Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся.
учебно-методическое пособие ( класс) на тему
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и преобретение новых знаний путём самообразования. Метод даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся. | 708.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа Чапаевск Самарской области
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся»
(обобщение педагогического опыта)
г.о. Чапаевск
2015г
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
В настоящем сборнике представлены материалы практической урочной и внеурочной работы по организации и осуществлению проектной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которая выполняется в течение определённого времени. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
Пособие предназначено для учителей начальных классов для использования в работе по организации и осуществлению проектной деятельности.
Автор: Зимина О.П., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск Самарской области высшей квалификационной категории.
Содержание
Введение 4
1. Использование метода проектов для формирования творческой личности
учащихся 5
2. Алгоритм работы над проектом 10
3. Требования, предъявляемые к учащимся при самостоятельной работе
над проектом 11
4. Урок по окружающему миру 1 класс 17
5. Проект: «Изготовление макета памятника медведю в городе Ярославле» 19
6. Проект: Ключница-панно «Совёнок на ветке» 22
Введение
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения: проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Долгое время метод проектов использовался только на уроках технологии. А с переходом на новые образовательные стандарты появилась возможность применять этот метод и на других уроках, т.к. на это отводится время в учебном плане. Все выполненные проекты ученики представляют в классе, обсуждают, анализируют работы друг друга. Делают они это с интересом, увлечённо. Все защиты проходят в тёплой обстановке, что даёт возможность детям с первого класса не бояться выходить к доске рассказывать и показывать то, что они создали, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
Основная цель предлагаемого методического пособия состоит в том, чтобы помочь учителям начальных классов использовать в своей работе метод проектов для формирования творческой личности учащихся.
Практический материал пособия может применяться в урочной и внеурочной деятельности.
Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Основоположником педагогического метода проектов считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
На рубеже 1910-20 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.
Проект (от латинского projectus) буквально – брошенный вперед, замысел, план. Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.
Главной целью работы над любым проектом является реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта (работ).
Целью проектной деятельности является развитие личности ребёнка и общеучебных умений (социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских).
- Социальные: умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
- Коммуникативные: слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
- Мыслительные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
- Исследовательские: наблюдение, проведение эксперимента, анкетирование, обработка статистических данных.
Формирование УУД у младших школьников
При выполнении проектов ребята учатся определять цель деятельности, планировать, выполнять действия и операции, соотносить результат с целью, контролировать свои действия, проводить наблюдения, ставить эксперименты, строить простые модели объектов.
Доминирующая в проекте деятельность
- Исследовательская
- Поисковая
- Творческая
- Ролевая
- Практико-ориентированная
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. По числу участников может быть индивидуальным, парным, групповым.
Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.
Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
- поделки
- рисунки
- макеты
- модели
- газеты
- игры
- викторины
- спектакли
- танцы…
Роль учителя
- Направляющая
- Корректирующая
- Стимулирующая
Роль учителя в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.
Этапы выполнения проекта
- выбор темы и задачи
- выдвижение первоначальных идей
- выбор лучшей идеи
- планирование проектной деятельности
- реализация проекта
- оценка и самооценка
- презентация
В младшем школьном возрасте требуется помощь родителей при выполнении проектов, они выступают в роли единомышленников, которые помогают учащимся найти информацию, разбить объём работы на части, определить сроки выполнения, подсказать правила оформления документов, участвовать в подготовке презентаций.
В УМК «Планета знаний» характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.
В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности.
