Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Дорощенко Екатерина Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2_klass_2100.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

школьного методического объединения

Протокол №

«     »                                  2014г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №

«     »                                  2014 г.

Утверждено руководителем ОУ

                   Л.П.Шеронова

Приказ №               от ___________________2014 г.

Рабочая программа по Русскому языку

2 класс

Составитель:

Дорощенко Екатерина Леонидовна

Учитель начальных классов

Сигаево,

2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том,  чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100...».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Образовательная система «Школа 2100...» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются: Р.Н. Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);

Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих

практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к        нему, осознания его
  • красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной        культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;          
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

Принципы, лежащие в основе построения программы.

 Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);

 Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);

 Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру.

Специфика программы.

Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том. что:

  • основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала: формирование у детей чувства языка;
  • предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
  • введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
  • сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
  • состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса:
  • усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
  • изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;

Основные содержательные линии курса.

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • развитие речи;
  • каллиграфия;

Виды и формы организации учебного процесса.

Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: проверочная работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий  :        математических понятий, алгоритмов и др.

Виды контроля.

самоконтроль — при введении нового материала.

 взаимоконтроль — в процессе его отработки.

 рубежный контроль — при проведении проверочных работ.

 итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант. КИМЫ, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2012.

  • на написание контрольных диктантов - 3 ч:
  • написание проверочных диктантов -5 ч:
  • проведение контрольных списываний - 1 ч;
  • проведение проверочных списываний -2 ч:
  • написание проверочных работ -8 ч;
  • написание свободных диктантов - 3 ч;
  • написание сочинений - 1 ч;
  • написание изложений - 2 ч.

. Описание места учебного предмета,курса в учебном плане

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 170 часов в год. по 5 ч. в неделю. Изучается в течение 34 учебных недель. Введён н.р.к. по темам : Слово-3 часа, Предложение-1 час, Текст-3 часа,СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?-1 час, Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

какие?-1 час, СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?-1 час, связь слов в предложении -1 час, Слова ,к которым нельзя задать вопрос -1 час, Алфавит,написание большой буквы в словах-5 часов,

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать  текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом:
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами:
  • безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, парод, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок: видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова:
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему.

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных 1 действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;        |
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях): в словаре:
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста):
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст:
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Содержание учебного предмета,курса

2-й класс 170 ч (5 часов в неделю)

Слово (введение). (6 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение. (12ч)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией: слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (12 ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу: по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово ( ч)

         Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов е другими словами (орфограмма-пробел): умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

 Наблюдение над лексическим значением слова, над тем. что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

         Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок. ик. ушк. юшк. онок. ёнок. ат, яг. гель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел. улетел, придете;) и т.п.). наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов е. на. за. до. по. про. от и т.п.

 Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

 Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й] после согласных перед гласными: место после мягкого согласно о. после звуков и букв ж. ш. ч. щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами: буквы и у. а   после букв шипящих ж. ш. ч.

обозначение мягкости согласных на письме с  помощью букв е, ё. и, ю, я:

ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк. чн в словах; ь и ъ разделительные;

буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Повторение. (21 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: обогащение словарного запаса детей количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов):

развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний):

развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5 6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                    Содержание курса                                                                 Характеристика деятельности обучающихся

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

Познакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и г.д.).

Слово (введение) 6 часов

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по ею лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова: звуковой и буквенный состав; грамматические признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П)

Находить опасные места в словах.

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.),

Как устроен наш язык?

Синонимы. Антонимы

Обобщение. Проверочное списывание

Предложение (12 часов)

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

Признаки предложения

Составление предложений по схемам

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме и соотносить их со схемой

Конструирование предложений

Знаки препинания в конце предложения

Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Текст (12 часов)

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы

Признаки текста

Тема текста. Основная мысль текста. Заглавие.

Опорные слова в тексте

План текста

Типы текстов

Конструирование текстов работы

 Контрольные и проверочные работы «Пишу правильно» (работа над ошибками)

   Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (7 часов)

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлённые и  неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

Какие слона отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

   Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

Прямое и переносное значение слова

Объединение слов в тематические группы

    Конструирование сочетаний слов и предложений

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

Контрольные и проверочные работы

Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

какие? (11 часов)

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

 Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?., какой? кто?., что делает?..)Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы

Как связаны между собой слова-названия предметов и ; слова-названия признаков

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?..

