Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".
статья по теме
Выступление на педагогическом совете школы "Системно-деятельностный подход".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы на тему «Системно-деятельностный подход»
Учитель высшей кв.категории
Сёмина Светлана Александровна
КАЗАНЬ- 2013г
Системно-деятельностный подход
Система образования в России многие годы на первый план ставила овладение знаниями, которые составляют основу многих наук. Ученики знали достаточно большое количество дат, фактов, имен, понятий. Однако проведенные не так давно исследования показали, что в сравнении с западными школьниками, учащимся российских учебных заведений трудно эти знания применить в практике. Российский школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдений, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования. Это явилось одной из причин реформы и введения в школы новых ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. Он базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Учителя нашей школы смогли включиться в интересную новую деятельность благодаря опыту работы по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Результативность обучения детей по занковской системе выражалась в том, что дети становились более инициативными, стремящимися свободно выражать свои мысли, умеющими слушать другого, распределять роли при работе в группах, способными рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. На уроках создавались комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объем фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И т о, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат- знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат- умения), мы приходим к осознанию необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не дают в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
В реализации технологии деятельсностного метода на уроках в начальных классах необходимо опираться на следующую систему дидактических принципов:
Система дидактических принципов
технологии деятельностного метода:
● Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности). Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
● Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.
● Принцип минимакса - предполагает выделение двух уровней – максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого минимума, т.е. государственного стандарта знаний. Школа должна предложить ребёнку содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями – они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Соответственно работа на уроках ведётся на высоком уровне трудности.
- Принцип целостного представления о мире – Он означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе – обществе - самому себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
● Принцип психологической комфортности - означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы. Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Следовательно, он обязан создать в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее. Для организации учебных занятий следует использовать ситуации, отвечающие возрастным особенностям детей. В начальной школе акцент смещается в сторону игр- соревнований, турниров, викторин и т.д.
● Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности – качество обучения.
● Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идёт не о том «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Решение творческих задач способствует быстрому развитию творческих способностей.
Использование данного метода в практике позволяет учителям начальной школы грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процессе «открытия» нового знания.
№ | Этапы урока | Цели | Время | Приемы, методы | Способы, вопросы |
I | Мотивирование к учебной деятельности ( Орг. момент) | Включение уч-ся в деятельность на личностно- значимом уровне | 1-2 мин | Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи; девиз, эпиграф: « Где есть желание, найдется путь! »; самопроверка д/з. | - Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? - В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня. |
II | Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся. | 4-5 мин | Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок | Индивидуальная работа, работа в группах. - Что интересного вы заметили? - Как проверить верное ли решение или неверное? - Кто прав из детей? - Какая же команда заработала балл? |
III | Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | 4-5 мин | Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; подводящий без проблемы диалог. | - Почему возникли затруднения? - Что вы ещё заметили? - Почему не можете объяснить свои ответы? - Предложите название темы урока. - Как бы вы назвали этот новый тип задачи? |
IY | « Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения) | Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма ( понятия) в языке и знаково. | 7-8 мин | Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог. | Диалог; групповая или парная работа. - Каким способом вы предлагаете выполнить это задание? - Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке. --Попробуйте построить алгоритм решения. |
Y | Первичное закрепление | Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия. | 4-5 мин | Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий | Фронтальная работа; работа в парах. - Почему важно уметь понимать это правило? - Какая из указанных частей должна войти в конспект? - Расставьте шаги алгоритма. - Запишите решение с комментированием. |
YI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка. | 4-5 мин | Самоконтроль; самооценка. Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий). | - Кто верно выполнил всё задание? - Какой номер вызвал затруднения? - Смогли ли вы проверить свою работу? |
YII | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Решение задач на повторение и закрепление изученного материала. | 7-8мин | Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах. - Нужно ли ещё потренироваться в решении таких задач? - Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию. | |
YIII | Рефлексия деятельности ( итог урока) | Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки). | 2-3 мин | - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Какие получили результаты? - Где можно применить новое знание? - Какое задание вызвало у вас затруднение? - Над чем ещё надо поработать? - Кому из ребят скажем спасибо7 - Как оцените работу класса? |
Актуальность системно – деятельностного
подхода для современного образования
Особенность метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, представляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса.
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить обучение по любому УМК.
В учебниках нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя – организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо ее решать.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становится его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстраивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающийся осваивает принципиально новые роли- не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что мы преодолели сложный период перехода на ФГОС второго поколения. Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода – велика, т.к. именно учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях ФГОС,потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм-главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Очевидно, что в процессе реализации системно- деятельностного подхода в образовании формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».
Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования; использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...
Выступление на педагогическом совете школы": «Проектирование урока с применением технологии деятельностного подхода»
Деятельностныйметод обученияОсновной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельностиОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Компетентностный подход в обучении: проблемы, идеи, практика»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ«Компетентностный подход в обучении:проблемы, идеи, практика»по теме:«Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе»...
Системно-деятельностный подход в воспитании. Выступление на педагогическом совете школы.
Из опыта работы. О воспитании учащихся. Выступление на педагогическом совете школы....
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...