Инновационное обучение в школе - системно-деятельностный подход
статья на тему
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnoe_obuchenie_v_shkole_-_sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАЙНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Тема по самообразованию:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТКАЧУК ГАЛИНА ФЕДОРОВНА
2015/2016 учебный год
ДОКЛАД
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ –
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.
Инновация – это нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.
Сторонники этого «значимого для человека обучения» считают, что основными целями инновационного обучения являются не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
И в свернутой форме данная инновационная методическая система выстраивается в триединой формуле:
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД → ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход.
Системно – деятельностный подход выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарым и позволяет осуществлять интеграцию некоторых школьных дисциплин. В практике наших учителей уже есть такие интегрированные уроки: как литературное чтение, окружающий мир, музыка – начальные классы; литература, музыка, живопись, биология, химия, физика- среднее звено.
Системно – деятельностный подход в инновационном обучении по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова с конца 50-х годов апробировался в начальной школе, и сегодня успешно реализуется. Концепция системно – деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах: «Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной универсальной учебной деятельности.
Собственная универсальная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно – деятельностного подхода, реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении.
Универсальная учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Концепция системно – деятельностного подхода позволяет сформулировать краткое определение развивающего обучения: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта Учебной Деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Я хочу представить вашему вниманию сравнительную таблицу успешности развивающего обучения в сравнении с традиционным обучением:
Традиционное обучение | Инновационное Развивающее обучение | |
1. | Базируется на принципе доступности | Опирается на зону ближайшего развития |
2. | Учащийся выступает в роли объекта | Учащийся действует как субъект собственной УД |
3. | Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний | Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения |
4. | Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания | Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания |
5. | Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы | На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности |
6. | В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности | Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности |
Хочется отметить, что инновационное обучение в свете образовательных стандартов нового поколения призвано формированию универсальной учебной деятельности.
Системно – деятельностный подход в образовательных стандартах нового поколения есть не что иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями (УУД).
1. Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:
1) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2) Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего);
3) нравственно-этическая ориентация (исходя из социальных и личностных ценностей).
2. Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.
2) планирование – последовательность действий с учетом конечного результата.
3) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений.
5) коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия.
6) оценка – осознание качества и уровня усвоения.
7) саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта) и к преодолению препятствий.
3. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
4. Коммуникативные:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Успешность формирования универсальных учебных действий у учащихся, на мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:
- выделение цели формирования универсальных учебных действий.
- определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий.
- организация поэтапной отработки универсальных учебных действий.
- создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические, психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
- нахождение конкретных форм универсальных учебных действий применительно к каждому предмету.
- определение связей универсальных учебных действий с содержание предметных дисциплин.
- создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка учебно-методических комплектов для учителей.
А сейчас рассмотрим сравнительную таблицу:
«Критерии анализа уроков»
ФГОС | Парадигма ЗУН |
1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. | Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. |
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…) | Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении |
3. На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе | Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика |
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. | Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) |
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. | Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы) |
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у учащихся) | Контроль и оценку осуществляет сам учитель |
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы | Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала |
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи | В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. |
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. | Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно |
10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. | Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. |
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. | Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. |
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие | Личностное воздействие не реализуется. |
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Спасибо за внимание Я желаю всем приятной плодотворной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".
Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход"....
мастер- класс для учителей начальной школы "Системно- деятельностный подход в обучении"
на данном мастер- классе учителя начальной школы путем практических заданий вспоминают принципы системно- деятельностоно подхода...
Инновационные модели оценки образовательных достижений учащихся в реализации системно-деятельностного подхода ( методические рекомендации)
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию инновационных моделей оценки УУД....
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.
Представленный материал иллюстрирует необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...