Контрольные и проверочные работы

 «Пишу правильно» (работа над ошибками)

    Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делает?

что сделал? (5 часов)

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета,       Развитие умения ставить к ним вопросы

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

Связь слов в предложении (8 часов)

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

Конструирование предложений из слов е опорой на вопросы

Слова, к которым нельзя задать вопрос (9 часов)

; Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства

Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с ; другими словами

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Части слова. Корень (3 часа)

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на. по. за. под и т.д.). (П)

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов Распознавание однокоренных слов

Развитие речи

Суффикс (4 часа)

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса

Развитие умения находить в словах суффиксы

Разбор слова по составу. Проверочное списывание

Развитие речи

Приставка (5 часов)

Роль приставки в слове. Определение приставки

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие : умения различать приставки и предлоги

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Алфавит. Написание большой буквы в словах (13 часов)

Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных,

Закрепление знания порядка букв русского алфавита

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл. рек. Запись этих слов в алфавитном порядке

Написание слов типа орёл и Орёл Упражнения в правописании имен собственных

географических названиях.

Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму{нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно». Работа над ошибками

Развитие речи

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (14 часов)

Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы- буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой.

Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [и'], [ж], [ш]. [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь. ъ. е, ё. ю. я.

Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после: предварительной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание букв и. у. а после шипящих

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение : орфограммы

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Правописание букв ъ и ь (15 часов)

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

Правописание слов с буквосочетаниями чк., чн. чт, щи и буквой ь

Звук [й] и его обозначение на письме

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ?

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме

Правописание слов с разделительным ъ

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Буквы безударных гласных в корне слова (12 часов)

Развитие умений делить слово на елоги. определять количество слогов и ставить ударение

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов Обучение применению правила

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне

Контрольные и проверочные работы «Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (13 часов)

Оглушение звонких согласных: в конце слова

Знакомство с новой орфограммой

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в : конце слова

Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками)

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Повторение (21 час)

Текст

Предложение

Систематизировать изученный материал. представлять его в виде  таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) ;

Слово. Состав слова. Однокоренные слова

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторение изученного

Контрольные и проверочные работы

Развитие речи

Развитие речи (осуществляется ежеурочно, а также на отдельных уроках русского языка при изучении программного

материала)

Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Пользоваться словарем для уточнения и разъяснения лексического  значения слов.

 Анализировать и строить предложения, словосочетания-.

Составлять и записывать предложения, небольшие тексты (5-6 предложений).

Писать свободные диктанты, изложения с предварительной  подготовкой.

Каллиграфия (ежеурочно)

Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических

навыков письма.

                Совершенствовать навык письма в одну линейку.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в году

Название урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

урока в теме

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником " Русский язык"

 

 

Раздел 1. СЛОВО (5 часов)

2

1

Что мы знаем о слове?( Лексическое значение слова).

Н.р.к Словарь удмуртского языка.

Слово и его значение. Использование словарей русского языка

Уметь слушать звучащее слово; производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова

3

2

Что мы знаем о слове?( Лексическое значение слова. Состав слова)

Н.р.к. Работа со словарём удмуртского языка.

.

Словари русского языка и их использование

Уметь наблюдать за лексическим значением слова; анализировать состав слов

4

3

Как устроен наш язык?.

Н.р.к. Наблюдение над языком удмуртского народа.Сравнение с языком русскогонарода.

Наблюдение над прямым и переносным значением слова

Знать что слово может иметь несколько значений, может употребляться в прямом и переносном значениях

5

4

"Опасные места" в словах русского языка

Упражнение в написании слов и предложений

Уметь находить "Опасные места" в слове

6

5

"Опасные места" в словах русского языка. Обобщение по разделу "Слово"

Упражнение в написании слов и предложений

Знать пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости

Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ЧАСОВ)

7

1

Чем отличается предложение группы слов. Признаки предложения.

