Рабочие программы по предметам в 4 классе, УМК "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа по предметам составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 4 классов и авторов Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.Н, Комисаровой Л.Ю.,Текучёвой Л.В., Исаевой И.А., Баровой Е.С. идр. Срок реализации программы - 1 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования

Администрация Фроловского муниципального района

Волгоградской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шуруповская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа по изобразительному искусству

в 4 классе

Подготовила:

Пронина Валентина Ивановна

учитель  начальных классов

2014 -2015 учебный год

                                                                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству  создана на основе:

- Федерального  государственного стандарта начального общего образования второго поколения; учебного плана МБОУ « Шуруповская ООШ» на 2014-2015 учебный год;

- в соответствии с примерной программой образовательной системы « Школа 2100»;

- примерной программы и авторской программы « Изобразительное искусство » В. С. Кузина, Э И. Кубышкина

Количество часов на изучение программы:           34  ч.

Количество часов в неделю:                                         1

                       

В своей работе использую учебный методический комплект:

           Методическая литература-  « Изобразительное искусство» 4 кл.. Поурочное планирование по учебнику  В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина

 

          Учебная литература –   учебник« Изобразительное искусство» 4 кл. В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина

                                                  рабочая тетрадь « Изобразительное искусство» 4 кл. В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина                            

Промежуточная аттестация будет проходить в форме  выполнения творческих работ, реализации проектов.

Цели и задачи, решаемые при реализации данной программы:

  • Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
  • Воспитание в детях эстетического чувства.
  • Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  •  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.
  • Развитие воображения и зрительной памяти.
  • Освоение элементарной художественной грамотности и основ- ных  приёмов изобразительной деятельности.
  • Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.
  • Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской  программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.).

        Программа рассчитана на 34 часа  в год (1 час в неделю).

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи .Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.   В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.  В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы  изобразительной грамоты. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.                     Метапредметные результаты         

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас».

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
  • наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
  • Москва в изобразительном искусстве;
  • старинные города России в творчестве художников;
  • тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
  • красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
  • красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;
  • музеи России.

В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения об изобразительном искусстве:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер

различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобрази- тельного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их         особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

Учебно-методическое обеспечение

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2006. – 125 с.

Кузин В. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство, 4 кл.

                                                             Календарно-тематическое планирование  

уроков изобразительного искусства

 в 4-м классе

(34  часа –1час   в неделю)

№ урока

                                Тема урока

                       

          Характеристика деятельности   учащегося.

              Дата

план

факт

1

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «летний пейзаж»

ЗНАТЬ:

- устройство русской избы, элементы украшения избу;

- традиции и обычаи народных праздников.

УМЕТЬ:

- создавать панно;

- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

- работать в коллективе.

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное творчество)

-использовать различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла

ЗНАТЬ:

- пропорции фигуры, уметь их анализировать;

- произведения народного декоративно- прикладного искусства (Городец, Палех, Хохлома, Гжель);

- жанры изобразительного искусства – батальный и исторический

2

Составление мозаичного панно «парусные лодки на реке»

3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства

4

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей

5

Искусство натюрморта. Кувшин и яблоко

6

Искусство натюрморта. Ваза с яблоками

7

Рисование с натуры коробки.

8

Рисование с натуры шара

9

Тематическое рисование «Моя улица»

УМЕТЬ:

- различать и передавать в художественно- деятельностный характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественной выразительности

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека в различных эмоциональных состояниях.

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

10

Тематическое рисование «Мой двор»

11

Рисование с натуры фигуры человека

12

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

13

Рисование животных с натуры или по представлению

14

Рисование птиц с натуры или по представлению

15

Сказка в декоративном искусстве

16

Сказка в декоративном искусстве

17

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

УМЕТЬ:

-  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

-  передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта;

- передавать динамику событий, действий героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;

- рисовать с передачей пропорций;

- использовать иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки.

ЗНАТЬ:

- жанры изобразительного искусства – батальный и исторический,

- пропорции фигуры человека, характерное соотношение частей фигуры человека и как они передаются в скульптуре малой формы.

18

Составление сюжетной аппликации

19

Составление сюжетной аппликации

20

Рисование с натуры или по представлению атрибутов армии

21

Рисование с натуры или по представлению современных машин

22

Рисование народного праздника

23

Выполнение эскиза лепного пряника

24

Роспись лепного пряника

25

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства

26

Иллюстрирование басни И.Крылова

27

Иллюстрирование басни И.Крылова

28

Тематическое рисование «Закат солнца»

29

Тематическое рисование «Закат солнца»

30

Люди труда в изобразительном искусстве

УМЕТЬ:

-  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём,

фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла

-  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла

-  создавать средствами живописи, графики, скульптуры  на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

- самостоятельно выбрать вид орнамента и народные мотивы к нему, оценивать свои работы и аппликации товарищей;

- выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству, участвовать в дидактических играх и конкурсах, выступать с сообщениями.

31

Составление мозаичного панно «Слава труду»

32

Составление мозаичного панно «Слава труду»

33

Аппликация орнаменты народов мира

34

Выставка рисунков

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатные пособия

1. Анащенкова С.В, Плешаков А.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М., Просвещение,2012 г..

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник.: учебник для 4 класса – М., Просвещение, 2014 г..

3. Давыдова М.А. Изобразительное искусство. Поурочные разработки. М., ВАКО, 2014 г.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор и видеомагнитофон.

Музыкальный центр.

Мультимедийный проктор.

Ноутбук.

Оборудование класса

Ученические одноместные парты с комплектом парт

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и т.д.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по предметам 2 класс школа 2100

рабочие программы по предметам. 2 класс....

Рабочие программы по предметам 2 класс "Школа 2100"

чтение русский язык математика окружающий мир...

Рабочая программа по предметам 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, музыка (3класс, 2 класс).Программа разработа по учебно- методическому комплекту "Школа 2100"....

Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по математике 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год...

Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год...

Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год...

Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год...