Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
статья на тему
Метод проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских,, поисковых, проблемных методов, творческих и самостоятельных по своей сути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мерцалова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов
МАОУ «Средняя политехническая школа № 33»
Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
В соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроке и вне урока.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый- педагог С.Т.Шацкий, который считал, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Метод проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских,, поисковых, проблемных методов, творческих и самостоятельных по своей сути.
Существуют различные классификации проектов.
По доминирующему методу или виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные
По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).
По месту проведения: урочные, внеурочные.
По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), средней продолжительности.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:
Постановка проблемы.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Шестое «П» проекта — это его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
При организации проектной деятельности существенно меняется позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в координатора, консультанта, эксперта и организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Коренным образом меняется и деятельность учащихся. В ходе выполнения проектных заданий они оказываются вовлечены в активный, творческий процесс познания на основе педагогики сотрудничества.
Таблица1
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап 1). Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2). Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
II этап 1). Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
2). Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. |
III этап 1). Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
2). Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. |
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, коллекция, модель, плакат, публикация, книга, викторина, панно и т.д.
Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Целью проведения презентации является выработка или развитие у учащихся презентативных умений и навыков.
Эффективность метода проектов очевидна. В проектной деятельности учащиеся познают приёмы исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свою позицию. У школьников воспитываются такие качества, как креативность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Метод проектов много даёт и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия и сотрудничества с учащимися.
При помощи проектов можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения увлекательным, интересным и эффективным.
Список использованных источников:
- Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособие «Управление начальной школой», Москва, 2007)
- Е.Н.Землянская. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа» №9-2005 г.
- Проектная деятельность в учебном процессе. О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
- Бордовская С.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- http://pedsovet.ORG.ru
- http://www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС...
Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. ...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....