Использование метода проектов для формирования УУД
материал на тему
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации муниципального образования
Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Использование метода проектов
для формирования
универсальных учебных действий
в начальной школе
Материалы опыта работы
учителя начальных классов
МОУ «Сланцевская СОШ №1»
Антиповой Л.П.
Г. Сланцы
2012г.
Актуальность опыта
Всякое знание остаётся мёртвым,
если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке…
Н.А. Умов
Глобальные изменения в сферах современного общества потребовали корректировки всех аспектов образования. В современном образовании акцент с «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход.
Наиболее эффективно эти задачи можно решить, используя метод проектов. Ведь в основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом формируются предпосылки для эффективного освоения познавательной, коммуникативной и информационной компетенций. В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает используемый мною дифференцированный подход к учащимся, соотнесение познавательных возможностей каждого ученика с уровнем сложности проектной работы. В работе над проектом принимают участие ребята, которым интересен предмет, но более радует, что с большим энтузиазмом работают ученики, у которых предмет не вызывает интерес. Они могут раскрыться и показать себя с положительной стороны, применив свои знания в областях отличных от данного предмета, при этом обогатив свой багаж знаний.
Работа над проектами всегда охватывает вопросы с точки зрения межпредметных связей. С позиций компетентностного подхода определение целей предмета связано с формированием умений рассматривать явления с разных точек зрения: физики, химии, географии, биологии, анатомии, экологии и даже литературы, определять природу явлений и его закономерности.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого я использую специальные организационные формы и методы, уделяя отдельное внимание в процессе урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками объединений комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
При работе над проектом ставятся задачи:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы,
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску,
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления,
- организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности,
- обучение школьников публичному выступлению,
- обучение учащихся рефлексии,
- освоение школьниками социо-культурных связей,
- расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора,
- способствовать мотивированному выбору профессии.
Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся. (УУД)
Концептуальность опыта
Идея: с помощью метода проектов развить у обучающих начальной школы УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Новизна продукта в использовании метода проектов для достижения новых положительных результатов саморазвития и самообразования ученика: формирование таких универсальных учебных действий как проблематизация, целеполагание, организация и планирование действий, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения. Цель: раскрыть потенциал метода проектов для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности. Особенности концепции
Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данный метод как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Этот метод ориентирован на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов. |
Задачи:
Метод проектов позволяет решать задачи:
Способы реализации:
Ожидаемые результаты:
Трудоёмкость:
|
Сущность педагогического опыта
Метод проектов - ключ к формированию универсальных учебных действий.
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Я выбираю метод проектов, потому что:
- обладает широким диапазоном возможностей;
- позволяет достигнуть целей;
- личностно-ориентирован;
- самомотивирован;
- обеспечивает не только успешное усвоение учебных знаний, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей;
- развивает универсальные учебные действия;
- позволяет учиться на собственном опыте;
- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт
Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.
В процессе проектной деятельности наблюдается:
-активное включение в процесс получения знаний;
-использование имеющихся знаний, умений и навыков;
- освоение новых знаний, необходимых для решения конкретных проблем
Проектная деятельность формирует универсальные учебные действия разных групп, но на каждом этапе доминируют определённые УУД.
Этапы работы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап. | Определение темы и целей проекта на основе учебной ситуации. | Общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы. |
Планирование | Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей. | Регулятивные и коммуникативные
|
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения и т.д.). | Познавательные
|
Выполнение проекта | Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. |
|
Защита проекта | Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. | Коммуникативные
|
Рефлексивный | анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. | Личностные и регулятивные
|
Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования УУД.
Универсальные учебные действия
– это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Изучая опыт коллег, использующих данный метод, я пришла к выводу: проектированием занимаются в основном учащиеся 3-4 классов. Но именно в 1классе формируются общеучебные умения и навыки, которые способствуют достижению качественных результатов в обучении.
Чтобы сделать проектную деятельность действительно полезной для развития школьников необходимо основы исследовательской деятельности заложить уже в 1 классе.
Для этого использую систему заданий, подготавливающих к работе над проектами:
- На доконструирование (продолжи рассуждения ребят, закончи рассказ…) Дети учатся высказывать свои мысли, слушать высказывания одноклассников, устанавливать связи.
Цель данных заданий – развитие коммуникативных умений;
- На переконструирование (перескажи от первого лица, от имени героя сказки, рассказа…)
- Ребёнок учится разным социальным ролям, учится представлять ситуацию с разных сторон.
Цель – развитие системного мышления.
- На собственно конструирование (составь рассказ, кроссворд.) Здесь говорим о творческом конструировании знаний, такие задания позволяют создавать условия для самостоятельного охотного приобретения знаний из различных источников информации.
Цель данных заданий - формирование информационных умений.
В ходе выполнения таких заданий учащиеся постепенно приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Наряду с предложенными заданиями в 1 классе использую проектные игры такие как: «Что нам стоит дом построить», «Семья Я», «Эти забавные животные» и другие.
