Концептуальные основы УМК программы «Начальная школа ХХІ века»
статья (4 класс) на тему
Цели начального образования на современном этапе не соответствует требованием общества и государства. В настоящее время целью начальной школы является развитие личности школьника – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.
Авторы УМК «Начальная школа ХХІ века», основываясь на теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, определили формирование ведущей деятельности школьника как приоритетную и подчинили её реализации методику и средства обучения.
Прежде всего, это принцип построения современного образовательного процесса – личностно-ориентированное обучение. Что он предполагает?
. Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка;
. предоставлять возможность каждому ребёнку работать в присущем ему темпе;
. обязательная успешность деятельности;
. обучение в «зоне ближайшего развития» (А. С. Выготский);
. предоставить право выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
. создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
. демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публичный доклад
«Концептуальные основы УМК программы «Начальная школа ХХІ века»
Выписка из протокола № 1
от 2009 года
Автор: Платон Валентина Сергеевна,
МОУ «СОШ№ 6», учитель начальных классов
«Ребенок – непризнанный гений
Средь буднично серых людей»
М. Волошин
Цели начального образования на современном этапе не соответствует требованием общества и государства. В настоящее время целью начальной школы является развитие личности школьника – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.
Авторы УМК «Начальная школа ХХІ века», основываясь на теории деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, определили формирование ведущей деятельности школьника как приоритетную и подчинили её реализации методику и средства обучения.
Прежде всего, это принцип построения современного образовательного процесса – личностно-ориентированное обучение. Что оно предполагает?
. Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка;
. предоставлять возможность каждому ребёнку работать в присущем ему темпе;
. обязательная успешность деятельности;
. обучение в «зоне ближайшего развития» (А. С. Выготский);
. предоставить право выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
. создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
. демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Концептуальные основы построения УМК «Начальная школа ХХІ века» также выделяют, ещё несколько путей решения принципа личностно-ориентированного обучения:
. усиление роли продуктивной творческой деятельности;
. организация уровневой дифференциации;
. изменение функции контроля и оценки учебной деятельности;
. отказ от инструктивного руководства со стороны учителя.
Путь для учёта индивидуальности младшего школьника – против организации классов по уровням (гомогенные классы), другими словами, в настоящее время классы делят на «сильных», «средних» и «слабых». Авторы УМК называют три причины, почему этого делать нельзя:
- процесс обучения в «слабых» классах отличается сниженным темпом прохождения материала. Поэтому ребёнок не сможет работать в темпе, предложенном учителем в «сильном» классе, а это значит, что он должен учиться в «слабом» классе до окончания школы;
- такая ситуация накладывает отпечаток и на личностное развитие: ребёнок принимает свой статус («сильного», «среднего», «слабого») и не пытается его изменить, ему не за кем «тянуться», потому что все одинаково «слабые»;
- «сильному» также нужны сверстники с разным уровнем развития, как и «слабому» - отличники. Ему не за кем «тянуться», потому что все одинаково «сильные». Создаётся иллюзия «всезнайства».
Другой ведущей идеей построения УМК «Начальная школа ХХІ века» стала интеграция учебных предметов. Её реализация позволяет учесть следующие принципиальные для построения современного процесса положения:
. ориентироваться на возрастные особенности младших школьников, для которых свойственно целостное восприятие мира;
. использовать возможности каждого предмета для формирования учебной деятельности школьника;
Принципы отбора содержания УМК «Начальная школа ХХІ века»:
1.Принцип природосообразности определяет меру трудности содержания обучения для каждого ученика, с учётом его темпа продвижения в освоении знаний, умений, уровня психического развития и этапа обучения.
2.Принцип предоцентризма - отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний и умений (овладение новыми социальными ролями: «я – ученик», «я – школьник» с постепенным расширением его участия «во взрослом мире» и представлений младшего школьника о правилах взаимодействия с другими людьми).
3.Принцип учёта актуальных для младшего школьника деятеностей, т. Е. учителю целесообразно использовать в рамках учебной деятельности игры, задания, результатом которых является реальный продукт детской деятельности (панно, рисунок, модель, сочинение, композиция и др.).
4.Культорологический принцип – это введение учащегося в широкий круг представлений из разных областей действительности, развитие кругозора, эрудиции и познавательных интересов.