Различие слова, словосочетания и предложения

Уметь правильно оформлять предложения на письме

8

2

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам

Отличие устной речи от письменной. Составление предложений по схемам

Знать признаки предложения. Уметь составлять предложения из слов, предложения на  заданную тему

9

3

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

Конструирование предложений из слов. Признаки предложения

Уметь оформлять предложения на письме: начало, конец, писать имена собственные

10

4

Развитие умения  правильно списывать и оформлять предложение на письме.

Н.р.к .Предложения из произведений удмуртских писателей.

Наблюдение за порядком слов в предложениях

Уметь составлять предложения на заданную тему и оформлять их на письме

11

5

Развитие умения  правильно списывать и оформлять предложение и соотносить их со схемами

Определение границ предложения на основе смысла интонации

Уметь оформлять предложение на письме, вписывать предложения, соотносить их со схемами

12

6

Конструирование предложений

Конструирование предложений из слов

Уметь правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное

13

7

Знаки препинания в конце предложений

Оформление предложений на письме

Уметь оформлять предложения на письме; составлять предложения из слов

14

8

Административная входная контрольная работа(40 минут)

Упражнение в написании предложений

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления

15

9

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

Способы проверки слов. Конструирование предложений и слов

Уметь владеть способами проверки; графически обозначать выбор тех или иных написаний

16

10

Что мы знаем о предложение (Обобщение)

Упражнение в написании предложений

Знать различие предложений и слов.                                                          Уметь оформлять предложения на письме

17

11

Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1 по теме "Предложение"(40 минут)

Написание предложений, текста

Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу

18

12

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Способы проверки слов. Выполнение работы над ошибками

Уметь находить и исправлять ошибки, владеть способами проверки

Раздел 3. ТЕКСТ (12 часов)

19

1

Признаки текста.

Различение предложения и текста. Признаки текста.

Знать признаки предложения. Уметь отличать текст от группы предложений

20

2

Роль заглавия в тексте.

Н.р.к. Озаглавливание текста об Удмуртии.

Признаки предложения. Упражнения в написании предложений

Уметь предполагать по заглавию и иллюстрации и ключевым словам содержание текста

21

3

Связь  заглавия с главной мыслью текста

Главная мысль текста, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия

Уметь отвечать на вопросы по ходу чтения и на вопросы после чтения, выбирать подходящее заглавие к тексту

22

4

Заглавие  текста. Основные  признаки текста.

Понятие о тексте. Главная мысль

Уметь составлять текст, выполнять редактирование текста

23

5

Восстановление  деформированного текста  Л.Н. Толстой "Чиж" (40 минут)

Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, письменно оформлять текст

24

6

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов.

Способы проверки слов, исправление ошибок.

Уметь классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст

25

7

Конструирование текстов.

Конструирование предложений из слов

Знать структуру текста(вводная основная, концовка)

26

8

Конструирование текстов.

Н.р.к. Текст о природе Удмуртии.

Конструирование предложений. Текст

Уметь добавлять отсутствующие части текста

27

9

Конструирование текстов, предложений.

Н.р.к. Текст о коренных жителях Удмуртии.

Порядок слов в предложении. Признаки предложений

Уметь составлять "рассыпанный текст", подбирать заглавие

28

10

Признаки текста, его отличие от набора предложений.

Понятие о тексте. Главная мысль. Упражнение в составление текста

Уметь подбирать заглавие в соответствии с главной мыслью текста; отвечать на вопросы к тексту после прочтения

29

11

Проверка знаний и умений по теме" Предложение. Текст". Проверочная работа №2

Конструирование предложения из слов, порядок слов в предложении

Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и предложений

30

12

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм

Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки

Раздел 4. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?(7 часов)

31

1

Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

Имя существительное( значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Уметь ставить вопросы к словам-предметам.                                             Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто? обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что?- неодушевленные

32

2

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

Связь слов в предложении. Лексическое значение слов.

Знать как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов

33

3

Объединение слов в тематические группы

Особенности словоупотребеления, сочетаемости слов

Уметь создавать тематические группы слов, определять их название: правильно списывать слова

34

4

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В.Чаплиной "Елка в лесу" (40 минут)

Тематические группы слов, восстановление деформированного текста. Установление связи между словами в предложениях.

