ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс) на тему
Некоторые размышления по поводу введения ФГОС ОВЗ в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_1.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Сирачёва Валентина Андреевна, учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Полдневская основная общеобразовательная школа» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область
Совместное обучение детей с интеллектуальными нарушениями нормально развивающимися школьниками в условиях массовой образовательной школы является социальным заказом родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. На сегодняшний день этот процесс является неоднозначным и сложным по степени организации обучения детей с ОВЗ в условиях общего образования. Для проведения интегративного обучения в общеобразовательной школы важно обеспечить педагогические условия для продуктивных занятий с детьми[1].
Система оценки предметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) у обучающихся с интеллектуальными отклонениями выступает как инструмент реализации требований ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального общего образования и является неотъемлемой частью обеспечения качества образования.
Обучающиеся с нарушениями интеллекта в начальном звене имеют право учиться по адаптированной общеобразовательной программе или специальной индивидуальной образовательной программе. АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями создается в образовательном учреждении с учетом особых образовательных потребностей данной категории обучающихся и призвана обеспечить требуемые для них условия обучения и воспитания[4].
Важнейшим условием обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими, формирование общей культуры, которая обеспечивает разностороннее развитие их личности (эстетическое, нравственное, социально-личностное, физическое, интеллектуальное) в соответствии с принятыми в обществе и семье нравственными и культурными ценностями; овладение учебной деятельностью
Адаптированная основная программа для детей с интеллектуальными отклонениями составлена таким образом, чтобы результативность обучения оценивалась строго индивидуально. При этом учитываются особенности психофизического развития и специфические образовательные потребности каждого обучающегося. В адаптированной программе следует говорить об индивидуальной оценке результатов обучения каждого ребенка с отклонениями в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой.
Главным ожидаемым результатом освоения адаптированной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с тяжелыми и множественными нарушениями развития, глубокой, тяжелой, умеренной) является развитие жизненной компетенции, которая позволяет достичь максимальной самостоятельности (учитывая психические и физические возможности) для овладения знаниями в повседневной жизни и устанавливании новых контактов в обществе.
Индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. В адаптированную основную образовательную программу рекомендовано включать следующие блоки:
- Язык и речевая практика
• Речь и альтернативная коммуникация.
- Математика
• Математические представления
- Естествознание.
• Окружающий природный мир
- Человек и общество.
• Человек
• Домоводство
• Окружающий социальный мир
- Искусство
• Музыка и движение.
• Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
• Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:
- Физическая культура
• Адаптивная физкультура.
- Технологии
- • Профильный труд[3].
Система оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
− закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерий, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки;
− ориентирование образовательного процесса на нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование базовых учебных действий и достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов;
− обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения АООП, которая позволит вести оценку предметных и личностных результатов;
− оценивание достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения;
− осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся.
Для определения подходов к осуществлению оценки результатов следует опираться на следующие принципы:
1) дифференциация оценки достижений с учетом индивидуальных и типологических особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
2) объективность оценки, которая раскрывает динамику достижений и качественных изменений в социальном и психическом развитии обучающегося;
3) единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки[2].
Данные принципы отражают целостность системы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.
Дифференцированная оценка достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет определяющее значение для оценки качества образования. Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает в себя описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. Система оценивания предметных результатов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями дает возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация – педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность.
Литература
- Кинаш, Е.А. Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы [Текст] / Е.А. Кинаш, Е.В. Волкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1.- С. 22-28.
- Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. «Базовые модели интегрированного обучения» ж. «Дефектология» № 1, 2008 г. стр. 71 – 78.
- Малофеев Н.Н. «Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России» , Сб.: Актуальные проблемы интегрированного обучения» - М.: Права человека.- 2001. стр.30.
- Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. ( Сост. Л.Е.Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование» - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация оценки предметных результатов освоения ООП
Представлен материал из опыта работы по содержанию и организации оценки предметных результатов освоения ООП....
Система оценки достижений результатов освоения АООП глухими обучающимися в условиях инклюзивного образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющи...
Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант
Выступление на педагогическом совете по теме: "Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант"...
Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант (презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "Программа оценки личностных результатов освоения АООП 1 вариант"...
Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....
Уровень предметных результатов освоения АООП. Листы мониторинга.
Таблицы для мониторинга уровня освоения обучающимися с ОВЗ(ИН) АООП (Индивидуальный и сводный)...
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...