Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2_klass_2100.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
Протокол №
« » 2014г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
« » 2014 г.
Утверждено руководителем ОУ
Л.П.Шеронова
Приказ № от ___________________2014 г.
Рабочая программа по Русскому языку
2 класс
Составитель:
Дорощенко Екатерина Леонидовна
Учитель начальных классов
Сигаево,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100...».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образовательная система «Школа 2100...» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются: Р.Н. Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих
практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его
- красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру.
Специфика программы.
Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том. что:
- основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала: формирование у детей чувства языка;
- предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
- введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
- сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
- состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса:
- усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
- изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;
Основные содержательные линии курса.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- слово;
- предложение;
- текст;
- развитие речи;
- каллиграфия;
Виды и формы организации учебного процесса.
Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: проверочная работа, урок:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий : математических понятий, алгоритмов и др.
Виды контроля.
самоконтроль — при введении нового материала.
взаимоконтроль — в процессе его отработки.
рубежный контроль — при проведении проверочных работ.
итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант. КИМЫ, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2012.
- на написание контрольных диктантов - 3 ч:
- написание проверочных диктантов -5 ч:
- проведение контрольных списываний - 1 ч;
- проведение проверочных списываний -2 ч:
- написание проверочных работ -8 ч;
- написание свободных диктантов - 3 ч;
- написание сочинений - 1 ч;
- написание изложений - 2 ч.
. Описание места учебного предмета,курса в учебном плане
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов в год. по 5 ч. в неделю. Изучается в течение 34 учебных недель. Введён н.р.к. по темам : Слово-3 часа, Предложение-1 час, Текст-3 часа,СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?-1 час, Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
какие?-1 час, СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?-1 час, связь слов в предложении -1 час, Слова ,к которым нельзя задать вопрос -1 час, Алфавит,написание большой буквы в словах-5 часов,
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом:
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами:
- безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, парод, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок: видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова:
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему.
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных 1 действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; |
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях): в словаре:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста):
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст:
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Содержание учебного предмета,курса
2-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение). (6 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (12ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией: слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу: по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово ( ч)
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов е другими словами (орфограмма-пробел): умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
Наблюдение над лексическим значением слова, над тем. что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок. ик. ушк. юшк. онок. ёнок. ат, яг. гель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел. улетел, придете;) и т.п.). наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов е. на. за. до. по. про. от и т.п.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й] после согласных перед гласными: место после мягкого согласно о. после звуков и букв ж. ш. ч. щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами: буквы и у. а после букв шипящих ж. ш. ч.
обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё. и, ю, я:
ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк. чн в словах; ь и ъ разделительные;
буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (21 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: обогащение словарного запаса детей количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов):
развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний):
развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5 6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса Характеристика деятельности обучающихся | ||||||
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | Познакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и г.д.). | |||||
Слово (введение) 6 часов | Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по ею лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова: звуковой и буквенный состав; грамматические признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места в словах. | |||||
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) | ||||||