Уметь точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста; проверять написанное, сравнивая с образцом

35

5

Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов в предложении со словами отвечающими на вопросы кто? Что?

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм. Связь слов в предложении.

Уметь составлять сочетания слов по схемам; составить вопросы к словам; видеть опасные места и изученные орфограммы в словах

36

6

Развитие умения задавать вопросы кто? Что? к словам.

Н.р.к. Работа со словарём удмуртского языка.

Урок закрепления изученного

Знать что такое диалог                                                Уметь оформлять диалог на письме; проверять написанное                                                                                                              

37

7

Развитие умения задавать вопросы кто? Что? К словам

Упражнение в постановке вопроса  к словам. Лексическое значение  слов.

Знать почему одинаковые слова пишутся с большой и маленькой буквы                                                     Уметь объяснять выбор написаний в словах                                                                                                  

Раздел 5. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (11 часов)

38

1

Наблюдение над словами- признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

Имя прилагательное, значение и употребление

Уметь составить вопросы к словам-признакам.                                                Знать определение части речи

39

2

Как связаны между собой слова-названия и слва-признаки

Согласование прилагательного с именем существительным

Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях

40

3

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях

Уметь графически показывать связь слов: подбирать слова-признаки к словам-предметам

41

4

Связь слов-названий и слов-признаков

Особенности словоупотребеления, сочетаемости слов

Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов

42

5

Развитие умения находить в предложении слова отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Уметь находить в предложении сочетание слов-предметов и слов-признаков, ставить вопросы к словам в предложении

43

6

Упражнения в подборе слов-признаков

Упражнение в написании слов, словосочетаний, предложений

Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам, правильно произносить слова, выделять в них ударение

44

7

Упражнения в подборе слов-признаков

Слово, его значение, словосочетание. Упражнение в написании слов.

Уметь "раскрашивать" текст словами-признаками, видеть опасные места в словах

45

8

Обучающее изложение текста  по вопросам "Снеговик" (40минут)

Изложение содержания прослушанного текста по вопросам

Уметь составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте; проверять написанное

46

9

Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме "Слова-названия и слова-признаки"

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм

Уметь редактировать текст, ставить вопросы к словам в предложении; классифицировать и исправлять ошибки

47

10

Проверочная работа по теме"Слова-названия и слова-признаки" (40 минут)

Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Уметь подбирать  слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

48

11

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Графическое обозначение орфограмм; проверка слов

Уметь подбирать  слова, отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Раздел 6. СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТОДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ( 5 часов)

49

1

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

Глагол, значение и употребление. Упражнение в письме слов, предложений

Знать определение части речи.                                    Уметь ставить вопросы к словам-действиям

50

2

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета.

Н.р.к. Работа со словарём.

Установление связи между словами в предложениях с помощью вопроса

Уметь ставить вопросы к словам-действиям; видеть опасные места в словах.                                                         Знать определение части речи

51

3

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить пары в предложениях, пары слов, отвечающих на вопросы кто? Что делает?

Выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса. Упражнение в письме.

Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов

52

4

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении

Уметь находить слова отвечающие на вопрос что сделал?; подбирать слова- действия

53

5

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении

Уметь находить грамматическую основу; анализировать и кратко характеризовать  слова-предметы, слова-действия

Раздел 7.  СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (8 часов)

54

1

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

Нахождение в предложении слов,
составляющих его грамматическую основу

Уметь устанавливать с вязи между словам и в предложениях; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении

55

2

В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

Установление связи слов в предложении

Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопросов

56

3

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка»    .           (40 минут)

Изложение содержания прослушанного текста

Уметь устанавливать связь предложений в тексте, употреблять синонимы

57

4

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Способы проверки слов, графическое обозначение орфограмм

Уметь редактировать текст;
классифицировать и исправлять ошибки, графически обозначать орфограммы

58

5

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Наблюдение за порядком слов в
предложении. Запись предложений

Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении

59

6

Конструирование предложений с опорой на вопросы.

Н.р.кПредложения.