На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Детям предлагают для выбора проекты: создание игр на учебном материале, социально значимые (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские (найди исторический корень и др.). Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классе могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной проектно-исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Приложение 1
Алгоритм работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка
| а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы
| Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2.Планирование
| а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности
| Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся
|
3. Исследование
| а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы
| а) Анализ информации б) Формулирование выводов
| Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
| а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке
|
Приложение 2
Требования, предъявляемые к учащимся при самостоятельной работе над проектом
I. Решение проблемы | |
Постановка проблемы | |
УРОВЕНЬ I | • называет причины, по которым он (учащийся) приступил к работе над конкретным проектом |
УРОВЕНЬ II | • описывает желаемую, идеальную, с его точки зрения, ситуацию; • указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации |
УРОВЕНЬ III | • самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя |
УРОВЕНЬ IV | • самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации; • указывает на возможные последствия существования проблемы; • называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы |
Целеполагание | |
УРОВЕНЬ I | • демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем; • расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта |
УРОВЕНЬ II | • самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя; • дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта; • контролирует соблюдение последовательности действий |
УРОВЕНЬ III | • самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы; • самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения задач на основе общего подхода (стратегии, технологии), выработанного совместно с учителем; • определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте; • определяет промежуточные результаты |
УРОВЕНЬ IV | • предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив; • анализирует необходимые ресурсы; • прогнозирует последствия появления продукта; • корригирует план на основании оценки промежуточных результатов |
Оценка результата | |
УРОВЕНЬ I | • сравнивает полученный продукт с его описанием; • определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта; • определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему |
УРОВЕНЬ II | • определяет соответствие полученного продукта запланированному на основе заранее заданных критериев; • определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта; • обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему |
УРОВЕНЬ III | • разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям; • дает рекомендации по использованию полученного продукта; определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта; • обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач |
УРОВЕНЬ IV | • определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом; • определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом; • предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем; • оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией |
II. Работа с информацией | |
Поиск информации | |
УРОВЕНЬ I | • задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта; • следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем |
УРОВЕНЬ II | • определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом; • определяет «белые пятна» в имеющейся информации; • демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель); • использует бумажные и электронные каталоги |
УРОВЕНЬ III | • определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации; • прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта; • формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе |
УРОВЕНЬ IV | • указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе; • обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику; • вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации |
Обработка информации | |
УРОВЕНЬ I | • структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенных учителем; • выражает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта; • делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации |
УРОВЕНЬ II | • систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем; • выражает свое понимание о полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.); • указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями; • определяет необходимость той или иной информации для реализаций проекта; • использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности |
УРОВЕНЬ III | • самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений; • интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта; • дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным; • сопоставляет информацию, полученную из разных источников; • делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия) |
УРОВЕНЬ IV | • предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации; • делает аргументированный вывод |
III. Коммуникация | |
Письменная коммуникация | |
УРОВЕНЬ I | • соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем |
УРОВЕНЬ II
| • демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); • соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем |
УРОВЕНЬ III | • определяет цель и аудиторию для предъявления информации; • использует. ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки резюме) |
УРОВЕНЬ IV | • самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта |
Публичное выступление | |
УРОВЕНЬ I | • готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту; • отвечает на уточняющие вопросы |
УРОВЕНЬ II
| • демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.); • готовит по образцу (жанр, форма), предложенному учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта; • отвечает на вопросы, направленные на понимание темы |
УРОВЕНЬ III | • самостоятельно ставит цель публичного выступления; • самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; • отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления; • использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме) |
УРОВЕНЬ IV | • самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта; • демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию; • отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции; • организует обратную связь с аудиторией |
Групповая коммуникация | |
УРОВЕНЬ I | принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем; • предлагает группе свои идеи; • выражает свое отношение к чужим идеям; • выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата |
УРОВЕНЬ II | • договаривается о правилах обсуждения в группе; • убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы; • задает вопросы, направленные на понимание идей других членов группы; • самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ; • оценивает свой вклад в работу группы |
УРОВЕНЬ III | • высказывает свои ожидания от группового обсуждения; • использует эффективную процедуру группового обсуждения; • развернуто аргументирует свои высказывания; • подвергает аргументированной критике идеи других членов группы; • указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений; • использует идеи других членов группы для развития своих идей; согласует распределение зон ответственности в работе над проектом; • оценивает успешность работы группы |
УРОВЕНЬ IV | • определяет цель группового обсуждения, оценивает ее достижение; • корректирует цель и содержание коммуникации в зависимости от полученной обратной связи; • оценивает эффективность процедуры группового обсуждения и предлагает новую процедуру в случае необходимости; • использует высказывания собеседника для построения своих аргументов; • осознанно выполняет свою роль в группе; • оценивает эффективность распределения ролей и вклад каждого участника в результат работы группы |
Приложение 3
Урок по окружающему миру 1 класс
Тема: Береги природу, человек.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Рассмотрите природу нашей страны. Как красивы леса, луга, озёра!