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.), | ||||||
Как устроен наш язык? | ||||||
Синонимы. Антонимы | ||||||
Обобщение. Проверочное списывание | ||||||
Предложение (12 часов) | Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией. | |||||
Признаки предложения | ||||||
Составление предложений по схемам | ||||||
Признаки предложения. Оформление предложений на письме | ||||||
Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме и соотносить их со схемой | ||||||
Конструирование предложений | ||||||
Знаки препинания в конце предложения | ||||||
Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Текст (12 часов) | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы | |||||
Признаки текста | ||||||
Тема текста. Основная мысль текста. Заглавие. | ||||||
Опорные слова в тексте | ||||||
План текста | ||||||
Типы текстов | ||||||
Конструирование текстов работы | ||||||
Контрольные и проверочные работы «Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (7 часов) | Вести диалог с автором при чтении текста. (П) Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. (П)Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | |||||
Какие слона отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | ||||||
Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы | ||||||
Прямое и переносное значение слова | ||||||
Объединение слов в тематические группы | ||||||
Конструирование сочетаний слов и предложений | ||||||
Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
Развитие речи | ||||||
Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (11 часов) | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?., какой? кто?., что делает?..)Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. | |||||
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы | ||||||
Как связаны между собой слова-названия предметов и ; слова-названия признаков | ||||||
Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.. | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делает? что сделал? (5 часов) | ||||||
Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета, Развитие умения ставить к ним вопросы | ||||||
Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | ||||||
Связь слов в предложении (8 часов) | ||||||
Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет | ||||||
Конструирование предложений из слов е опорой на вопросы | ||||||
Слова, к которым нельзя задать вопрос (9 часов) ; Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно. | |||||
Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с ; другими словами | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Части слова. Корень (3 часа) | Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на. по. за. под и т.д.). (П) | |||||
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова | ||||||
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов Распознавание однокоренных слов | ||||||
Развитие речи | ||||||
Суффикс (4 часа) | ||||||
Роль суффиксов в слове. Определение суффикса | ||||||
Развитие умения находить в словах суффиксы | ||||||
Разбор слова по составу. Проверочное списывание | ||||||
Развитие речи | ||||||
Приставка (5 часов) | ||||||
Роль приставки в слове. Определение приставки | ||||||
Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок | ||||||
Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие : умения различать приставки и предлоги | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Алфавит. Написание большой буквы в словах (13 часов) | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, | |||||
Закрепление знания порядка букв русского алфавита | ||||||
Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл. рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | ||||||
Написание слов типа орёл и Орёл Упражнения в правописании имен собственных | географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму{нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | |||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно». Работа над ошибками | ||||||
Развитие речи | ||||||
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (14 часов) | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы- буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П) Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [и'], [ж], [ш]. [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь. ъ. е, ё. ю. я. Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после: предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | |||||
Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание букв и. у. а после шипящих | ||||||
Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение : орфограммы | ||||||
Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений | ||||||
Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу | ||||||
Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Правописание букв ъ и ь (15 часов) | ||||||
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | ||||||
Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине | ||||||
Слова, в которых пишется и не пишется буква ь | ||||||
Правописание слов с буквосочетаниями чк., чн. чт, щи и буквой ь | ||||||
Звук [й] и его обозначение на письме | ||||||
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ? | ||||||
Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме | ||||||
Правописание слов с разделительным ъ | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Буквы безударных гласных в корне слова (12 часов) | ||||||
Развитие умений делить слово на елоги. определять количество слогов и ставить ударение Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов Обучение применению правила Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне Контрольные и проверочные работы «Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (13 часов) | ||||||