Конструирование предложений из слов. Графическое обозначение порядка слов

Уметь составлять предложения по схемам; правильно составлять графическую схему слов

60

7

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»

Установление связи между словами в

Уметь составлять предложения по схемам и записывать

61

8

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Графическое обозначение орфограмм

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки

Раздел 8. СЛОВА, К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС (9 часов)

62

1

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

Предлоги, союзы, их роль в речи

Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их

63

2

Сравнение слов- названий, слов- действий и слов- признаков со словами, которые выражают чувства

Слова, к которым нельзя задать вопрос –предлоги, союзы, их роль в речи

Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог

64

3

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Н.р.к. предлоги и их роль в удмуртском языке.

Упражнение в написании предлогов с другими словами

Знать правило написания предлогов с! другими словами. Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

65

4

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение)(40 минут)

Создание простейшего текста по серии картинок и вопросам на тему

Знать признаки текста.                      Уметь передавать содержание картины, ; выделять части красной строкой; проверять написанное

66

5

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном

Исправление ошибок на изученные правила

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки на  изученные правила

67

6

Роль предлогов в предложении.

Слово и его значение. Упражнение в написании предложений

Знать роль предлогов в предложении.                                                        Уметь подбирать нужные предлоги к словам

68

7

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов.

Раздельное написание предлогов.
Графическое обозначение орфограммы -пробел

Знать правило написания предлогов с другими словами.
Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги

69

8

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

Слова, к которым нельзя задатьвопрос: предлоги, междометия

Знать правило о предлогах и их правописании.Уметь употреблять слова с нужными предлогами

70

9

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Раздельное написание предлогов со словами

Уметь находить, анализировать и  исправлять ошибки

Раздел 9. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ (3 часа)

71

1

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов.

Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов

Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах; видеть опасные места в словах

72

2

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

Единообразное написание корня в
одно коренных словах

Уметь подбирать однокоренные    слова: определять корень в словах

73

3

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Части слова. Распознавание однокоренных слов

Знать два признака однокоренных слов.

Раздел 10. ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС (4 часа)

74

1

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)

3нать определение суффикса, его графическое обозначение; образовывать слова с помощью суффиксов

75

2

Развитие умения находить в словах суффиксы.

Значение суффиксов. Образование
уменьшитльно-ласкательных суффиксов

Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов Знать значение суффиксов -чик-. - онок-,
-ёнок- -aт-, -ят-

76

3

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме  «Лиса» (40 минут).

Описание характерных признаков
лисьи употребление в устной и
письменной речи слов-признаков.
слов-действий.

Уметь составлять текст по вопросам, точно употреблять слова в речи

77

4

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание.

Признаки предложения. Установление
связи между словами

Знать алгоритм разбора слов по составу.
Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки; правильно, . каллиграфически списывать текст, выделять «опасные места»; выполнять разбор слов по составу

Раздел 11. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (5 часов)

78

1

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.

Части слова. Значение  приставки (простейшие примеры).  образование слов с приставками

Знать значимые части  слова.Уметь образовывать слова с помощью приставок; обращать внимание на особенности употребления слов

79

2

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах.

Значение приставки (простейшие примеры). Наблюдение над ролью приставки в слове

Знать названия частей слова.
Уметь анализировать состав слова; правильно писать слова, предложения, текст

80

3

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги.

Значение приставки (простейшие
примеры). Различение предлогов
и приставок

Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок.
Уметь различать одинаковые по написанию приставки и предлоги

81

4

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»(40 минут).

Выделение значимых частей слова
(корня, приставки, суффикса)

Уметь видеть опасные места в словах, правильно списывать слова, предложения, проверять написанное

82

5

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Упражнение в написании  предложений

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Раздел 12. АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ (13 часов)

83

1

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей.

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии. Знать названия порядок букв русского алфавита

84

2

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.

Н.р.к.Фамилии ,имена, отчества удмуртского народа.

Упражнение в написании отчеств людей

Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.
географических названиях

85

3

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.

Н.р.к. Герои удмуртских сказок.

Употребление прописной буквы в
именах сказочных героев

Уметь писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.
географических названиях

86

4

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень.

