Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников «Счастливы вместе»
методическая разработка (4 класс)
По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется ею в качестве практики психологического воздействия, предполагающей реализацию активных методов групповой работы. Помимо указанных методов, проведение социально-психологического тренинга подразумевает привлечение разнообразных форм обучения и привлечение коммуникативных техник с коррекционно-развивающей целью.
Социально-психологический тренинг выступает методом активного обучения и прямого психологического воздействия, поэтому при работе с детско-родительскими парами реализуется интенсивное групповое взаимодействие, ориентированное на рост компетентности во взаимодействии, а также рефлексию собственных действий.
Для коррекции детско-родительских отношений А.А. Осипова рекомендует использовать различные методические приемы, среди которых наиболее результативными выступают прием групповой дискуссии, игровые приемы (разнообразные ролевые игры), прием невербальных упражнений и пр.
Р.В. Овчарова, в свою очередь, указывает на эффективность использования когнитивно-поведенческого тренинга, направленного на преодоление нарушений детско-родительских отношений в следствии психолого-педагогической безграмотности родителей, установление благоприятных межличностных взаимоотношений и микроклимата внутри семьи, адекватная передача системы понятий без переноса проекций и интроектов, что достигается посредством ролевой игры и видеотренинга как варианта арт-терапии. Автор рекомендует также использовать следующие методы: эмоциональную децентрацию, релаксацию, интроспекцию, идентификацию с ребенком, увеличение круга средств самовыражения, эмпатическое слушание, социальную рефлексию, моделирование поведения, а также положительное восприятие ребенка. С помощью этих методов предполагается добиться преодоления чувства вины, личностной тревожности родителей, устранения эмоциональной холодности и авторитарности, обеспечение принятия запущенного ребенка и гуманизации взаимоотношений.
В связи с вышесказанным нами был составлен сценарий социально-психологического тренинга с элементами когнитивно-поведенческого «Счастливы вместе» для семей младших школьников 10-11 лет на основании тренинга для младших подростков «Город» (автор М.Е. Пермякова).
Для проведения тренинга необходим достаточно просторный зал – нами был использован спортивный. Оптимальное число участников – от четырех до шести семей. Поскольку в экспериментальной группе 25 семей, то они были разбиты на 5 подгрупп по 5 семей. Каждая семья может быть представлена как обоими родителями и ребенком, так и одним из родителей и ребенком. Возможно участие с двумя детьми, если они находятся в одном возрастном периоде. Авторский опыт показывает, что, как правило, в тренинге участвуют мамы с детьми. Формирование групп должно происходить на добровольной основе.
Тренинг включает три направления работы:
1. Информационно-просветительская работа с родителями об особенностях младшего школьного и подросткового возрастов, необходимости профилактики асоциального/девиантного поведения детей, вступающих в подростковый возраст, стилях семейного воспитания, конструктивных способах взаимодействия с детьми;
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений, которая включает первичную диагностику этих отношений посредством онлайн-опроса, контрольную диагностику на последнем занятии, следящую диагностику через наблюдение в процессе занятий;
3. Коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений и правовое воспитание подростков.
Тренинг рассчитан на 5 занятий. Периодичность встреч – 2-3 раза в неделю в рамках кружка «Сознательное родительство». Продолжительность занятия – 1,5 часа. Первое и последнее занятия имеют блок, предназначенный для родителей – психолого-педагогическая лекция, а также домашнее задание, в остальных принимают участие родители с детьми.
Структура совместного занятия детей и родителей:
1) ритуал входа;
2) совместная деятельность родителей и детей;
3) беседа с родителями на темы эффективной коммуникации, конструктивного поведения в конфликтах и на озвученные родителями волнующие их темы (приемы эффективной коммуникации и поведения в конфликтах описаны в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
В структуру занятия также входят следующие обязательные компоненты: ритуал приветствия, релаксация, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.
На первом занятии «Знакомство» происходит снятие эмоционального напряжения между участниками, создание атмосферы доверия, прояснение запросов родителей на данный тренинг, установление групповых норм, первичное погружение в совместную деятельность родителей с детьми и ее анализ.
Установление групповых норм является важным этапом в установлении доброжелательных и доверительных отношений внутри группы, между семьей и тренером, что дает дополнительный ресурс для решения проблем респондентов. Г.И. Марасанов вводит «свод законов» группового тренинга: точность начала и финала процедуры, конфиденциальность, активность, право говорить «нет», не обманывать, право на поддержку, обязанность слушать и не перебивать, участвовать во всем, право на личное мнение, ко всем обращаться на «ты», работать от и до, говорить от себя лично о происходящем сейчас.
В.Э. Пахальян предлагает свод законов тренинговой работы:
1. Закон «00», предусматривает своевременное начало тренинга, его окончание. Все участники тренинга и ведущий вовремя приходят к началу занятия, в заранее оговоренное время.
2. Закон «свободного микрофона». Говорит только тот, у кого в руках «микрофон», которым может быть: игрушка, которую вы пускаете по кругу во время тренинга во время проведения или анализа упражнения, либо необыкновенный цветной маркер, либо резиновый маленький мячик лучше, чтобы он был матерчатым.
3. Закон активности. Гласит: «Вы имеете право, не участвовать в каком-либо упражнении. Это означает, что кто-то просто хочет понаблюдать со стороны. Заранее сообщите группе о своих намерениях. Но следует помнить, если из группы выбывает хотя бы один участник, то он влияет на всю группу».
4. Закон «Я высказывания». Этот закон требует излагать свою точку зрения от первого лица в виде: «Я считаю... Я думаю.... Я чувствую...»
5. Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы. Излагается в следующем виде «У всех у нас есть достоинства и недостатки»
6. Закон имени. Называть свое имя перед каждым высказыванием и обращаться по именам к участникам тренинга.
7. Закон вежливости. Группе необходимо называть всех участников желаемым именем, которым они озвучили при знакомстве.
8. Закон «Здесь и сейчас», означает, что все происходящее в настоящий момент и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии вашей жизни.
9. Закон конфиденциальности формулируется следующим образом: «Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в тренинге, не обсуждается».
10. Обращение к друг другу на «Ты». Для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени и без отчества весьма желательно. Дети могут называть родителей папой и мамой.
11. Работа от и до. Человек согласившийся на работу и участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала и до самого конца.
На втором занятии «Пойми меня» продолжается процесс снятия психо-эмоционального и телесного напряжения, упражнения направлены на установление контакта, отработку навыков «Я высказываний» и развитие эмпатии у всех членов семьи, формирование конгруэнтных отношений.
На третьем занятии «В гостях у сказки» происходит формирование семейного самосознания посредством сказкотерапии, изотерапии.
В рамках четвертого занятия «Древо жизни» осуществляется создание генеалогического древа, знакомство с историей создания семьи посредством биографического метода, проработка семейных родовых сценариев, выработка новой стратегии взаимодействия.
Пятое занятие «До свидания…», направлено на подведение итогов, организацию совместной деятельности и создание книги новых правил для развития детско-родительских отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников
«Счастливы вместе»
По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется ею в качестве практики психологического воздействия, предполагающей реализацию активных методов групповой работы. Помимо указанных методов, проведение социально-психологического тренинга подразумевает привлечение разнообразных форм обучения и привлечение коммуникативных техник с коррекционно-развивающей целью.
Социально-психологический тренинг выступает методом активного обучения и прямого психологического воздействия, поэтому при работе с детско-родительскими парами реализуется интенсивное групповое взаимодействие, ориентированное на рост компетентности во взаимодействии, а также рефлексию собственных действий.
Для коррекции детско-родительских отношений А.А. Осипова рекомендует использовать различные методические приемы, среди которых наиболее результативными выступают прием групповой дискуссии, игровые приемы (разнообразные ролевые игры), прием невербальных упражнений и пр.
Р.В. Овчарова, в свою очередь, указывает на эффективность использования когнитивно-поведенческого тренинга, направленного на преодоление нарушений детско-родительских отношений в следствии психолого-педагогической безграмотности родителей, установление благоприятных межличностных взаимоотношений и микроклимата внутри семьи, адекватная передача системы понятий без переноса проекций и интроектов, что достигается посредством ролевой игры и видеотренинга как варианта арт-терапии. Автор рекомендует также использовать следующие методы: эмоциональную децентрацию, релаксацию, интроспекцию, идентификацию с ребенком, увеличение круга средств самовыражения, эмпатическое слушание, социальную рефлексию, моделирование поведения, а также положительное восприятие ребенка. С помощью этих методов предполагается добиться преодоления чувства вины, личностной тревожности родителей, устранения эмоциональной холодности и авторитарности, обеспечение принятия запущенного ребенка и гуманизации взаимоотношений.
В связи с вышесказанным нами был составлен сценарий социально-психологического тренинга с элементами когнитивно-поведенческого «Счастливы вместе» для семей младших школьников 10-11 лет на основании тренинга для младших подростков «Город» (автор М.Е. Пермякова).
Для проведения тренинга необходим достаточно просторный зал – нами был использован спортивный. Оптимальное число участников – от четырех до шести семей. Поскольку в экспериментальной группе 25 семей, то они были разбиты на 5 подгрупп по 5 семей. Каждая семья может быть представлена как обоими родителями и ребенком, так и одним из родителей и ребенком. Возможно участие с двумя детьми, если они находятся в одном возрастном периоде. Авторский опыт показывает, что, как правило, в тренинге участвуют мамы с детьми. Формирование групп должно происходить на добровольной основе.