Оглушение звонких согласных: в конце слова | ||||||
Знакомство с новой орфограммой | ||||||
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в : конце слова | ||||||
Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
«Пишу правильно» (работа над ошибками) | ||||||
Развитие речи | ||||||
Повторение (21 час) | ||||||
Текст | ||||||
Предложение | Систематизировать изученный материал. представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) ; | |||||
Слово. Состав слова. Однокоренные слова | ||||||
Повторение и классификация изученных орфограмм | ||||||
Повторение изученного | ||||||
Контрольные и проверочные работы | ||||||
Развитие речи | ||||||
Развитие речи (осуществляется ежеурочно, а также на отдельных уроках русского языка при изучении программного материала) | Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Пользоваться словарем для уточнения и разъяснения лексического значения слов. Анализировать и строить предложения, словосочетания-. Составлять и записывать предложения, небольшие тексты (5-6 предложений). Писать свободные диктанты, изложения с предварительной подготовкой. | |||||
Каллиграфия (ежеурочно) | Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствовать навык письма в одну линейку. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||
№ урока в году | № | Название урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
урока в теме | ||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником " Русский язык" |
|
|
Раздел 1. СЛОВО (5 часов) | ||||
2 | 1 | Что мы знаем о слове?( Лексическое значение слова). Н.р.к Словарь удмуртского языка. | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Уметь слушать звучащее слово; производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова |
3 | 2 | Что мы знаем о слове?( Лексическое значение слова. Состав слова) Н.р.к. Работа со словарём удмуртского языка. . | Словари русского языка и их использование | Уметь наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов |
4 | 3 | Как устроен наш язык?. Н.р.к. Наблюдение над языком удмуртского народа.Сравнение с языком русскогонарода. | Наблюдение над прямым и переносным значением слова | Знать что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях |
5 | 4 | "Опасные места" в словах русского языка | Упражнение в написании слов и предложений | Уметь находить "Опасные места" в слове |
6 | 5 | "Опасные места" в словах русского языка. Обобщение по разделу "Слово" | Упражнение в написании слов и предложений | Знать пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости |
Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ЧАСОВ) | ||||
7 | 1 | Чем отличается предложение группы слов. Признаки предложения. | Различие слова, словосочетания и предложения | Уметь правильно оформлять предложения на письме |
8 | 2 | Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам | Отличие устной речи от письменной. Составление предложений по схемам | Знать признаки предложения. Уметь составлять предложения из слов, предложения на заданную тему |
9 | 3 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | Конструирование предложений из слов. Признаки предложения | Уметь оформлять предложения на письме: начало, конец, писать имена собственные |
10 | 4 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме. Н.р.к .Предложения из произведений удмуртских писателей. | Наблюдение за порядком слов в предложениях | Уметь составлять предложения на заданную тему и оформлять их на письме |
11 | 5 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение и соотносить их со схемами | Определение границ предложения на основе смысла интонации | Уметь оформлять предложение на письме, вписывать предложения, соотносить их со схемами |
12 | 6 | Конструирование предложений | Конструирование предложений из слов | Уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное |
13 | 7 | Знаки препинания в конце предложений | Оформление предложений на письме | Уметь оформлять предложения на письме; составлять предложения из слов |
14 | 8 | Административная входная контрольная работа(40 минут) | Упражнение в написании предложений | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления |
15 | 9 | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией. | Способы проверки слов. Конструирование предложений и слов | Уметь владеть способами проверки; графически обозначать выбор тех или иных написаний |
16 | 10 | Что мы знаем о предложение (Обобщение) | Упражнение в написании предложений | Знать различие предложений и слов. Уметь оформлять предложения на письме |
17 | 11 | Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1 по теме "Предложение"(40 минут) | Написание предложений, текста | Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу |
18 | 12 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Способы проверки слов. Выполнение работы над ошибками | Уметь находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки |
Раздел 3. ТЕКСТ (12 часов) | ||||
19 | 1 | Признаки текста. | Различение предложения и текста. Признаки текста. | Знать признаки предложения. Уметь отличать текст от группы предложений |
20 | 2 | Роль заглавия в тексте. Н.р.к. Озаглавливание текста об Удмуртии. | Признаки предложения. Упражнения в написании предложений | Уметь предполагать по заглавию и иллюстрации и ключевым словам содержание текста |
21 | 3 | Связь заглавия с главной мыслью текста | Главная мысль текста, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия | Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту |
22 | 4 | Заглавие текста. Основные признаки текста. | Понятие о тексте. Главная мысль | Уметь составлять текст, выполнять редактирование текста |
