Проектная деятельность школьников в рамках реализации ФГОС
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Щербинина Людмила Михайловна

Проектная  деятельность  школьников в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_redaktir.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  школьников в рамках реализации ФГОС

Учитель начальных классов

МБОУСОШ  № 57

Щербинина  Л. М.

Одной из самых актуальных проблем современного обучения является приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности. В документах, определяющих стратегию развития образования в России, всё больше внимания уделяется развитию исследовательских компетенций обучающихся,  а в новые Ф Г О С – федеральные государственные образовательные стандарты – вошло уже как обязательное требование включения всех учащихся (в т.ч., и младший школьный возраст) в учебно-исследовательскую,  проектную деятельность. Ведь исследовательская деятельность, по мнению специалистов-педагогов, является универсальной образовательной технологией для развития интеллекта детей. Именно через проектную деятельность достигается решение поставленных ФГОС задач. Проектная деятельность повышает мотивацию и стимулирует познавательные интересы учащихся, учит самостоятельности и работе в группе.

Ну, хватит рекламы! Метод учебного проекта активно используется педагогами, позволяя решать ряд важнейших профессиональных задач. Он выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Вот и мы совершили пробные шаги в проектную деятельность. Наш коллективный проект «Культура водопотребления».

Тему для  проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не будет столь эффективной, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в проект «Культура водопотребления». Дети провели наблюдения  и подсчитали, сколько и на что тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Каковы запасы пресной воды в Воронежской области. Искали красивые виды,  слова, загадки, интересные факты,  сказки о воде. Результатом проекта стало оформление плакатами - листовками о бережном отношении к воде школьной столовой.  Разработали сценарий рейда  для выступления  в начальных классах в рамках Дня экологической безопасности, который  пройдёт 22 апреля.

Проводя исследования, наблюдения за использованием пресной воды в быту ученики искали ответ на вопрос: «Как может каждый из нас, школьников, сэкономить воду?

Цель проекта: формировать у детей бережное отношение к водным ресурсам планеты;  прививать умение следить за качеством питьевой воды;  умение соотносить полезность своих поступков, относительно состояния воды на планете в целом,  и у себя в городе, области, районе, квартире; формировать умение работать в группе; развивать познавательную активность, поисковую деятельность, исследовательские умения.

Задачи проекта: собрать информацию о воде как источнике жизни; выяснить, как человек использует пресную воду; предложить меры экономного использования воды.

Этапы.

  1. Изучить литературу о воде.
  2. Провести исследования.
  3. Разработать беседу. Развесить плакаты в столовой.
  4. Выступить с рейдом.

Методы исследования: наблюдение, опыты, изучение литературы, статистическая обработка информации.

Формулировку проблемы дети  поставили в ходе демонстрации вводной презентации учителя. Затем разделились по группам. Распределили задачи. На первом этапе я провела беседу: « Кому нужна вода?» Дети прочитали сказку Б. Заходера «Что случилось с водой»,  Н. А. Рыжова «Жила-была река». На втором этапе привлекли родителей к проведению опытов и наблюдениям за потреблением воды. Все факты заносили в таблицы. Коллективно отбирали фото и плакаты. Выступление готовили по группам (одни - презентацию, другие - выразительное чтение наизусть и беседу – агитацию, третьи – оформляли листовки).

Окончание работы над проектом пришлось на 22 марта - день Воды и первый день каникул. Поэтому наш рейд «Берегите воду!» проведём 22 апреля в День экологической безопасности.

28 марта 2014г. приняли участие в конкурсе проектов и творческих работ  «Хочу всё знать» среди учащихся Коминтерновского района, где стали лауреатами.

Список литературы

  1. Величко, М. В. Проектная деятельность учащихся / М. В. Величко – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Матяш, Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев - М. АРКТИ 2005. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...

Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...