж. Руссо).
Предварительный просмотр:
Мастер-класс. Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)
Цель мастер-класса: научиться определять обучаемость как параметр индивидуального стиля учебной деятельности.
Слайд 2 «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» сказал русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев.
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, сделать небольшой, но шаг вперёд. Конечно, из ростка скромной фиалки ни при каких условиях не вырастет розовый куст, но и фиалка может быть растоптана, а может расцвести к своей и всеобщей радости. Технология ИСУД позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся в учебном и личностном росте, отслеживать динамику этого процесса.
Одним и параметров результативности учебного процесса является обученность. Слайд 3 Содержание этого параметра – это не что иное, как уровень учебных достижений.
Обученность – это объём и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
Слайд 4 Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) – накопительная бальная система.
- По результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ,
- По данным промежуточной диагностики,
- По качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п за четверть , полугодие, итог года.
Слайд 5 Все эти данные мониторинга заносятся в сводную таблицу результатов учебной деятельности ученика.
Слайд 6 Понятие « обучаемость» одно из наиболее интегративных и сложных по смыслу. Мы определяем обучаемость как уровень учебных возможностей ученика в данное время и для конкретного учебного предмета. По Л.С. Выготскому, уровень обучаемости обусловливает ширину зоны ближайшего развития, т.е. пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе. Именно уровень обучаемости ученика определяет для учителя долю необходимой педагогической помощи, формы и приёмы индивидуальной мотивации каждого учащегося.
Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр. Рост этого параметра , пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно-ориентированного учебного процесса. Т.к. уровень обучаемости одного учащегося определяется одновременно учителями разных предметов, то оказывается возможным выработать единую стратегию педагогических требований, а также выявить предпочтения и склонности ученика.
Измеряя уровни обучаемости, мы определяем их так: Слайд 7
• III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.
• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных знаний в знакомой типичной ситуации.
Слайд 8
• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.
В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.
Слайд 9 Методика, определяющая уровень обучаемости: алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся:
Слайд 10
- Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах);
- Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для
« визуалов», « аудиалов», « кинестетиков»;
- Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы;
- Учитель организует самостоятельную работу.
Слайд 11 Задания для самостоятельной работы:
- Напишите, что вы узнали нового.
- Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
- Выполните задания по образцу.
- Выполните задания в изменённой ситуации.
- Примените полученные знания в новой ситуации.
Если ученик выполнил все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника.
Если ученик справился с четырьмя заданиями – это 2 уровень обучаемости.
Если ученик выполнил три задания – 1 уровень.
Уровень обучаемости рекомендуется определять дважды в год: в сентябре и в марте-апреле. Как показывает практика, КМС лучше проектировать каждому учителю самостоятельно, выбирая эля этого оптимальный фрагмент учебной работы.
Как измерить обучаемость? Рассмотрим это на практике.
Практическая часть.
- Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах) Слайд 12
- Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для
« визуалов», « аудиалов», « кинестетиков»;
Слайд 12
- Скажите, что такое тайм-менеджмент? (Ответы) Проверим наши предположения.
Слайд 13 Просмотр видео 1
Слайд 14 Тайм-менеджмент – это умение эффективно управлять и контролировать свое личное время!
В течение дня мы всё время что-то делаем. А в конце дня часто осознаём, что всё равно не успели что-то сделать. Бывает у вас такое?
Но при этом вы, наверняка, успели поговорить с другом по телефону и зайти в любимую социальную сеть «Вконтакте»?
Так как же нужно Слайд 15 организовать своё время, чтобы его хватало и на любимые дела, и на важные, необходимые. Какие дела нужно делать сначала, как вы думаете? (ответы)
Проведём небольшой эксперимент. Перед вами обыкновенный лист, разделенный на 2 колонки. Представим, что он символизирует ваш обычный день. Квадраты символизируют ваши любимые дела. Треугольники – множество нужных, обязательных, но нелюбимых дел. Какие дела мы начнём делать в начале дня: любимые или нелюбимые? (Учитель наполняет «день» теми «делами», которые называют учащиеся. В любом случае на лист сначала крепится либо квадрат, а потом треугольник, или наоборот.) Почему у нас не хватает времени?