II. Введение в новую тему.
- Ребята, я хочу показать вам несколько слайдов и услышать ваше мнение об увиденном.
(Показ слайдов: фото экологических бедствий)
- Что вы думаете о том, что увидели? (человек не бережет природу)
- А что вы подразумеваете под словом природа? (всё, что нас окружает, нашу планету и т.п.)
- Подумайте, о чем пойдет сегодня речь на уроке (охрана природы, природа и человек, наш дом - природа)
- А какую мы можем поставить себе цель по этой теме? (вспомнить правила поведения в природе, о том, насколько важна природа для человека).
- А как вы думаете, почему люди не берегут природу? (не знают правил, забыли их, не хотят беречь, т.к. не понимают её важности)
- А мы могли бы как то помочь людям изменить свое отношение к природе? (рассказать им о важности природы в жизни человека)
- Замечательно. Вы предложили сегодня: вспомнить о том, насколько важна природа для человека, правила поведения в природе и рассказать, поделиться этой информацией с другими.
III. Формирование новых знаний.
- Что даёт природа человеку? Откройте учебники на с. 94 и перечислите (пищу, воду и т.д.)
- Человек порождён природой, он её часть. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии с природой. Шло время, человек развивался. И вот уже человек стал чувствовать себя главным. Он бездумно использует всё то, что есть у природы: полезные ископаемые, реки и моря, леса, почву. Размах деятельности человека достиг таких размеров, что возникла серьёзная опасность того, что изменения уже необратимы и ведут к экологическому кризису.
- Вы, наверное, слышали слово «экология». Как вы думаете, что оно обозначает? (Экология — наука об окружающей среде).
- Мы можем сказать, что это наука о доме, в котором мы живём. Экология учит нас бережно относиться к окружающему миру. (Слайды №8, 9)
- Давайте разберём некоторые ситуации. ( Слайды №10,11,12,13)
IV. Физкультминутка.
V. Работа над проектами.
- А теперь самый важный момент нашего урока. Вы сейчас будете создавать проекты. Продуктом проекта может быть газета, коллаж, свод правил. Самое главное вы должны напомнить, рассказать о проблеме охраны нашей природы.
- Обсудите вместе группой ваши действия по работе: 1) что будете делать, 2) с чего начнете, 3) что должно получиться в результате работы, 4) кто, что должен делать в группе и только тогда приступайте к работе.
На выполнение вашей работы только 10-15 мин. Затем, каждая группа защищает - объясняет свою работу. Желаю удачи! Приступайте.
VI. Анализ и защита работ.
- Группам нужно объяснить, что они делали и познакомить нас с вашей информацией.
( группы защищают свои работы и прикрепляют на доску)
VII. Итог урока, рефлексия.
- Ребята, а для чего мы делали эти работы? Какова была цель урока?
( вспомнить, насколько важна природа для человека, вспомнить правила поведения в природе и поделиться этой информацией с другими.)
- Давайте разместим проекты в зале около нашего кабинета, чтобы все остальные ребята нашей школы могли ознакомиться с ними.
- Ребята, наше государство тоже бьёт тревогу, и хочет сохранить природу. 2013 год был объявлен «Годом окружающей среды», 5 июня объявлен Днём эколога, 22 апреля проводится День Земли.
- Итак, мы все сделали, что запланировали?
- Довольны ли вы своей работой на уроке. Оцените себя. Выберите листик нужного цвета и приклейте к дереву (зелёный – всё отлично, жёлтый – всё хорошо, красный – не всё так, как хотелось).
- Спасибо за плодотворную работу.
Приложение 4
Тема проекта:
«Изготовление макета памятника медведю в городе Ярославле»
Проблема проекта:
Памятники - это узелки памяти, адресованные будущим поколениям. Памятник - часть культуры страны, народа, человечества. Памятники устанавливают не только людям и событиям, но и с незапамятных времен, животным. Художники, скульпторы творят шедевры, любуясь грацией, красотой и силой животных.
Как я заметил, в последнее десятилетие в России возросло число таких памятников.
Открытие памятника - знаменательное событие, так как люди отдают дань уважения своим любимым героям.
Меня заинтересовал процесс проектирования и изготовления памятника.
Это малоизученная тема, интересная для меня, которая расширит не только мой кругозор, но и моих одноклассников.
Цель проекта: Изготовление макета памятника медведю в городе Ярославле.
Задачи проекта:
- Найти информацию о возникновении памятника медведю в городе Ярославле.
- Собрать и систематизировать материалы по созданию макета памятника.
- Подобрать инструменты и приспособления для изготовления макета.
- Изготовить макет памятника медведю.
Продукт проекта: Макет памятника медведю.
Способ подготовки и защиты проекта:
индивидуальный____ групповой ____
Форма защиты проекта:
____ реферат _____ сочинение ___ доклад
____ презентация _____ фильм ___ рекламный проспект
____ модель _____ сценический ___ худ. произведение
____ ролевая игра _____ мозговой штурм ___ устный журнал
____ иная (указать) ________________________________________
Метод проекта:
____ исследовательский _____ информационный _____ практико-ориентированный
____ творческий _____ игровой _____ мозговой штурм
____ иной (указать) ________________________________________
Отчёт о выполнении проекта
1. Название проекта: « Макет памятника медведю в городе Ярославле».
2. Почему я начал работу над проектом? (проблема)
Памятники - это узелки памяти, адресованные будущим поколениям. Памятники устанавливают не только людям и событиям, но и с незапамятных времен, животным.
Меня заинтересовал процесс проектирования и изготовления памятника.
3. Для чего я работал над проектом? (цель)
Изучение истории возникновения памятника медведю в г. Ярославле и
создание макета-копии памятника.
4. Какой продукт я хочу получить?
Макет памятника медведю.
5. Как я работал над продуктом:
Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос/ затруд- нение | Консультант | Помощь |
11.02.2015 | Сбор информации | 2 часа | - | мама | Помощь не потребовалась |
12.02.2015 | Анализировал и систематизировал найденный мной материал | 2 часа | - | учитель | Потребовалась помощь учителя |
15.02.2015 | Выбор и приобретение материалов для изготовления памятника | 1.5 часа | - | мама | Потребовалась помощь мамы |
16.02.2015 | Приступил к изготовлению фигурки медведя Изготовление каркаса. | 1 час | - | папа | Помощь не потребовалась |
17.02.2015 | Наложил полимерную глину на каркас | 2 часа | Предание точности формы медведя. | Папа | Помощь папы |
17.02.2015 | Запекание медведя в духовом шкафу | 20 мин | - | мама | Помощь мамы |
18.02.2015 | Изготовление основания «камня» памятника и накладывание медведя. | 1 час | - | Помощь не потребовалась | |
21.02.2015 | Покраска созданного макета | 2 часа | - | Помощь не потребовалась | |
26.02.2015 | Подготовка к презентации | 2 часа | отбор материала для размещения на слайде | учитель | Помощь учителя |
Для изготовления макета мне потребовались: алюминиевая проволока, ножницы, полимерная глина, паста для моделирования, акриловые краски коричневого и бронзового цвета.
Исследование:
12 сентября 2009 года в Ярославле был торжественно установлен памятник медведю, как символу города. Установлен он за год до знаменательного события - 1000 лет городу. По историческим хроникам известно, что Ярославль образован Ярославом Мудрым и построен на месте языческого поселения «Медвежий угол». По легенде в момент нападения на селение, на помощь жителям пришла медведица, но Ярослав убил её, дав понять, что никакие боги и помощники не спасут. После этого селение приняло правление Мудрого. А в 1777 г. медведь пришел и в герб города.
