Краткосрочный тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_trening_po_garmonizatsii_detsko.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- актуализация позитивного эмоционального опыта;
- увеличение взаимной открытости;
- развитие способности конструктивного взаимодействия;
- снятие психоэмоционального напряжения во взаимодействии родитель-ребенок.
Адресат: дети в возрасте от 8 до 11 лет и их родители.
Условия проведения
Предложенный комплекс занятий может быть использован как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать пяти детско-родительских пар (до 10 человек).
Занятие рекомендуется проводить в кабинете психолога или в другом помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу; “мастерская” для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр.
Материалы и оборудование
Бумага форматов А4, А3, А2; цветные карандаши, фломастеры, краски (акварель и гуашь); клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки.
Планируемый результат
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Упражнение “Связующая нить”
Цель: формировать чувство близости с другими людьми.
Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.
Ведущий. Образовавшаяся паутинка говорит о том, что мы пришли сюда с одной целью, чему-то научится и чем-то поделиться. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.
6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Обсуждение
Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как “Что вы думаете по поводу данного упражнения?”, “Что оказалось сложным?”, “Что вы чувствуете?”, “Как вы можете это использовать в своей жизни?” и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. Однако присутствие детей-дошкольников (чтобы не делать занятие утомительным для них) вынуждает сворачивать эту составляющую, ограничивая время на рассуждения и размышления. Очень хорошо, если есть возможность подвести итоги, проанализировать занятие без детей или на индивидуальных консультациях, где происходит уточнение целей, задач занятия и отдельных игр и упражнений, провести работу на осознание чувств, потребностей, приобретенного опыта, дать необходимые рекомендации.
"ТРИ ИМЕНИ"
Назначение:
- развитие саморефлексии;
- формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Арт-техника “Совместный рисунок”
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.
Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование, но одно условие, рисуем без слов, вам дается 30 сек. на обсуждение темы рисунка, далее рисуем без слов.
Презентация рисунков:
— Как называется рисунок?
— Кто был инициатором идеи?
— Кто что рисовал?
— Удобно ли было рисовать вдвоем?
— Какие чувства испытывали?
— Что на рисунке главное?
Игра «Перефразируй»
Иногда, глядя на других, нам приходит в головы мысль, которую мы говорим другому человеку либо думаем про себя о нем, например: «он трус», «он жадина» или «лентяй». Хочу сегодня предложить вам вспомнить 3 фразы, которые может быть говорили Вам, а может говорили Вы кому-нибудь и изменить формулировку «ты трус – на – ты испугался собаки», «лентяй – на – ты устал и хотел бы отдохнуть, а затем выполнить задание»….
- Возникли ли какие-либо сложности при выполнении этого задания?
- Какой смысл в первом случае, а какой во втором?
Упражнение “Передай по кругу”
Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.
Ведущий. А сейчас главное условие игры — молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу. Представьте, что Вы передаете по кругу и когда он вернется к вам, следующий за вами начинает передавать.
Начинает ведущий, представляя пантомимой передаваемый предмет. Участники по кругу передают: тяжелый чемодан, розу, горячую картошку, маленького зверька, муху.
Упражнение «За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его людей.
Каждый участник по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем просим одного из желающих, чтобы он повторил за что мама любит каждого присутствующего в группе, при затруднении другие участники группы могут ему помочь.
Обсуждение:
- Приятно ли было говорить, за что меня любит мама?
- Были ли неожиданные ответы?
Упражнение “Эффективное взаимодействие”
Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение:
— Когда было легче просить предмет?
— Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
— Какие слова или действия побудили вас к этому?
Игра «Оле Неле Нишиков»
Это упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и посмеяться, оно особенно подходит для занятий в маленьких группах. Если работа ведется в больших группах, их необходимо разбить на подгруппы по шесть-восемь человек. Чтобы создать необходимую атмосферу, расскажите следующую историю: «Это старый кавказский ритуал. Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собираются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто-нибудь Оле Неле Нишиков. Самое главное при этом, что никто из племени не должен смеяться, потому что пропажа вождя — это страшная беда».
Участники усаживаются в круг. Выберите кого-нибудь, кто начнет игру. Он должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Ты не видел Оле Неле Нишиков?» При этих словах нельзя улыбаться даже губами, а тем более смеяться.
Сосед справа отвечает установленной фразой: «Жаль, но я не видел Оле Неле Нишиков. Я спрошу моего соседа».
Он задает тот же вопрос соседу справа, не улыбаясь и не смеясь. Но при этом он может добавить что-то свое, чтобы вызвать смех у остальных участников.
Арт-техника “Ладошки”
Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след — разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.
Вручение сертификатов
Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.
Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается сертификат, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений.
Рефлексия
Цель: подведение итогов программы.
– Что больше всего понравилось?
– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
– Что хотелось бы себе пожелать?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль, «Академия развития», 1996
- Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение» - М. «КСП», Институт психологии РАН, 1997
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» - Речь, СПб, 2005
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых» - Речь, СПБ, 2005
- Фопель К. «Психологические группы (рабочие материалы для ведущего)» - Москва, Генезис, 2000
- Фопель К. «Чтобы дети были счастливы (психологические игры и упражнения для детей школьного возраста)» - Москва, Генезис, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ РОДИТЕЛЯМ
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - М, Сфера, 2005
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» - М, Астрель, 2008
- Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит Вас с ума» - М, Педагогика, 1990
- Млодик И. «Книга для неидеальных родителей» - М, Генезис, 2007
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Ч. 1- 4 - М., 1998 - 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений
Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...
детско-родительский тренинг
Детско-родительский тренинг помогает установить телесные контакты родителей с ребёнком и формирует чувство любви....
Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков
Цель урока: Создать условия для конструктивного общения родителей и детей по вопросам вариантов профессионального самоопределения подростка в современном обществе. ...
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....
"Методы гармонизации взаимоотношений, развитие отношений, партнерства"
В связи с переходом на Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, принцип обучения детей в детском саду и нача...
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции».
Тренинг эффективных детско-родительских отношений «Семейные традиции». Цель: развитие умения эффективного взаимодействия в семье на основе нравственных ценностей. ...
Социально-психологический тренинг гармонизации детско-родительских отношений в семьях младших школьников «Счастливы вместе»
По мнению А.А. Осиповой, одним из эффективных методов коррекции детско-родительских отношений выступает использование социально-психологического тренинга . Социально-психологический тренинг трактуется...