23 | 5 | Восстановление деформированного текста Л.Н. Толстой "Чиж" (40 минут) | Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст |
24 | 6 | Работа над ошибками. Озаглавливание текстов. | Способы проверки слов, исправление ошибок. | Уметь классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст |
25 | 7 | Конструирование текстов. | Конструирование предложений из слов | Знать структуру текста(вводная основная, концовка) |
26 | 8 | Конструирование текстов. Н.р.к. Текст о природе Удмуртии. | Конструирование предложений. Текст | Уметь добавлять отсутствующие части текста |
27 | 9 | Конструирование текстов, предложений. Н.р.к. Текст о коренных жителях Удмуртии. | Порядок слов в предложении. Признаки предложений | Уметь составлять "рассыпанный текст", подбирать заглавие |
28 | 10 | Признаки текста, его отличие от набора предложений. | Понятие о тексте. Главная мысль. Упражнение в составление текста | Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста; отвечать на вопросы к тексту после прочтения |
29 | 11 | Проверка знаний и умений по теме" Предложение. Текст". Проверочная работа №2 | Конструирование предложения из слов, порядок слов в предложении | Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и предложений |
30 | 12 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки |
Раздел 4. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?(7 часов) | ||||
31 | 1 | Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что? | Имя существительное( значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | Уметь ставить вопросы к словам-предметам. Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто? обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что?- неодушевленные |
32 | 2 | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы | Связь слов в предложении. Лексическое значение слов. | Знать как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов |
33 | 3 | Объединение слов в тематические группы | Особенности словоупотребеления, сочетаемости слов | Уметь создавать тематические группы слов, определять их название: правильно списывать слова |
34 | 4 | Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В.Чаплиной "Елка в лесу" (40 минут) | Тематические группы слов, восстановление деформированного текста. Установление связи между словами в предложениях. | Уметь точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом |
35 | 5 | Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов в предложении со словами отвечающими на вопросы кто? Что? | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм. Связь слов в предложении. | Уметь составлять сочетания слов по схемам; составить вопросы к словам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах |
36 | 6 | Развитие умения задавать вопросы кто? Что? к словам. Н.р.к. Работа со словарём удмуртского языка. | Урок закрепления изученного | Знать что такое диалог Уметь оформлять диалог на письме; проверять написанное |
37 | 7 | Развитие умения задавать вопросы кто? Что? К словам | Упражнение в постановке вопроса к словам. Лексическое значение слов. | Знать почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы Уметь объяснять выбор написаний в словах |
Раздел 5. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (11 часов) | ||||
38 | 1 | Наблюдение над словами- признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы | Имя прилагательное, значение и употребление | Уметь составить вопросы к словам-признакам. Знать определение части речи |
39 | 2 | Как связаны между собой слова-названия и слва-признаки | Согласование прилагательного с именем существительным | Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях |
40 | 3 | Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки | Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях | Уметь графически показывать связь слов: подбирать слова-признаки к словам-предметам |
41 | 4 | Связь слов-названий и слов-признаков | Особенности словоупотребеления, сочетаемости слов | Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов |
42 | 5 | Развитие умения находить в предложении слова отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? | Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? | Уметь находить в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков, ставить вопросы к словам в предложении |
43 | 6 | Упражнения в подборе слов-признаков | Упражнение в написании слов, словосочетаний, предложений | Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам, правильно произносить слова, выделять в них ударение |
44 | 7 | Упражнения в подборе слов-признаков | Слово, его значение, словосочетание. Упражнение в написании слов. | Уметь "раскрашивать" текст словами-признаками, видеть опасные места в словах |
45 | 8 | Обучающее изложение текста по вопросам "Снеговик" (40минут) | Изложение содержания прослушанного текста по вопросам | Уметь составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте; проверять написанное |
46 | 9 | Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме "Слова-названия и слова-признаки" | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки |
47 | 10 | Проверочная работа по теме"Слова-названия и слова-признаки" (40 минут) | Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? | Уметь подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? |
48 | 11 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Графическое обозначение орфограмм; проверка слов | Уметь подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? |
Раздел 6. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ( 5 часов) | ||||
49 | 1 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам | Глагол, значение и употребление. Упражнение в письме слов, предложений | Знать определение части речи. Уметь ставить вопросы к словам-действиям |