Необычность памятника в том, что устроители записали медвежий рык и каждый час с 9 до 21ч. из памятника раздается злобный, страшный, медвежий рык.
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
Макет памятника и познавательную презентацию.
7. Что нового я узнал, чему научился?
- научился пользоваться полимерной глиной;
- узнал об истории памятника медведю в г. Ярославле.
8.Мои впечатления от работы над проектом.
Я доволен выполненной работой. Мне очень хочется, чтобы после моей работы появилось много желающих создать свои собственные шедевры.
Цели своей я добился – у меня получилась точная копия памятника.
Приложение 5
Тема проекта
Ключница-панно «Совёнок на ветке»
Проблема проекта: Я учусь во втором классе и домой возвращаюсь самостоятельно, поэтому у меня появились свои ключи от дома. Но так получается, что я часто кладу их в разные места, а потом долго ищу. Чтобы решить эту проблему мы с мамой решили - определить для моих ключей особое место. Подумав, у нас появилась идея сделать ключницу-панно своими руками.
Цель: изготовить своими руками необычную ключницу-панно, используя навыки вязания крючком.
Задачи:
- Расширить знания и умения вязания крючком и рукоделия.
- Усовершенствовать умения вязать крючком.
- В процессе работы развивать и воспитывать в себе такие качества, как усидчивость и аккуратность.
- Заинтересовать и увлечь одноклассников вязанием и рукоделием.
5 . Разработать проект поэтапного изготовления ключницы, которым
могут воспользоваться другие.
Продукт проекта: ключница-панно «Совёнок на ветке».
Способ подготовки и защиты проекта:
индивидуальный____ групповой ____
Форма защиты проекта:
____ реферат _____ сочинение ___ доклад
____презентация _____ фильм ___ рекламный проспект
____ модель _____ сценический ___ худ. произведение
____ролевая игра _____ мозговой штурм ___устный журнал
____ иная (указать) __________________________________
Метод проекта:
____ исследовательский _____информационный _____практико-ориентированный
____творческий _____ игровой _____ мозговой штурм
____ иной (указать) ______________________________________
Отчёт о выполнении проекта
- Название проекта: Ключница-панно «Совёнок на ветке»
- Почему я начала работу над проектом?
Я учусь во втором классе и домой возвращаюсь самостоятельно, поэтому у меня появились свои ключи от дома. Но так получается, что я часто кладу их в разные места, а потом долго ищу. Чтобы решить эту проблему мы с мамой решили определить для моих ключей особое место - ключницу.
- Для чего я работала над проектом?
Хотела изготовить своими руками необычную ключницу-панно.
- Какой продукт я хочу получить? Ключницу-панно «Совёнок на ветке».
- Как я работала над продуктом.
Дата | Что делала | Затра- ченное время | Вопрос/ Затрудне- ние | Консуль- тант | Помощь |
12.01 | Закупила всё необходимое для работы: пряжу, проволоку, крючок, лак для дерева, универсальный клей. | 1 час | Мама | ||
13.01 | Нашла сухую ветку | 1 час | Папа | ||
17.01-23.01 | Связала совёнка | 1 нед. | Учитель | ||
24.01- 30.01 | Подготовила основу для ключницы | 1 нед. | Папа | Папа | |
3.02-9.02 | Связала 18 листочков и накрахмалила. | 1 нед. | Мама | ||
10.02- | Соединила листочки с веточками, обматывая одновременно веточку ниткой (6 веточек) | 4 часа | В обмотке ветки ниткой | Мама | |
11.02 | Украсила ключницу, закрепив совенка на веточке. | 1 час |
- В результате работы над проектом я получила самодельную ключницу-панно «Совёнок на ветке».
- Что нового я узнала, чему научилась.
- научилась вязать совенка и листочки;
- научилась обматывать нитью ветки и соединять, таким образом, разные детали.
- Мои впечатления от работы над проектом.