Во 2 классе провожу проекты-наблюдения, проекты – рассказы, проекты - экскурсии. (Приложение №2) Дневник наблюдения – основа проекта, в котором дети делают записи, рисуют, добавляют фото.
В 3 классе проводила проекты на тему: «Космос», «Что такое наука?», «Эти разнообразные животные». (Приложение №1)
В 4классе: «Явление природы».
В результате работы над проектами у учащихся формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Если подвести итог, то в процессе работы над проектом:
- Все ученики, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности, то есть повышается самооценка; вырабатывается способность самостоятельно добывать знания, инициативность, целеустремленность, умение анализировать и «отсеивать» информацию.
- В реализации предлагаемых проектов заинтересованы все: ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала (применением знаний в новых ситуациях) с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по предмету, наконец, с перспективой пополнения Портфолио; учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством; родители - в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
- Методическая база школы пополняется большим количеством мультимедийных приложений, которые широко используются на различных уроках.
- Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по естественнонаучным дисциплинам, формирует межпредметные связи, и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.
Результативность внедрения метода проектов
- Позитивная динамика уровня обученности учащихся:
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Классы | 2кл. | 3кл. | 4кл. |
Успеваемость | 100% | 100% | !00% |
Качество | 78% | 80% | 85% |
2. Результаты ежегодного мониторинга основных умений
3.Результативность диагностических к/р по текстам ЛОИРО в 5 классах МОУ«Сланцевская СОШ №1» от 11 октября 1012 года
Предмет | Успеваемость | Качество |
Математика | 100% | 83% |
Русский язык | 100% | 86% |
4. Результаты апробации моделей проведения процедур оценки качества начального образования в муниципальных районах Ленинградской области в «Сланцевской СОШ №1»17,19 апреля 2012
5. Высокие показатели по результатам участия в олимпиадах:
Учебный год | 2009-2010(2кл) | 2010-2011(3кл) | 2011-2012(4кл) |
Международная олимпиада по математике «Кенгуру» | 11 чел. Курочкина Анастасия 5 место в школе, 6 в регионе | 15 чел. Дубровина Екатерина 2 место в школе, 7 место в районе | 25 чел. Сальников Илья 1 место в школе,1 место в районе, 100 в регионе; Горчакова Дарья 2 место в школе, 2 место в районе |
Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» | 24 чел. Горчакова Дарья 1 место в школе, 7 в районе; Воронцова Ирина и Марков Илья 2 место в школе, 9 место в районе | 23 чел. Широкшина Анастасия 2 место в школе, 6 место в районе | 22 чел. Сальников Илья 1 место в школе, 3 место в районе; Шилина Таьяна 2 место в школе, 3 место в районе |
Интернет – олимпиада «Инфознайка» | 23 чел. Своднев Алексей 1 место в школе среди 4кл.; Екимов Никита 4 место |
6.Повышение уровня активности в подготовке творческих работ в рамках взаимодействия с Сланцевской районной детской библиотекой:
Вид творческой работы | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Выставка рисунков | «Пожарная безопасность» «Здоровый образ жизни» «Мы и дорога» (25чел) | «Мой летний отдых»(23чел.) | «Близкие люди» (20 чел) Хомут Даниил получил благодарность за подписью директора муниципального бюджетного учреждения культуры Т.А. Соловьёва чел. |
Написание мини-сочинений: | «Мой наказ Президенту» 5 чел. Соболева Софья 3 место в районе | «Моя сказка» для финской писательницы Р.Неемеля (20 чел.) Размещены в Интернете на сайте писателя | |
Интернет - конференции | Норвежский писатель (23 чел.) Круглый стол – Сланцы-Хельсинки с финской писательницей Р.Ниемеля (20 чел.) | Международный книжный салон в Ленэкспо. Встреча с писателем С.А. Махотиным и художником – иллюстратором Е. Толстой | |
Интернет-мост ON-LINE | Мастер-класс вместе с Сергеем Махотиным «Какая удача!» (мини-сочинения – 20 чел.) |
- Активизация участия школьников в Интернет – проектах.
Интернет-сайты: http://www.intelgame.ru/, http://psyinfo.ru/,
news.redu.ru/news/?nid=286&file=C36...
http://www.tagillib.e-tagil.r u/readers/ot_20_and_starshe/safe_internet/?ELEMENT_ID=4447
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Список использованной литературы
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005.
Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Лекции / Ступницкая М.А. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Островский С.Л. Как сделать презентацию. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:Народное образование, 1998.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.:Издательский ценр «Академия», 2007.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
4класс
3класс
3класс
умения
коммуникативные
умения
информационные
умения
организационные
самостоятельность
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...
Использование метода проектов в логопедической деятельности (презентация)
мФормирование у малышей умений добывать, анализировать и использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;Формирование ...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....
Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и преобретение новых знаний путём самообразования. Метод даёт простор для тв...
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление из опыта работы с проектами...
Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...