50 | 2 | Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета. Н.р.к. Работа со словарём. | Установление связи между словами в предложениях с помощью вопроса | Уметь ставить вопросы к словам-действиям; видеть опасные места в словах. Знать определение части речи |
51 | 3 | Развитие умения задавать вопросы к словам, находить пары в предложениях, пары слов, отвечающих на вопросы кто? Что делает? | Выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Упражнение в письме. | Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов |
52 | 4 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения | Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении | Уметь находить слова отвечающие на вопрос что сделал?; подбирать слова- действия |
53 | 5 | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения | Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении | Уметь находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать слова-предметы, слова-действия |
Раздел 7. СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 часов) | ||||
54 | 1 | Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении | Нахождение в предложении слов, | Уметь устанавливать с вязи между словам и в предложениях; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении |
55 | 2 | В предложении от слова к слову можно задать вопрос. | Установление связи слов в предложении | Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопросов |
56 | 3 | Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка» . (40 минут) | Изложение содержания прослушанного текста | Уметь устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы |
57 | 4 | Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении | Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм | Уметь редактировать текст; |
58 | 5 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | Наблюдение за порядком слов в | Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении |
59 | 6 | Конструирование предложений с опорой на вопросы. Н.р.кПредложения. | Конструирование предложений из слов. Графическое обозначение порядка слов | Уметь составлять предложения по схемам; правильно составлять графическую схему слов |
60 | 7 | Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» | Установление связи между словами в | Уметь составлять предложения по схемам и записывать |
61 | 8 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Графическое обозначение орфограмм | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки |
Раздел 8. СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС (9 часов) | ||||
62 | 1 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | Предлоги, союзы, их роль в речи | Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их |
63 | 2 | Сравнение слов- названий, слов- действий и слов- признаков со словами, которые выражают чувства | Слова, к которым нельзя задать вопрос –предлоги, союзы, их роль в речи | Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог |
64 | 3 | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Н.р.к. предлоги и их роль в удмуртском языке. | Упражнение в написании предлогов с другими словами | Знать правило написания предлогов с! другими словами. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги |
65 | 4 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение)(40 минут) | Создание простейшего текста по серии картинок и вопросам на тему | Знать признаки текста. Уметь передавать содержание картины, ; выделять части красной строкой; проверять написанное |
66 | 5 | Работа над ошибками. Упражнения в раздельном | Исправление ошибок на изученные правила | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки на изученные правила |
67 | 6 | Роль предлогов в предложении. | Слово и его значение. Упражнение в написании предложений | Знать роль предлогов в предложении. Уметь подбирать нужные предлоги к словам |
68 | 7 | Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов. | Раздельное написание предлогов. | Знать правило написания предлогов с другими словами. |
69 | 8 | Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос» | Слова, к которым нельзя задатьвопрос: предлоги, междометия | Знать правило о предлогах и их правописании.Уметь употреблять слова с нужными предлогами |
70 | 9 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Раздельное написание предлогов со словами | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки |
Раздел 9. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ (3 часа) | ||||
71 | 1 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов. | Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов | Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах; видеть опасные места в словах |
72 | 2 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. | Единообразное написание корня в | Уметь подбирать однокоренные слова: определять корень в словах |
73 | 3 | Упражнения в распознавании однокоренных слов. | Части слова. Распознавание однокоренных слов | Знать два признака однокоренных слов. |
Раздел 10. ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (4 часа) | ||||
74 | 1 | Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса. | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса) | 3нать определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов |
75 | 2 | Развитие умения находить в словах суффиксы. | Значение суффиксов. Образование | Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов Знать значение суффиксов -чик-. - онок-, |
76 | 3 | Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса» (40 минут). | Описание характерных признаков | Уметь составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи |
77 | 4 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание. | Признаки предложения. Установление | Знать алгоритм разбора слов по составу. |
Раздел 11. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (5 часов) | ||||
78 | 1 | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки. | Части слова. Значение приставки (простейшие примеры). образование слов с приставками | Знать значимые части слова.Уметь образовывать слова с помощью приставок; обращать внимание на особенности употребления слов |
79 | 2 | Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах. | Значение приставки (простейшие примеры). Наблюдение над ролью приставки в слове | Знать названия частей слова. |
80 | 3 | Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги. | Значение приставки (простейшие | Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок. |
81 | 4 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»(40 минут). | Выделение значимых частей слова | Уметь видеть опасные места в словах, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное |
82 | 5 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | Упражнение в написании предложений | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
Раздел 12. АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ (13 часов) | ||||
83 | 1 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей. | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии. Знать названия порядок букв русского алфавита |
84 | 2 | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. Н.р.к.Фамилии ,имена, отчества удмуртского народа. | Упражнение в написании отчеств людей | Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. |
85 | 3 | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. Н.р.к. Герои удмуртских сказок. | Употребление прописной буквы в | Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. |
86 | 4 | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. Н.р.к. Географические названия Удмуртии. | Употребление прописной буквы в названиях городов, сел | Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
87 | 5 | Большая буква в названиях рек и морей. Н.р.к. Географические названия Удмуртии. | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь без ошибок писать большую букву в названиях городов, сел |
88 | 6 | Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке. Н.р.к. Географические названия Удмуртии. | Употребление прописной буквы в | Уметь писать без ошибок прописную букву в названии рек и морей |
89 | 7 | Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы. | Употребление прописной буквы в имени | Уметь писать большую букву в географических назвниях; проверять написанное, сравнивая с образцом |
90 | 8 | Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы | Употребление прописной буквы в имени | Уметь читать тексты учебника, осмысливая их после чтения |
91 | 9 | Развитие речи. Сочинение по рисунку. (40 минут) | Создание небольшого текста | Уметь составлять небольшой текст (сочинение)по рисунку |
92 | 10 | Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь находить и исправлять |
93 | 11 | Проверочный диктант по теме «Написание большой буквы» (40 минут) | Употребление прописной буквы в имени собственном | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; писать большую букву в именах собственных |
94 | 12 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Употребление прописной буквы в имени собственном. | Уметь видеть опасные места в словах; графически объяснять выбор написаний в словах |
95 | 13 | Упражнения в правописаний имен собственных | Упражнение в написании слов. | Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая его с образцом |
Раздел 13. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЩА-ЩА, ЧУ, ЩУ (14 часов) | ||||
96 | 1 | Написание букв и, у, а после шипящих (повторение) | Правописание сочетаний жи-ши | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы |
97 | 2 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило | Знакомство сорфограммой: буква и после шипящих ж, ш | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы |
98 | 3 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниям и жи-ши. Графическое (обозначение | Упражнение в написании слов с | Знать изученные орфограммы: жи-ши. Уметь писать слова с изученными орфограммами |
99 | 4 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм | Графическое обозначение орфограммы жи-ши | Уметь видеть и писать слова с сочетаниям и жи-ши: графически обозначать данную орфограмму |
100 | 5 | Наблюдение за написанием буквосочетаний чаща | Правописание сочетаний ча-ща. | Знать орфограмму ча-ща. |
101 | 6 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений. | Знакомство с орфограммой: буква а после шипящих ч, щ | Знать орфограмму ча-ща. |
102 | 7 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений | Правописание сочетаний ча-ща. | Уметь писать слова с буквосочетаниями ча¬ща; находить и исправлять ошибки на изученные правила |
103 | 8 | Наблюдение за написанием буквосочетаний чу- щу. | Правописание сочетаний чу- щу | Знать орфограмму чу-щу |
104 | 9 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу | Правописание сочетаний чу-щу. | Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу; обозначать данную орфограмму графически |
105 | 10 | Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений | Правописание сочетаний чу-щу | Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
106 107 | 11 12 | Упражнение в 2 написании слов с буквами и, у, а после шипящих | Правописание сочетаний жи- ши ча-ща чу- щу | Уметь писать слова с 1 орфограммой жи-ши ча-ща, чу-щу; видеть опасные места в словах |
108 | 13 | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи- ши ча-ща, чу-щу». | Правописание сочетаний жи- ши ча-ща чу- щу | Знать изученные орфограммы: жи-ши ча-ща, чу-щу. |
109 | 14 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Упражнение в написании слов и | Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами |
Раздел 14 ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ (15 часов) | ||||
110 | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Упражнение в письме предложений | Уметь различать произношение и написание слов с буквой Ь. |
111 | 2 | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв в, ё, и, К. Я. H |
112 | 3 | Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова | Графическое обозначение орфограммы. Упражнение в написании слов с Ь на конце и в середине слов. | Уметь писать сочетания чк, чн в словах, |
113 | 4 | Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь | Нахождение в текстах слов, в которых пишется и не пишется буква Ь. | Уметь объяснить написание Ь в словах; писать слова с данной орфограммой |
114 | 5 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн | Правописание буквосочетаний чк-чн | Знать правило написания сочетаний чк-чн, щн. |
115 | 6 | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чк. чн, щн | Написание слов с буквосочетаниями ЧК, чн, щн | Уметь писать слова с (буквосочетаниями чк. чн. щн |
116 | 7 | Звук [й] и его обозначение на письме | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать правило написания разделительного Ь. |
117 | 8 | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь | Правописание слов с | Уметь писать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; обозначать графически данную орфограмму: правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
118 | 9 | Развитие умения писать слова с разделительным Ь | Употребление разделительно!' о Ь. | |
119 | 10 | Правописание слов с разделительным Ь и для обозначения мягкости согласных звуков на письме | Упражнение в написании слов с | Уметь писать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; обозначать графически данную орфограмму: правильно называть звуки в слове; |
120 | 11 | Упражнения в написании слов с Ь | ||
121 122 | 12 13 | Развитие умения писать слова с разделительным Ъ | Употребление разделительных ь и ъ | Уметь писать слова с разделительным Ъ; делить слова на части для переноса |
123 | 14 | Диктант по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут) | Употребление разделительных ь и ъ | Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
124 | 15 | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | Орфографические ошибки на изученные правила | Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами |
Раздел 15. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАССНЫЕ В КОРНЕ (12 ЧАСОВ) | ||||
125 | 1 | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение | Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги | Уметь различать произношение и написание: видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами |
126 | 2 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне | Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги | Уметь находить способ проверки написания слов; различать ударный и безударные слоги |
127 | 3 | Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах | Гласные ударные и безударные. Деление на слоги | Уметь писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов |
128 | 4 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов | Упражнение в в правописание безударных гласных | Уметь находить проверочное слово в группе однокоренных слов |
129 | 5 | Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы | Правописание безударных гласных. Упражнение в написании слов, | Знать графическое обозначение |
130 | 6 | Как надо действовать, чтобы правильно написать : безударную гласную в корне слова | Упражнение в правописании безударных гласных | Знать правило написания безударной гласной в корне слова. |
131 | 7 | Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне»(40 минут) | Правописание безударных гласных | Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
132 | 8 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне | Упражнение в правописании безударных гласных | Знать орфограмму: безударная гласная в корне слова. Уметь подбирать проверочное слово |
133 | 9 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне» (40 минут) | Правописание безударных гласных | Знать правило написания безударной гласной в корне слова. Уметь действовать согласно правилу |
134 | 10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Правописание безударных гласных в корне слова | Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
135 | 11 | Свободный диктант (40 минут) | Правописание безударных гласных | Уметь писать под диктовку текст из 30- 40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают |
136 | 12 | Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне»(в форме игры «Счастливый случай») | Упражнение в правописании безударных гласных. Орфография | Уметь применять правило написания безударной гласной в корне слова; видеть опасные места в словах |
Раздел 16. ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА (13 часов) | ||||
137 | 1 | Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова | Различение звонких и глухих согласных | Уметь различать произношение и написание звонких и глухих согласных |
138 | 2 | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм | Проверяемые согласные на конце слова | Уметь находить способ проверки написания слов; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
139 | 3 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой | Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных | Уметь писать слова с изученной орфограммой, объяснять выбор написания |