Я получила то, что хотела – необычную ключницу-панно. Это позволило мне определить особое место для моих ключей, теперь я их не теряю. Кроме того в моем доме появилось очень необычное и красивое панно – ключница. Оно украсило стену в коридоре.
Паспорт проекта.
- Выбор и обоснование проекта.
- Постановка проблемы.
Актуальность. Рукоделие – это очень захватывающий процесс, во время которого своими руками человек создает особенную вещь, её не купишь в магазине. Процесс этот творческий, развивает фантазию и различные навыки и умения.
Например, очень красивые вещи можно сделать при помощи вязального крючка и пряжи. Вещи, связанные крючком можно носить, а также можно использовать для украшения дома, создавая предметы обихода или красивые панно. Кроме того вязание крючком воспитывает усидчивость и аккуратность, успокаивает и сосредотачивает на достижении конечного результата. Ещё этот вид декоративно – прикладного искусства имеет большую популярность, эксклюзивные вещи, выполненные этой техникой, дорого стоят.
- Постановка цели и задач.
Цель моей работы - изготовить своими руками ключницу-панно «Совёнок на ветке».
В результате этого ставлю для себя задачи:
- Расширить знания и умения вязания крючком и рукоделия.
- Усовершенствовать умения вязания крючком.
- В процессе работы развивать и воспитывать в себе такие качества,
как усидчивость, аккуратность, сосредоточенность на конечном результате работы. - В процессе изготовления развивать творческое мышление и фантазию.
- Выполнить эксклюзивное изделие, которое не продаётся в магазине.
- Заинтересовать и увлечь одноклассников вязанием крючком и рукоделием.
- Разработать проект поэтапного изготовления ключницы-панно, которым
могут воспользоваться другие.
Исходя из цели и задач, я выдвинула гипотезу: что создание необычной ключницы-панно пробудит интерес и фантазию для создания мною других изделий, а также вызовет интерес к вязанию и рукоделию у моих одноклассников.
- Реализация проекта
- Изучение истории возникновения вязания.
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.
Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.
В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях.
- Практическая работа.
Материалы и инструменты:
Ветка сухого дерева – отпилили в лесопосадке.
Крючок вязальный
Шерстяные нитки: желтые, зелёные, коричневые, черные.
Проволока – 1 метр.
Бусины: 2 шт.
Панель МДФ
Лак для дерева
Универсальный клей
Саморезы – 2 шт.
Крепление вешалка от старой фоторамки – 1 шт.
Техника изготовления.
Совёнок.
Тело совенка вяжется желтой пряжей по спирали без завершения рядов соед. столбиком. Для того чтобы не потерять начало ряда, отмечайте маркером первую петлю каждого ряда.
Сокращения:
в.п. — воздушная петля
СБН — столбик без накида
2 СБН вместе — 2 СБН вместе
Тело схема:
Ряд 1: 12 СБН в кольцо (12СБН)
Ряд 2: *1 СБН, 2 СБН в след. СБН*, повторить 6 раз. (18СБН)
Ряд 3: *2 СБН, 2 СБН в след. СБН*, повторить 6 раз. (24СБН)
Ряд 4: *3 СБН, 2 СБН в след. СБН*, повторить 6 раз. (30СБН)
Ряд 5: СБН в каждый СБН до конца ряда. (30СБН)
Ряд 6-7: Вязать цветом B СБН в каждый СБН до конца ряда.(30СБН)
Ряд 8-9: Вязать цветом C, СБН в каждый СБН до конца ряда. (30СБН)
Ряд 10-11 Вязать цветом D, СБН в каждый СБН до конца ряда. (30СБН)
Ряд 12: Вязать цветом A, 3 СБН, 2 СБН вместе, СБН в каждую петлю. (29СБН)
Ряд 13-18: СБН в каждый СБН до конца ряда. (29СБН)
Ряд 19: 4 СБН, сложить тело пополам и соединить половинки, провязав СБН 6 петель, СС в СБН на один ряд ниже (для формирования ушек), набить наполнителем, обвязать вместе СБН оставшийся шов, закончить СС.
