Инновационные модели оценки образовательных достижений учащихся в реализации системно-деятельностного подхода ( методические рекомендации)
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию инновационных моделей оценки УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Инновационные модели оценки образовательных достижений учащихся в реализации системно-деятельностного подхода
( методические рекомендации)
Подготовила:
Т.М.Игнатова
Что меняет новая система оценки образовательных результатов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
− духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
− формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
− освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Главное достоинство основной образовательной программы ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь оцениваются разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Новые формы и методы оценки
Прежде всего, изменяется инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь будут проводиться метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Диагностика метапредметных результатов «Школы 2100» является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).
По ФГОС вводится диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
− целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
− самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
− результаты учебных проектов,
− результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования остаётся так называемая «пятибалльная» система, но предлагается принципиальное переосмысление, а по сути изменение традиционной оценочно-отметочной шкалы. Если ранее эта шкала оценивания была построена по принципу «вычитания» (решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки − несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»); подобный подход ориентировал на поиск неудачи, отрицательно сказывался на мотивации ученика, его личностной самооценке). То теперь вместо этого предлагается переосмысление шкалы по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оцениваются как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.
Наряду с официальным классным журналом главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика теперь становится портфель достижений (портфолио).
Основные разделы «Портфеля достижений»:
− показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
− показатели метапредметных результатов;
− показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Обеспечение комплексной оценки всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Границы применения системы оценки
Для того чтобы избежать при нововведениях скрытые риски (перегрузки детей и преподавателей, ошибки при исполнении и др.), необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки.
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого разделяются все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Для этого будут использоваться два средства:
− обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
− ведение электронного журнала.
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Таким образом, личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т.п.
Продолжая разговор об инновациях оценивания в школе первой ступени, я остановлюсь на следующих видах оценивания: рейтинговая контрольная работа, развёрнутая устная и письменная оценка учителя, «Итоговые письма» учителя и «Подиум» или места для презентации детских работ.
1. Рейтинговая контрольная работа.
Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга при безотметочной системе оценивания важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1-м классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Ему следует помнить, что это может быть сделано только при следующих условиях:
- во-первых, все ученики имеют положительную динамику в подавляющем большинстве результатов и она (динамика) видна детям, то есть они понимают, что их учебный труд приносит плоды, и улучшают учебные показатели;
- во-вторых, когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения: мир разнообразен и мы разные, кто-то быстр, а кто-то медлителен, и это нормально.
Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. (родители – на собрании или при индивидуальном собеседовании)
Работая совместно с детьми по определению суммы баллов сделать оценку накопительной.
Особо следует отметить важность совместного составления рейтинговой контрольной работы. Контрольная работа может быть составлена и по типу заданий в тестовой форме, тестовых заданий, теста.
- Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки.
Любому человеку неприятно получать оценку, если она невысокая.
Конечно, и у ученика портится настроение и он, пусть на короткое время выбивается из рабочего ритма и теряет оптимистический настрой. Поэтому работа должна показывать ученику, верно или неверно он ее выполнил, если при такой оценке отсутствует внешний оцениватель, оценка становится поддерживающей. Она способствует исправлению ошибки и принятию нового учебного задания. Человек готов сделать шаг дальше, оценка создает условия для прогрессивного движения.
3. Развернутая устная и письменная оценка учителя.
«Итоговые письма» учителя. Одной из первых форм оценивания первоклассника становится устная и письменная оценка учителя. Этой формой можно пользоваться на этапе пробы, тренировки, предъявления результата. По возможности каждую работу ученика учитель сопровождает устным комментированием. Если ученик пробует или тренируется, особенно важно отметить первые шаги. Это, во-первых, помогает ученику понять своё действие, во-вторых, учитель показывает важность учебного действия самому ребенку и другим ученикам, поддерживая мотивацию к учению. В каждой работе ученика учитель в первую очередь обращает внимание на то, что уже получилось.
4. «Подиум». Места для презентации детских работ.
Кроме мест для вывешивания детских работ в ответственном пространстве, есть другие места для представления детьми своих выполненных работ. Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги. Такое место и будет местом презентации детских работ, показа выполненных заданий. Ответственное пространство не задается учителем, но инициируется им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)
Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)...
Результаты оценки образовательных достижений учащихся 3 класса в конце учебного года (2015)
Результаты оценки образовательных достижений учащихся 3 класса в конце учебного года (2015)...
Результаты оценки образовательных достижений учащихся
Результаты оценки образовательных достижений учащихся за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы...
Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении
Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....
Курсовая работа на тему "Технологии оценки образовательных достижений как условие реализации ФГОС НОО"
Одним из направлений организации образовательной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в нача...
Методическая сессия «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»
Выступление на Методической сессии" «Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода»....
Сообщение на педагогический совет «Развитие личности учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать – я пойму».Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Татьяна Михайловна, Вам
Татьяна Михайловна, Вам удалось опробовать на практике методические рекомендации? Чувствуется глубокое понимание данной Вами информации! спасибо!