Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_2_klass_2100.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
Протокол №
« » 2014 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
« » 2014 г.
Утверждено руководителем ОУ
Л.П.Шеронова
Приказ № от ___________________2014 г.
Рабочая программа по литературному чтению
2 класс
Составитель:
Дорощенко Екатерина Леонидовна
Учитель начальных классов
Сигаево,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том. чтобы заложить основу формирования: функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Систематический курс «Литературное чтение» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класс
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100...».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образовательная система «Школа 2100...» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
Р.Н. Бунеев. Е.В.Бунеева. «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2-го класс. - М.: «Баласс». 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 2 класс». - М.: «Баласс», 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение ; следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного про изведения. знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированноетью духовной потребности в книге, как средстве познания мира и самопознания.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение умениями осознанно и правильно читать, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
- овладение коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;
Принципы, лежащие в основе построения программы
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурноориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности);
Структурообразующие принципы (тематический принцип; принцип жанрового разнообразия; принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; принцип актуализации тематики чтения; монографический принцип; принцип идейно-художественной значимости; принцип целостного восприятия художественного произведения).
Специфика программы
В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности. при котором работа с текстом проходит в три этапа:
I. Работа с текстом до чтения.
Предположений о содержании, героях, событиях произведения;
ормулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение.
ыявление первичного восприятия.
Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.
Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).
II. Работа с текстом после чтения.
Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.
Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;
Работа с заглавием, его осмысление.
Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);
III. Итоговое задание (в т.ч. творческое).
Программа предусматривает, что обучающиеся в ходе первичного самостоятельного чтения текста учатся вести ; «диалог с автором» (видеть вопросы, которые задает автор читателям; задавать свои вопросы автору; прогнозировать ; авторский ответ прежде, чем чтение будет продолжено; проверять себя по ходу чтения).
Для того, чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в учебнике авторами программы определены тексты, которые обучающиеся читали сами и которые слушают в чтении учителя (при закрытых и открытых учебниках «Сквозные герои» учебника - второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий - знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе - это игра-путешествие.
Основные содержательные линии курса
Содержание предмета «Литературное чтение» для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы;
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи
Виды и формы организации учебного процесса
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала,
- взаимоконтроль — в процессе его отработки,
- рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
- итоговый контроль, включающий проверку техники чтения.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Тетради по литературному чтению. 2 класс» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс». 2012., « Итоговые контрольные работы по чтению 2 класс» /Е.В.Бунеева, О.В .Чиндилова .-М.: «Баласс».2013 .
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса объемом 136 часов в год изучается в течение 34 учебных недель (4 ч. в неделю).Введён н.р.к. по темам : ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…» -5 часов,
СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ-2 ЧАСА, СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА -5 ЧАСОВ, . САМОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО-2ЧАСА.
. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами вслух до 40—50 слов в минуту;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; ,
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; \
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования литературному чтению
Выпускник начальной школы должен:
- понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре. первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле. нравственности;
- сформировать потребность в систематическом чтении;
- понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития эмоциональнооценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Универсальные учебные действия.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
- Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений).
- Развитие устной и письменной речи.
2-й класс -136 ч (4 часа в неделю)
1) «Там, на неведомых дорожках...» (23 ч).
Волшебные сказки, народные и литературные (II. Ершов. А. Пушкин. В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (27 ч).
Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна. А. Линдгрен. Дж. Родари. А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (13 ч).
Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (22 ч).
Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка - ложь, да в ней намёк...» (22 ч).
Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну. погоди!». Стихи Л. Квитко. Ю. Мориц, Г. Сапгира. В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо» (29 ч).
Сказки А. де Сент-Экзюпери. Дж. Родари. В. Берестова. В. Хмельницкого. Б. Сергуненкова.
2) Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3) Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
4) Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д.. материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том. почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5) Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя, как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6) Обучение:
подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения; выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое; устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста; составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся | |
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. | Аудирование (слушание) | |
«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч) | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного | |
Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов. А. Пушкин. | произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, | |
В. Одоевский. 11. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Ге- | сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); | |
рои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные | передавать последовательность сюжета; описывать | |
приметы»). Русские народные скороговорки. | героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность | |
Внеклассное чтение | действий, оценивать ход и результат выполнения. | |
Уроки контроля | ||
Сказочные человечки (27 ч) | Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выра зительно, | |
Сказочные повести Т. Янссон. Дж.Р.Р. Толкина. А. Милна. А. Линдг- | используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | |
рен, Дж. Родари. А. Толстого и их герои. | Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. | |
Внеклассное чтение | Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. | |
| Уроки контроля | Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, | |
Сказочные богатыри (13 ч) | иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку | |
Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. | главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем | |
Внеклассное чтение | диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять | |
Уроки контроля | выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее | |
«Сказка мудростью богата...» (22 ч) | подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. | |
Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходе- ра. А. Прокофьева. | Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу; анализировать обложку, титульный лист, оглавление. иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. | |
Внеклассное чтение | ||
Уроки контроля | Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. | |
«Сказка - ложь, да в ней намёк...» (22 ч) | ||
Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи : Л. Квитко. Ю. Мориц. Г. Сапгира. В. Левина о животных. Считалки. | Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание; составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. | |
Внеклассное чтение | Творческая деятельность | |
Уроки контроля | ||
Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): | ||
«Самое обыкновенное чудо» (29 ч) | ||
читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, счи- |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году | № урока в теме | Название урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | Вводный урок | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Знать способы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация |
Раздел 1. «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…» (22 часа) | ||||
2 | 1 | Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу» | Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение целыми словами. Участие в диалоге. Декламация | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план |
3 | 2 | Русская народная сказка «Царь-девица» Н.р.к. удмуртская народная сказка. | Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Осознанное чтение | |
4 | 3 | Русская народная сказка «Царь-девица» Н.р.к. удмуртская народная сказка. | Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
5 | 4 | Самые интересные книги, прочитанные летом. Структура книги | Знание примерной тематики книг для детского чтения, их авторов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | |
6 | 5 | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения | |
7 | 6 | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | Выразительное, осознанное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
8 | 7 | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения. Декламация | |
9 | 8 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Н.р.к.Сказки А.С. Пушкина на удмуртском языке. | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Выразительное, правильное чтение | |
10 | 9 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Н.р.к.Сказки А.С. Пушкина на удмуртском языке. | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного | – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
11 | 10 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». А. Пушкин-сказочник | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; |
12 | 11 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: литературная сказка. Составление вопросов по содержанию прочитанного | |
13 | 12 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
14 | 13 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | Пересказ текста | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
15 | 14 | П. Бажов. «Серебряное копытце» | Произведения классиков детской литературы. Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое |
16 | 15 | П. Бажов. «Серебряное копытце» | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль. Осознанное чтение | |
17 | 16 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. Декламация | |
18 | 17 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Пересказ текста | высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
19 | 18 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Декламация. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; |
20 | 19 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | ||
21 | 20 | Русские народные скороговорки. Н.р.к. удмуртские скороговорки. | Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения | |
22 | 21 | Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…». Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках…» (15 минут) | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного произведения). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
23 | 22 | Волшебные сказки | Умение работать с книгой, оглавлением | |
Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ (27 часов) | ||||
24 | 1 | Вводный урок. «Морская прогулка» (голландская песня) | Правильное, выразительное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; |
25 | 2 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника» | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Осознанное, правильное выразительное чтение | |
26 | 3 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника» | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
27 | 4 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника» | Пересказ текста. Устное сочинение повествовательного характера | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
28 | 5 | Т. Янссон. «Шляпа Волшебника» | Построение небольшого монологического высказывания о героях | |
29 | 6 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | |
30 | 7 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | Осознанное выразительное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
31 | 8 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | |
32 | 9 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | |
33 | 10 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи». (Заключительный урок) | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания | |
34 | 11 | А. Милн. «Винни-Пух» | Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию | |
35 | 12 | А. Милн. «Винни-Пух». Наблюдение над характерами героев, языком сказки | Герои произведения | |
36 | 13 | А. Милн. «Винни-Пух» | Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
37 | 14 | Песенки Винни-Пуха | Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация | |
38 | 15 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний | |
39 | 16 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний | |
40 | 17 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке | ||
41 | 18 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Заключительный урок) | Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
42 | 19 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино» | Произведения зарубежной литературы. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Пересказ текста | |
43 | 20 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». Составление характеристики Буратино | ||
44 | 21 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». (Заключительный урок) | Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Умение работать с аннотацией. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
45 | 22 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | Произведения зарубежной литературы. Правильное, выразительное осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | |
46 | 23 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
47 | 24 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | |
48 | 25 | Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки». Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки» (15 минут) | Понимание содержания литературного произведения: главная мысль, тема, события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; |
49 | 26 | Любимые герои – сказочные человечки | – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | |
50 | 27 | Коротышки – ска-зочные человечки из Цветочного го-рода (роман-сказка Н. Носова «Приключения Незнай-ки и его друзей»). Выбор книги | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.) | |
Раздел 3. СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ (13 часов) | ||||
51 | 1 | Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки). Введение в эпоху | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. |
52 | 2 | Былина – фольклорный жанр. Н.р.к. былины удмуртского народа. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Декламация | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения |
53 | 3 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
54 | 4 | «Сказка про Илью Муромца» | Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | |
55 | 5 | Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» | Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
56 | 6 | Сравнение богатырской сказки и былины | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Различение жанров произведений | |
57 | 7 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
58 | 8 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка | |
59 | 9 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |
60 | 10 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | Выразительное чтение | |
61 | 11 | Обобщающий урок по разделу «Былины и богатырские сказки». Стихотворение Н. Матвеевой. «Пираты». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки» (15 минут) | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | |
62 | 12 | Проверка умений и навыков чтения | Осознанное, правильное выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения | |
63 | 13 | Былины, легенды, предания. Н.р.к. Былины, легенды, предания удмуртского народа. | Произведения устного народного творчества. Жанры. Умение работать с книгой | |
Раздел 4. СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА (22 часа) | ||||
64 | 1 | Вводный урок | Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение работать с книгой | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений |
65 | 2 | Татарская сказка «Мудрый старик». Н.р.к. Удмуртская сказка | Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения. Составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения | |
66 | 3 | Татарская сказка «Мудрый старик». (Составление плана, пересказ) | Устное изложение текста по плану | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. |
67 | 4 | Татарская сказка «Мудрый старик». | Различие жанров произведений | Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
68 | 5 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» Н.р.к. Удмуртская сказка | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | |
69 | 6 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
70 | 7 | Завершение работы над киргизской сказкой «Мудрая девушка» | Пересказ текста | |
71 | 8 | Русская сказка «Мудрая дева» Н.р.к. Удмуртская сказка | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений., Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
72 | 9 | Русская сказка «Мудрая дева» | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев | |
73 | 10 | Русская сказка «Мудрая дева». (Завершение работы.) Сравнительный анализ сказок о мудрости | Различие жанров произведений. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |
74 | 11 | «Как появились разные народы» (долганская сказка) | Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | |
75 | 12 | Корейская сказка «Честный мальчик» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
76 | 13 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка первая) | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
77 | 14 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка вторая) | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
78 | 15 | Русская сказка «Три калача и одна баранка». Иван Франко «Сказка о глупости» | Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста) | |
79 | 16 | Завершение работы над сказкой. И. Франко. «Сказка о глупости» | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
80 | 17 | Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата». Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата» (15 минут) | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Жанр: сказка | |
81 | 18 | Какие вопросы задают сказки? | Пересказ текста. Составление самостоятельных высказываний по данной теме | |
82 | 19 | Русские народные загадки | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры | |
83 | 20 | Литературные загадки | Малые жанры | |
84 | 21 | Народные колыбельные песни. Н.р.к. Удмуртские колыбельные песни. | Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения | |
85 | 22 | Авторские колыбельные песни. Н.р.к .Удмуртские авторы колыбельных песен. | Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения | |
Раздел 5. «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…» (22 часа) | ||||
86 | 1 | Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…» | Различение жанров произведений. Стихотворение. Выразительное чтение | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
87 | 2 | Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сказка. Декламация | |
88 | 3 | Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц» | Восприятие на слух и понимание художественного произведения | Уметь: – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
89 | 4 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа с текстом | |
90 | 5 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | Различение жанров. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
91 | 6 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) | |
92 | 7 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» | Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения | |
93 | 8 | Завершение работы над африканской сказкой «Похождения дикого кота Симбы» | Герои произведения. Пересказ текста по плану. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
94 | 9 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | |
95 | 10 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | |
96 | 11 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | |
97 | 12 | Завершение работы над сказкой афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | Пересказ текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; |
98 | 13 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
99 | 14 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
100 | 15 | Александр Курляндский. «Ну, погоди!» | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | |
101 | 16 | Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!» | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | |
102 | 17 | Генрих Сапгир. «Песня». Л. Квитко. «Веселый жук» | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение | |
103 | 18 | Л. Квитко. «Смелые воробьи». Ю. Мориц. «Резиновый ежик» | Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация | |
104 | 19 | Авторские считалки.. Н.р.к. Считалки удмуртского народа. | Малые жанры. Считалки | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
105 | 20 | Борис Заходер. «Считалия». Литературные игры | Произведения современной отечественной литературы. Декламация | |
106 | 21 | Обобщающий урок по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек…». Проверочная работа по разделу «Сказка – ложь, да в ней намек…». (15 минут) | Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания. Различение жанров произведения | |
107 | 22 | Читаю стихотворение и слышу сказку. Литературные стихи-сказки | Умение работать с книгой. Декламация. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
Раздел 6. САМОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО (29 часов) | ||||
108 | 1 | Г. Горбовский. «Розовый слон» | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам |
109 | 2 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1-я часть) | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация | |
110 | 3 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (2-я часть). Знакомство с Маленьким принцем | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | |
111 | 4 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (3 и 4-я части). «А как это – приручить?» | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | |
112 | 5 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (5 и 6-я части). Секрет Лиса | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). Различение жанров произведений. Сказка Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | |
113 | 6 | Джанни Родари. «Солнце и туча» | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение | |
114 | 7 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала». В. Орлов. «Я рисую море» | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение | |
115 | 8 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала». В. Орлов. «Я рисую море» | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | |
116 | 9 | Валентин Берестов. «Честное гусеничное» | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Сказка Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; |
117 | 10 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | Произведения современной отечественной литературы | |
118 | 11 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | Произведения современной отечественной литературы | – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг |
119 | 12 | В. Хмельницкий. «Гора», «Снег и скрипка» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
120 | 13 | Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка» | Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров | |
121 | 14 | Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик» | Произведения современной отечественной литературы. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг |
122 | 15 | Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный» | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | |
123 | 16 | Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный» | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |
124 | 17 | Обобщающий урок по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо» (15 минут) | Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность | |
125 | 18 | Сказки-миниатюры | Произведения современной отечественной литературы. Умение работать с книгой. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг |
126 | 19 | Джанни Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |
127 | 20 | Творческий урок-конкурс | Восприятие на слух и понимание художественных произведений | |
128 | 21 | Веселые стихи Ю. Владимирова и Г. Остера. Н.р.к Стихи удмуртских поэтов. | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений | |
129 | 22 | Веселые стихи. М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется». Ю. Мориц. «Это – да! Это – нет!» | Произведения современной отечественной литературы | Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам |
130 | 23 | Б. Сергуненков. «Поэт и заходящее солнце» | Произведения современной отечественной литературы | |
131-132 | 24-25 | Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Основные темы детского чтения: произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле, о приключениях. Различение жанров. Выразительное чтение | |
133 | 26 | Проверка умений и навыков чтения | Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Способ чтения: целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выразительность чтения: использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам |
134 | 27 | «По дорогам сказки» | Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками | |
135 | 28 | По итогам домашнего чтения | Основные темы детского чтения: произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле, о приключениях | |
136 | 29 | Повторение. |
Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения
Список литературы для обучающихся, учебники:
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир». 2 класс, в 2-х частях. - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
- Р.Н. Бунеев. Е.В*. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 2 класс». - М.: «Баласс», 2012.
- Методические пособия для учителя:
- «Уроки литературного чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир»». Методические рекомендации для 1 учителя. / Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. - М.: «Баласс». 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программы по предметам по системе "Школа - 2100", 3 класс
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, риторике, информатике....
Рабочая программа по предметам для 2 класса "Школа 2100"
Хочу предложить рабочую программу для 2 класса. Математика Петерсон....
Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...
Рабочая программа отдельных предметов по образовательной системе "Школа 2100" 1 класс
Материал содержит текст рабочей программы начального общего образования ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), составленной в соответс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...
Рабочие программы по предметам за 4 класс по ОС "Школа 2100"
Размещены программы по предметам по русскому языку, математике, окр. миру, изо (По Шпикалову), технологии (по Шпикалову, 68 часов), информатике (3 класс)...
рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Школа 2100"
Модифицорованные рабочие программы по предметам разработаны на основе авторских программ и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...