Какие знаете способы, помогающие управлять своим временем? (Ответы)
Видео 2 Слайд 16
- Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы.
- Какие способы мы не назвали? ( ответы)
Согласно тайм- менеджменту все дела важно разделить на 4 группы. Слайд 17 Такое деление придумал 34 президент США. Она называется Матрица Эйзенхауера. |
Все дела делятся на важные срочные, важные несрочные, срочные неважные и несрочные неважные. |
Важные дела – это дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь. Срочные дела – это дела, которые нельзя отложить, однако они могут отвлекать от главных целей и вести к неудачам. Какие дела можно отнести к важным срочным? - важным несрочным? - срочным неважным? - несрочным неважным? Вывод: важным срочным и важным несрочным делам нужно отдавать приоритет, а срочные неважные и несрочные неважные дела – это поглотители времени. |
- Учитель организует самостоятельную работу.
Задания для самостоятельной работы:
1.Напишите, что вы узнали нового.
2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
-Почему нам часто не хватает времени? ( Ответы)
- Как организовать своё время так, чтобы день прошёл результативно? ( Ответы)
Слайд 18 3. Выполните задания по образцу.
1) Проанализируйте « фотографию дня» учителя. Выявите, основные поглотители времени.
Время | Сколько | Что делал | Анализ |
6:00 | 0:07 | Подъём | |
6:07 | 0:10 | Утренняя зарядка | |
6:17 | 0:20 | Умылся, оделся | |
6:37 | 0:20 | Завтрак | |
6:57 | 0:23 | Проверил электронную почту | |
7:20 | 0:25 | Дорога на работу | |
7:45 | 0:10 | Пообщался с коллегами | |
7: 55 | 0:05 | Подготовка рабочего места | |
8:00 | 4:30 | Проведение уроков | |
12:30 | 0:30 | Обед | |
13:00 | 0:30 | В столовую зашла подруга Тамара, пообщались | |
13:30 | 0:26 | Электронная почта, ответ на пару писем. | |
13:56 | 0:24 | Забежала Алла, инструктировала по « Сетевому городу» | |
14:20 | 0:20 | Позвонила мама Пети Иванова, рассказала об успеваемости её сына | |
14:40 | 0:20 | Собралась домой, выходя из класса встретила коллегу с параллели, пообщались. | |
15: 00 | 1:00 | Путь домой |
4.Выполните задания в изменённой ситуации.
Предложите способы экономии времени этого учителя. (Ответы)
5. Примените полученные знания в новой ситуации.
Слайд 19
- Сегодня мы открыли новое знание о тайм менеджменте и узнали о способах управления своим временем. Проявите творчество и нарисуйте способы управления временем в виде модели, схемы, рисунка на обратной стороне вашего рабочего листа. ( Ответы)
Определим свой уровень обучаемости. ( Проверка выполнения заданий)
Проверим творческое задание № 5. Слайд 20
Подведение итогов. Цель мастер-класса: научить определять обучаемость школьника как параметр индивидуального стиля учебной деятельности. Каждый из вас сегодня выполнял задания и может определить свой уровень обучаемости. Кто-то остановился на задании по образцу, что говорит о репродуктивном 1 уровне обучаемости, но и есть такие учителя, которые подошли творчески и выполнили все задания, что свидетельствует о самом высоком 3 уровне обучаемости.
Слайд 21 А я желаю вам, чтобы каждому делу у вас находилось время. Спасибо за внимание и вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие индивидуального стиля учебной деятельности на уроках природоведения.
Выступление на педсовете в школе....
Контроль результатов учебной деятельности учеников нач. школы.
Статья способах и приёмах контроля успеваемости по различным предметам....
Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников
Программа «Я - школьник» составлена на основании программы формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник» авторов Среди детей, обучающи...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в...
"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".
Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для уч...
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников - важный способ индивидуализации....
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с применением технологии ИСУД (Индивидуальный стиль учебной деятельности)
Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса...