Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
статья по окружающему миру (3 класс) на тему
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya_redaktir.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
Учитель начальных классов
МБОУСОШ № 57
Щербинина Л. М.
Одной из самых актуальных проблем современного обучения является приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности. В документах, определяющих стратегию развития образования в России, всё больше внимания уделяется развитию исследовательских компетенций обучающихся, а в новые Ф Г О С – федеральные государственные образовательные стандарты – вошло уже как обязательное требование включения всех учащихся (в т.ч., и младший школьный возраст) в учебно-исследовательскую, проектную деятельность. Ведь исследовательская деятельность, по мнению специалистов-педагогов, является универсальной образовательной технологией для развития интеллекта детей. Именно через проектную деятельность достигается решение поставленных ФГОС задач. Проектная деятельность повышает мотивацию и стимулирует познавательные интересы учащихся, учит самостоятельности и работе в группе.
Ну, хватит рекламы! Метод учебного проекта активно используется педагогами, позволяя решать ряд важнейших профессиональных задач. Он выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Вот и мы совершили пробные шаги в проектную деятельность. Наш коллективный проект «Культура водопотребления».
Тему для проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не будет столь эффективной, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в проект «Культура водопотребления». Дети провели наблюдения и подсчитали, сколько и на что тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Каковы запасы пресной воды в Воронежской области. Искали красивые виды, слова, загадки, интересные факты, сказки о воде. Результатом проекта стало оформление плакатами - листовками о бережном отношении к воде школьной столовой. Разработали сценарий рейда для выступления в начальных классах в рамках Дня экологической безопасности, который пройдёт 22 апреля.
Проводя исследования, наблюдения за использованием пресной воды в быту ученики искали ответ на вопрос: «Как может каждый из нас, школьников, сэкономить воду?
Цель проекта: формировать у детей бережное отношение к водным ресурсам планеты; прививать умение следить за качеством питьевой воды; умение соотносить полезность своих поступков, относительно состояния воды на планете в целом, и у себя в городе, области, районе, квартире; формировать умение работать в группе; развивать познавательную активность, поисковую деятельность, исследовательские умения.
Задачи проекта: собрать информацию о воде как источнике жизни; выяснить, как человек использует пресную воду; предложить меры экономного использования воды.
Этапы.
- Изучить литературу о воде.
- Провести исследования.
- Разработать беседу. Развесить плакаты в столовой.
- Выступить с рейдом.
Методы исследования: наблюдение, опыты, изучение литературы, статистическая обработка информации.
Формулировку проблемы дети поставили в ходе демонстрации вводной презентации учителя. Затем разделились по группам. Распределили задачи. На первом этапе я провела беседу: « Кому нужна вода?» Дети прочитали сказку Б. Заходера «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была река». На втором этапе привлекли родителей к проведению опытов и наблюдениям за потреблением воды. Все факты заносили в таблицы. Коллективно отбирали фото и плакаты. Выступление готовили по группам (одни - презентацию, другие - выразительное чтение наизусть и беседу – агитацию, третьи – оформляли листовки).
Окончание работы над проектом пришлось на 22 марта - день Воды и первый день каникул. Поэтому наш рейд «Берегите воду!» проведём 22 апреля в День экологической безопасности.
28 марта 2014г. приняли участие в конкурсе проектов и творческих работ «Хочу всё знать» среди учащихся Коминтерновского района, где стали лауреатами.
Список литературы
- Величко, М. В. Проектная деятельность учащихся / М. В. Величко – Волгоград: Учитель, 2008.
- Матяш, Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев - М. АРКТИ 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...
Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...