В основе учебного процесса лежит поисковый исследовательский метод (обсуждение спорных проблем, высказывание гипотез, поиск доказательств и т. п.)
Работая по программе «Начальная школа ХХІ века» одним из основных методов своей работы использую проблемно-поисковый метод. К детям не с ответом, а с вопросом. Знания, полученные в результате размышления, поиска и исследования приносят душевную радость каждому ребёнку.
Следующим метод, который я применяю в работе - метод консультантов, где ученик выступает в роли консультанта какой – либо темы урока. Это своего рода принцип взаимообучения, где усвоение учебного материала в целом не хуже, а нередко и лучше, чем в классе, который ведёт учитель.
Формы работы также разнообразны: групповая форма обучения, где происходят столкновения противоречий при обсуждений того или иного учебного материала. Эта форма работы является одной из самых сильных двигателей ищущей мысли. Сюда можно отнести и работу в парах и, конечно же, самой распространённой формой моей работы является игра.
Самоэкзамен» - дидактическая игра. В конце 4-го класса я составляю билеты по предметам, в которые включаю теоретические и практические вопросы на изученный материал. Дети готовятся заранее. Один из билетов по каждому предмету «счастливый». Тот, кому он достанется, отвечает на любой свой вопрос по предмету или свободную тему. Эту игру мы проводим перед родителями, оценки не ставятся. Если ребёнок не может ответить, он называет любого из класса, который ему помогает ответить на этот
вопрос. Детям игра очень нравится. Мне же она даёт возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.
Следующим шагом по формированию учебно-познавательного мотива стало создание детского классного журнала «Капельки света», в которых опубликованы лучшие работы детей, но с посильным участием каждого. Был выбран редактор в лице учителя, художники, оформители в лице учащихся, работа которых заключалась в подборе рисунков и материала к рубрикам. Художники работали над идеей оформления журнала и обложки. И, наконец, распространители (родители), которым необходимо было распечатать журнал по количеству учащихся в классе. В 2-3 классах журнал издаётся 1 раз в год, а в 4-ом классе 2 раза в год. Изданные классные журналы я вручаю в конце каждого учебного года, как результат нашего общего труда.
Авторами УМК «Начальная школа ХХІ века» были изменены концептуальные основы дифференциации обучения. Отказ от подхода «сильным» - побольше заданий, а «слабым» - поменьше. Такой подход проблему не снимает. Способные дети задерживаются в своём развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей.
Основой дифференциацией стал учёт формирования учебной деятельности школьника. Учитель знает, какие элементы у ребёнка не развиты и восполняет пробелы:
1) через разноуровневые задания в учебниках. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя, сверстника), т. е. в «зоне ближайшего развития».
2)Наличие специальных коррекционно-развивающих тетрадей для каждого класса начальной школы по основным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир).
Такие тетради дают возможность преодолеть трудности у некоторых учащихся, возникающие в процессе изучения некоторых тем, а с другой стороны – дают дополнительный материал для развития учащихся, имеющих способности к тому или иному предмету.
Авторами УМК «Начальная школа ХХІ века» разработана и помещена педагогическая и психологическая диагностика, которые размещены в «Беседах для учителя» по каждому году обучения. Педагогическая диагностика даёт возможность учителю вести мониторинг обучения учащихся, а психологическая – знать, как воспитанники ощущают себя в школе, среди одноклассников, насколько позитивно они относятся друг к другу. Считаю, что необходимо изучать индивидуальные особенности учащихся, чтобы задуматься над перспективами развития каждого ребёнка и класса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Сопоставительный анализ раздела «Обучение грамоте» в программе «Школа России» и программе «Начальная школа ХХI века».
В статье представлен сравнительный анализ раздела "Обучение грамоте" в разных программах, методическое обечспечение, предъявление звуко-букв, УУД, способы реализации звукового аналитического - синтети...
Урок русского языка 2 класс "Основа слова" по программе "Начальная школа XXI века"
Урок русского языка по программе "Нчальная школа 21 века" 2 класс по теме "Основа слова" . Урок изучения нового материала....
Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...
Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...
Рабочая программа 1 класс Литературное чтение (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...