Завершить работу. Спрятать концы. Соединяем половинки СБН
Глаза схема:
Белым цветом сформировать начальное волшебное кольцо.
Ряд 1: 3 в.п., 11 СН в кольцо. СС в верхнюю петлю подъема.
Завершить работу. Оставить конец для пришивания к телу.
Клюв схема:
1) 3 в.п., поворот.
2) Связать 2 СБН, поворот.
3) Связать 1 СБН, поворот.
4) Сделать СС.
Завершить работу. Оставить конец для пришивания к телу.
Сборка:
Пришить глазки и бусинки, клюв.
Основание ключницы-панно.
Для подготовки основания панно понадобится помощь взрослых, точнее папы. Берем панель МДФ и отпиливаем отрезок длиной 30-35 см. – это основание, на которое будет крепиться ветка дерева. На задней части панели намечаем место крепления вешалки и прикручиваем ее саморезом. Затем берем ветку дерева, определяем место, где она будет крепиться к панели. Место крепления смазываем клеем, а затем прикручиваем при помощи самореза. Даем основанию высохнуть в течение суток. Затем покрываем ветку дерева и места отпила панели лаком для дерева, цвет подбираем на свой вкус, но желательно в тон панели.
Листочки.
Из зелёных ниток связать 6 воздушных петель, замкнуть в последнюю третью воздушную петлю. Сделать 3 воздушных петли. Провязать 8 столбиков с накидом в середину кольца, сделать ещё 3 воздушных петли и соединить столбик. Связать 18 листочков для 6 веточек.
Накрахмаливание листочков.
В одном стакане воды размешать 3 чайные ложки сахара. Обмакнуть в полученный раствор листочки, отжать и положить в расправленном виде на ровную поверхность. Оставить до полного высыхания.
Веточки
Для формирования веточек берем высушенные листочки, проволоку и пряжу коричневого цвета. Нарезаем 18 отрезков проволоки длиной 5-7 см. Нанизываем середину каждого листочка на проволоку, проволоку загибаем крючком, чтобы листок не падал. Затем берем 3 листочка и концы проволок соединяем между собой в жгут. Полученные таким образом 6 веточек прикрепляем к основанию панно на ветку дерева. Жгут из проволоки и место крепления декорируем, обматывая пряжей коричневого цвета.
Важно! На веточке дерева выбираем крепкий сучок, на который будет вешаться ключ, это место не украшаем веточкой с листьями, чтобы было удобно вешать и снимать ключ.
Украшение ключницы-панно.
Для украшения панно сажаем связанного совенка на веточку дерева и закрепляем его проволокой.
Этапы проекта.
Прежде чем приступить к изготовлению ключницы-панно, я купила всё необходимое.
Далее я связала совёнка,18 листочков и сделала 6 веточек. Затем соединила полученные веточки с веткой дерева на основании панно. Я одновременно обматывала веточку нитью и присоединяла листочки. Обматывание трудно давалось, так как мотание должно быть плотным.
Чтобы моя ключница-панно имела законченный вид дерева, я украсила её совёнком.
Вывод. Я получила то, что хотела – необычную ключницу-панно. Это позволило мне определить особое место для моих ключей, теперь я их не теряю. Кроме того в моем доме появилось очень необычное и красивое панно – ключница. Оно украсило стену в коридоре.
Литература:
- Е.А. Афоничева, Е.С. Белова. «Мастерим из разных материалов» Ярославль. ООО «Академия развития», 2013г.
- Т.И. Татьянина «Вязание на спицах и крючком. Мастер-класс рукоделия» Москва «Астрель СПБ Полигон».2012 г.
- Интернет- ресурсы:
http://moipetelki.ru/blog/igrushki/malenkaya-igrushka-sova-kryuchkom/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов для формирования УУД
Описание продукта...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
"Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта" (обобщение опыта)
Обобщение собственного педагогического опыта по внедрению метода проекта в практику работы с 3 классом...
"Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта" (ИКТ)
Демонстрация собственного опыта по внедрению метода проектов в начальной школе....
Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....
"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...
Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...