Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал
В данной работе раскрывается роль метода учебных проектов и его особенности при реализации НОО, а также, условия, которые дает проектно-исследовательская деятельность для формирования всех видов УУД. Показан опыт работы научного общества учащихся гимназии в проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
«Проектно - исследовательская деятельность
младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Автор:
руководитель НОУ учащихся начальных классов
учитель начальных классов
Колпакова Алина Витальевна
г. Дзержинский 2018 г.
«Проектно - исследовательская деятельность
младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
(Конфуций)
Стремительный рост научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к тому, что сегодня востребованы люди активные, творческие, инициативные, способные к постоянному саморазвитию. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Поэтому, очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, а методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Показателем качества в процессе модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности по решению задач, решению проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Помочь может обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: умению определить проблему, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Поэтому, под учебным проектом учителем понимается интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, как проектирования, так и исследования у обучающихся.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. «Детей не нужно учить любопытству», - говорил известный американский психолог А. Маслоу. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить и предлагаемую программу основной и старшей школой. А значит, одна из задач начальной школы – создать условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности.
Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
- самостоятельному, критическому мышлению.
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- принимать самостоятельные аргументированные решения.
- научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
В проектно-исследовательской деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий (УУД). Формируются:
- личностные УУД - это адекватная самооценка: испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
- формирование интереса к учебной деятельности и положительного отношения к школе.
2) В формировании регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:
- учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
3) Познавательные УУД. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез , классифицировать ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ (Строить графики, создавать презентации).
4) Коммуникативные УУД. Обучающиеся в ходе проектной деятельности учатся:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию ; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи . (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Проект – это «пять П »:
- Проблема. Что меня интересует, предмет исследования. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. Это мотивационный этап исследовательской работы.
- Проектирование (планирование). Составляется алгоритм действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
- Поиск информации. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Формируется умение использования, кроме учебника, различных источников информации: энциклопедий, книг, Интернет - источников, консультации со специалистами, с родителями. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
- Продукт. Создается модель, панно или творческая работа, отражающая предмет исследования, практические опыты и т.д.
- Презентация. Защита проекта перед одноклассниками, родителями, потом на школьных и городских научно-практических конференциях. Коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других.
Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
- Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, планы, отчёты.
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что её основная цель – овладение элементами проектирования (т.е. целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий).
- Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
- Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне их ближайшего развития.
- Длительность выполнения и объем проекта или исследования небольшой. В 1-2 классах целесообразно ограничить в режиме нескольких урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками - это мини-проекты. Долгосрочные проекты требуют длительной подготовки, но не должны превышать 5-7 минут выступления.
- Создание проекта в начальной школе невозможно без участия родителей в работе детей.
Проектно – исследовательская работа может занимать как часть урока, серию уроков, а также переходить во внеурочную деятельность.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
МБОУ «Гимназия №5»
Учителя начальной школы активно используют метод проектов на разных уроках.
В стенах гимназии плодотворно работает научное общество учащихся начальных классов «Светлячок». Девизом, которого являются слова: «Гореть самим, зажечь других». Заинтересованные учащиеся начальной школы, работая над проектами и представляя результаты своего труда, зажигают своим примером исследовательский огонек и в других учениках.
В ходе тесного сотрудничества учеников, учителей и родителей в гимназии создаются и успешно представляются:
- Творческие проекты (Например, проект «Мой друг пластилин», выполненный ученицей 2 «Г» класса, который предполагал создание коллективного панно из пластилина «Подводный мир» или проект «Волшебный мир тряпичной куклы» 3 кл., где проводился ученицей мастер-класс по изготовлению народной куклы Куватка; проект «Светлый праздник Рождества», выполненный командой учащихся 1 «Е» класса, с элементами исследования, моделирования и театрализации. Цель проекта – познакомить и приобщить младших школьников к традиции празднования Рождества.)
- Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, её анализ и обобщение фактов. (Проекты «Дельфинотерапия» ученицы 3Г кл., «Эти удивительные школы» 2А кл. и др.)
- Исследовательские проекты. (Например, проект «В чем сила муравья?» ученика 3А класса, с изучением особенностей жизни муравьев в ходе наблюдения за их жизнью на настоящей «ферме муравьев»; Проект «Почему взрывается кукуруза?» ученицы 4В класса)
- Краеведческие проекты имеют целью изучить историю и современность малой родины. ( Проект «Сия вся угреша сердце мое…» (2-й класс). Цель проекта – создать экскурсию по городу, которая расскажет о самых интересных и красивых местах Дзержинского, связанных с историей и культурой нашего края. В ходе реализации проекта был создан проектный продукт – информационный буклет, включающий карту центра города Дзержинский и маршрут экскурсии по культурно-историческим достопримечательностям города.)
- Социально-значимые проекты.
Ярким примером служит долгосрочный проект, продолжающийся и сейчас в начальной школе, «Собираем крышки – спасаем жизни» - по сбору пластмассовых крышек, на деньги от которых, уже была куплена пока одна инвалидная коляска для ребенка-инвалида.
- Экологическе проекты, имеющие целью способствовать улучшению экологической ситуации в родном городе, в стране, на всей планете.
(Пример: Проект «Зеленый город – здоровый город», в ходе подготовки которого учащиеся 2 класса провели сбор макулатуры, исследовали полезные свойства растений нашей природной зоны, посадили несколько молодых деревьев на территории гимназии; Проект «Сбережем планету вместе» - ученики 3Д кл. предложили способы спасения планеты от глобальных проблем).
Ежегодно учащиеся начальной школы нашей гимназии принимают активное участие в научно-практических конференциях муниципального уровня и успешно защищают свои проекты.
Проектная деятельность начальной школы выходит за рамки гимназии. Учащиеся нашей гимназии ежегодно принимают участие в региональной научно- исследовательской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО на базе МБОУ «Лицей №2» г. Дзержинский. В нашем активе имеется опыт успешной защиты проектов: два проекта начальной школы заняли первые места на своих кафедрах в 2016 году.
Коллектив учеников 3 «Е» класса принял участие во Всероссийском заочном конкурсе проектных работ "Созидание и Творчество", проводимого «Малой академией наук ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» (г. Обнинск) при поддержке Министерства образования РФ. Проекты, подготовленные учениками под руководством учителя начальных классов Елисеевой О.М. удостоены дипломов 1 и 2 степени. Они вошли в Ежегодный сборник по итогам всех конференций Академии ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО.
Заключение:
Проектно-исследовательская деятельность, несомненно, обеспечивает хороший образовательный эффект: учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.
Проектная деятельность помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для успешной реализации ученических проектов. Что активно и делается в нашей гимназии.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
- Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьник в рамках введения ФГОС НОО. Во внеурочной деятельности мы реализуем курс “Проектная...
Проектная, исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...
Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...
Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Ц Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...