Тренинг включает три направления работы:
1. Информационно-просветительская работа с родителями об особенностях младшего школьного и подросткового возрастов, необходимости профилактики асоциального/девиантного поведения детей, вступающих в подростковый возраст, стилях семейного воспитания, конструктивных способах взаимодействия с детьми;
2. Психологическая диагностика детско-родительских отношений, которая включает первичную диагностику этих отношений посредством онлайн-опроса, контрольную диагностику на последнем занятии, следящую диагностику через наблюдение в процессе занятий;
3. Коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений и правовое воспитание подростков.
Тренинг рассчитан на 5 занятий. Периодичность встреч – 2-3 раза в неделю в рамках кружка «Сознательное родительство». Продолжительность занятия – 1,5 часа. Первое и последнее занятия имеют блок, предназначенный для родителей – психолого-педагогическая лекция, а также домашнее задание, в остальных принимают участие родители с детьми.
Структура совместного занятия детей и родителей:
1) ритуал входа;
2) совместная деятельность родителей и детей;
3) беседа с родителями на темы эффективной коммуникации, конструктивного поведения в конфликтах и на озвученные родителями волнующие их темы (приемы эффективной коммуникации и поведения в конфликтах описаны в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
В структуру занятия также входят следующие обязательные компоненты: ритуал приветствия, релаксация, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.
На первом занятии «Знакомство» происходит снятие эмоционального напряжения между участниками, создание атмосферы доверия, прояснение запросов родителей на данный тренинг, установление групповых норм, первичное погружение в совместную деятельность родителей с детьми и ее анализ.
Установление групповых норм является важным этапом в установлении доброжелательных и доверительных отношений внутри группы, между семьей и тренером, что дает дополнительный ресурс для решения проблем респондентов. Г.И. Марасанов вводит «свод законов» группового тренинга: точность начала и финала процедуры, конфиденциальность, активность, право говорить «нет», не обманывать, право на поддержку, обязанность слушать и не перебивать, участвовать во всем, право на личное мнение, ко всем обращаться на «ты», работать от и до, говорить от себя лично о происходящем сейчас.
В.Э. Пахальян предлагает свод законов тренинговой работы:
1. Закон «00», предусматривает своевременное начало тренинга, его окончание. Все участники тренинга и ведущий вовремя приходят к началу занятия, в заранее оговоренное время.
2. Закон «свободного микрофона». Говорит только тот, у кого в руках «микрофон», которым может быть: игрушка, которую вы пускаете по кругу во время тренинга во время проведения или анализа упражнения, либо необыкновенный цветной маркер, либо резиновый маленький мячик лучше, чтобы он был матерчатым.
3. Закон активности. Гласит: «Вы имеете право, не участвовать в каком-либо упражнении. Это означает, что кто-то просто хочет понаблюдать со стороны. Заранее сообщите группе о своих намерениях. Но следует помнить, если из группы выбывает хотя бы один участник, то он влияет на всю группу».
4. Закон «Я высказывания». Этот закон требует излагать свою точку зрения от первого лица в виде: «Я считаю... Я думаю.... Я чувствую...»
5. Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы. Излагается в следующем виде «У всех у нас есть достоинства и недостатки»
6. Закон имени. Называть свое имя перед каждым высказыванием и обращаться по именам к участникам тренинга.
7. Закон вежливости. Группе необходимо называть всех участников желаемым именем, которым они озвучили при знакомстве.
8. Закон «Здесь и сейчас», означает, что все происходящее в настоящий момент и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии вашей жизни.
9. Закон конфиденциальности формулируется следующим образом: «Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в тренинге, не обсуждается».
10. Обращение к друг другу на «Ты». Для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени и без отчества весьма желательно. Дети могут называть родителей папой и мамой.
11. Работа от и до. Человек согласившийся на работу и участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала и до самого конца.
На втором занятии «Пойми меня» продолжается процесс снятия психо-эмоционального и телесного напряжения, упражнения направлены на установление контакта, отработку навыков «Я высказываний» и развитие эмпатии у всех членов семьи, формирование конгруэнтных отношений.
На третьем занятии «В гостях у сказки» происходит формирование семейного самосознания посредством сказкотерапии, изотерапии.
В рамках четвертого занятия «Древо жизни» осуществляется создание генеалогического древа, знакомство с историей создания семьи посредством биографического метода, проработка семейных родовых сценариев, выработка новой стратегии взаимодействия.
Пятое занятие «До свидания…», направлено на подведение итогов, организацию совместной деятельности и создание книги новых правил для развития детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений
Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...
Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Краткосрочный тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят моде...
Статья "Детско - родительские отношения как показатель формирования личности ребенка в семье"
Статья "Детско - родительские отношения как показатель формирования личности ребенка в семье"...
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей. ...
Методическая разработка тема "Эмоции и чувства - ключ к пониманию себя". Социально - психологический тренинг с младшими подростками.
Технический прогресс движется стремительно, качество живого общения значительно изменилось в жизни человека, а особе...