140 | 4 | Упражнение в подборе проверочных слов | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь подбирать проверочные слова: видеть опасные места в словах |
141 142 | 5 6 | Упражнение в написании парной согласной на конце слова | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова. |
143 | 7 | Свободный диктант (40 минут) | Правописание парных звонких и глухих согласных | Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова |
144 | 8 | Упражнение в написании слов с парной согласной на конце | Правописание | Уметь писать слова с изученной орфограммой; видеть в словах изученные орфограммы |
145 | 9 | Изложение на основе зрительного восприятия текста (40 минут) | Правописание парных звонких и глухих согласных | Уметь писать изложение на основе зрительного восприятия текста |
146 | 10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Проверяемые согласные на конце слова | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
147 | 11 | Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» | Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных | Знать признаки согласных звуков, пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости |
148 | 12 | Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»(40 минут) | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; самостоятельно выполнять работу над ошибками |
149 | 13 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Орфограмма: звонкие и глухие согласные на конце слова | |
Раздел 17. ПОВТОРЕНИЕ (21 час) | ||||
150 | 1 | Повторение по теме «Текст» | Понятие о тексте. Различение слова, | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; самостоятельно работать с текстом по заданию учителя(находить главную мысль, соотносить ее с заглавием |
151 | 2 | Повторение по теме « Предложение» | Главная мысль, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия | |
152 | 3 | Контрольное списывание(40 минут) | Признаки предложения. Определение | Знать признаки предложения и текста. Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая с образцом |
153 | 4 | Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова» | Выделение значимых частей слова | Уметь выделять значимые части слова; подбирать |
154 | 5 | Свободный диктант (40 минут) | Правописание слов с | Уметь писать словарные слова, определенные программой; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами |
155 156 | 6 7 | Повторение изученных орфограмм | Правописание безударных гласных | Знать изученные орфограммы. |
157 | 8 | Обучающее изложение (40 минут) | Изложение содержания прослушанного текста | Уметь составлять план и работать по плану |
158 | 9 | Работа над ошибками | Орфограммы: проверяемые и | Уметь анализировать |
159 | 10 | Итоговая контрольная работа. (40 минут) | Написание под диктовку текста на изученные орфограммы | Уметь писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают |
160 | 11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Правописание изученных орфограмм | Уметь писать слова с |
161 | 12 | Административная контрольная работа. (40 минут) | Написание под диктовку текста | Уметь писать под диктовку текст из 30- 40 слов |
162 | 13 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Правописание изученных орфограмм | Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
163-169 | 14 | Резервные уроки (безударные гласные в корне слова) | Практическая отработка изученных | Уметь применять правило написания безударных гласных в корне слова |
170 | 15 | Заключительный урок | Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение и обобщение | Уметь писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными, различать приставки и предлоги |
Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения
Список литературы для обучающихся, учебники:
- Р.Н. Бунеев. Е.В.Бунеева. О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
- «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс». 2012.
Методические пособия для учителя:
- «Русский язык. 1 и 2 классы». Методические рекомендации для учителя. /Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. М.А.Яковлева и др.. - М.: «Баласс». 2010;
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4)./ Л.Ю.Комиссарова ,
Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева и др. - - М.: «Баласс». 2012;
- «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го класса. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс». 2012.
Электронные пособия:
- «Русский язык. Универсальное мультимедийное пособие. 2 класс» (к учебнику Р.Н. Бунеева "Русский язык. 2 класс") | - Волгоград, «Экзамен», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программы по предметам по системе "Школа - 2100", 3 класс
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, риторике, информатике....
Рабочая программа по предметам для 2 класса "Школа 2100"
Хочу предложить рабочую программу для 2 класса. Математика Петерсон....
Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...
Рабочая программа отдельных предметов по образовательной системе "Школа 2100" 1 класс
Материал содержит текст рабочей программы начального общего образования ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), составленной в соответс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...
Рабочие программы по предметам за 4 класс по ОС "Школа 2100"
Размещены программы по предметам по русскому языку, математике, окр. миру, изо (По Шпикалову), технологии (по Шпикалову, 68 часов), информатике (3 класс)...
рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Школа 2100"
Модифицорованные рабочие программы по предметам разработаны на основе авторских программ и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...