"Методы гармонизации взаимоотношений, развитие отношений, партнерства"
проект ( класс) по теме
В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, принцип обучения детей в детском саду и начальной школе уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников и младших школьников.
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_garmonizatsii_vzaimootnosheniy_razvitie_otnosheniy_parnerstva.ppt | 191.5 КБ |
metodika_garmonizatsii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей. Модели организации
Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми
15% - «игнорируемые» 9% - «отвергаемыми» Наблюдения показали:
Задача данной методики - сформировать чувство общности (партнерства) и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.
Методика базируется на следующих принципах: Безоценочность; Отсутствие соревновательности; Отказ от игрушек и предметов; Минимизация речевого взаимодействия ; Исключение принуждения;
Определенные цели и задачи методики
Цель первого этапа - переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Задача второго этапа – отвлечь детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника самого по себе вне контекста их взаимоотношений.
Задача третьего этапа – добиться максимальной согласованности действий, что способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности или партнерства.
Задача четвертого этапа: – пережить сближающие их общие одинаковые чувства.
Задача пятого этапа – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника.
Задача шестого этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Результат дети стали больше играть; начинают решать конфликты самостоятельно; застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.
Предварительный просмотр:
Гармонизация взаимоотношений дошкольников и младших школьников, развития отношений, партнерства
В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, принцип обучения детей в детском саду и начальной школе уступает место двум основным моделям организации образовательной деятельности дошкольников и младших школьников.
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей. (2 слайд)
Данные модели можно реализовывать только при наличии у ребенка сформированных коммуникативных навыков, в число которых входит и навык построения межличностных отношений, партнерства.
Межличностные отношения (взаимоотношения) – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми.(3 слайд) Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения.
Взаимоотношения с другими людьми (или межличностные взаимоотношения) зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду и в школе, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, психологи пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, учителей, но и родителей. Наблюдения показали, что около 15% оказались в категории «игнорируемые», а около 9 - % «отвергаемыми».(4 слайд)
Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников и младших школьников является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Ведь для полноценного развития дошкольников и младших школьников имеет большое значение их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка, развития партнерства все это имеет большое развитие значения для дальнейшего развития ребенка.
Гармонизацию межличностных отношений и работу по устранению проблем в коммуникативной сфере ребенка нужно начинать в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном детстве возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.
Поэтому наряду с традиционными методами и приемами формирования у детей положительного отношения к окружающим (чтение художественной литературы, беседа о прочитанном, пантомимические этюды, дидактические игры, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры-драматизации) многие воспитатели используют психологическую методику В. Холмогоровой «Школа добрых волшебников» для детей
от 4- 6 лет. В основе данной методики лежат игры на сплочение коллектива.
Главной задачей данной методики является сформировать чувство общности(партнерства) и развитие эмоций и чувств, направленных на другого.( 5 слайд)
Методика базируется на следующих принципах:(6 слайд)
- Безоценочность - Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
- Отсутствие соревновательности. Конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества, порождают яркую демонстративность, конкурентность и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками.
- Отказ от игрушек и предметов. Часто многочисленные конфликты и ссоры возникают на почве обладания игрушками. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
- Минимизация речевого взаимодействия. Еще один повод для ссор и конфликтов детей – словесная агрессия. Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому речевое взаимодействие сводится к минимуму. Вместо этого используются условные сигналы, мимика, жесты.
- Исключение принуждения. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.
Методика проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Форма работы – специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру: приветствие, набор игр, прощание.
Методика состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи:(7 слайд)
1) Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что
предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов
взаимодействия. (Игры «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки»).(8 слайд)
2)Задача второго этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и
сосредоточиться на отношении к себе ровесников и обратить внимание на сверстника
самого по себе вне контекста их взаимоотношений. («Зеркало», «Эхо»,«Выбери
партнера»)(9 слайд)
3)Задача этого этапа – добиться максимальной согласованности действий. Такая
согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий
и возникновению чувства общности или партнерства. («Сороконожка», «Слепой и
поводырь», «Змейка»)( 10 слайд)
4)Задача – пережить сближающие их общие одинаковые чувства. («Злой дракон», «Уходи, злость», «Дискотека зайчиков»).(11 слайд)
5)Задача – научить детей сопереживать другому, помочь и поддержать сверстника. («Старенькая бабушка», «День помощника»)(12 слайд)
6) Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Данный этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. («Обзывашка», «Спящая красавица», «Волшебные очки») (13 слайд)
Результаты уже есть: Воспитатели отмечают, что дети стали больше играть, начинают решать конфликты самостоятельно, застенчивые дети начинают проявлять большую активность в установлении связей с другими детьми.(14 слайд) Благодаря этой методики дети идут в школу более увереннее в себе, в силах помочь и поддержать окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
Краткосрочный тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят моде...
Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)
В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании....
Гармонизация взаимоотношений между детьми и родителями методами театрализованной деятельности.
Статья посвящена проблемам гармонизации детско-родительских отношений. Описан опыт использования сказкотерапии, арттерапии и театрализованной деятельности в работе с детско-родительскими парами ...
Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе
Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...
Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников «Счастливы вместе»
По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется...
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых
Введение Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.Новые по...