Н.р.к. Географические названия Удмуртии.

Употребление прописной буквы в названиях городов, сел

Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

87

5

Большая буква в названиях рек и морей.

Н.р.к. Географические названия Удмуртии.

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь без ошибок писать большую букву в названиях городов, сел

88

6

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке.

Н.р.к. Географические названия Удмуртии.

Употребление прописной буквы в
географических названиях. Запись слов в алфавитном порядке

Уметь писать без ошибок прописную букву в названии рек и морей

89

7

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы.

Употребление прописной буквы в имени

Уметь писать большую букву в географических назвниях; проверять написанное, сравнивая с образцом

90

8

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

Употребление прописной буквы в имени

Уметь читать тексты учебника, осмысливая их после чтения

91

9

Развитие речи. Сочинение по рисунку.         (40 минут)

Создание небольшого текста

Уметь составлять небольшой текст (сочинение)по рисунку

92

10

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь находить и исправлять
орфографические ошибки на изученные

93

11

Проверочный диктант  по теме «Написание большой буквы»                                                            (40 минут)

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь видеть в словах изученные орфограммы; писать большую букву в именах собственных

94

12

«Пишу правильно» (работа над              ошибками)

Употребление прописной буквы в имени собственном.

Уметь видеть опасные места в словах; графически объяснять выбор написаний в словах

95

13

Упражнения в правописаний имен собственных

Упражнение в написании слов.
предложений

Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая его с образцом

Раздел 13. ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЩА-ЩА, ЧУ, ЩУ (14 часов)

96

1

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение)

Правописание сочетаний жи-ши

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы

97

2

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

Знакомство сорфограммой: буква и после шипящих ж, ш

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; видеть и объяснять «опасные места» в словах, изученные орфограммы

98

3

Упражнение в написании слов с буквосочетаниям и жи-ши. Графическое (обозначение
орфограмм

Упражнение в написании слов с
буквосочетаниям и жи-ши

Знать изученные орфограммы: жи-ши. Уметь писать слова с изученными орфограммами

99

4

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши.                             Графическое обозначение орфограмм

Графическое обозначение орфограммы жи-ши

Уметь видеть и писать слова с сочетаниям и жи-ши: графически обозначать данную орфограмму

100

5

Наблюдение за написанием буквосочетаний чаща

Правописание сочетаний ча-ща.

Знать орфограмму ча-ща.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща; обозначать данную орфограмму графически

101

6

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений.

Знакомство с орфограммой: буква а после шипящих ч, щ

Знать орфограмму ча-ща.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща; обозначать данную орфограмму графически

102

7

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

Правописание сочетаний ча-ща.
Упражнение в написании слов

Уметь писать слова с буквосочетаниями ча¬ща; находить и исправлять ошибки на изученные правила

103

8

Наблюдение за  написанием буквосочетаний чу- щу.

Правописание сочетаний чу- щу

Знать орфограмму чу-щу
Уметь писать слова с данной орфограммой

104

9

Упражнение в  написании слов с буквосочетаниями чу-щу

Правописание сочетаний чу-щу.
Упражнение в написании слов

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу; обозначать данную орфограмму графически

105

10

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений

Правописание сочетаний чу-щу

Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

106                                                           107

11                                      12

Упражнение в 2 написании слов с буквами и, у, а после шипящих

Правописание сочетаний жи- ши ча-ща чу- щу

Уметь писать слова с 1 орфограммой жи-ши ча-ща, чу-щу; видеть опасные места в словах

108

13

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи- ши ча-ща, чу-щу».
(40 минут)

Правописание сочетаний жи- ши ча-ща чу- щу

Знать изученные орфограммы: жи-ши ча-ща, чу-щу.
Уметь применить знания при написании диктанта

109

14

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Упражнение в написании слов и
предложений

Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами

Раздел 14 ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ (15 часов)

110

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Упражнение в письме предложений

Уметь различать произношение и написание слов с буквой Ь.
Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и. ю. я. ь

111

2

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью букв в, ё, и, К. Я. H

112

3

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

Графическое обозначение орфограммы. Упражнение в написании слов с Ь на конце и в середине слов.

Уметь писать сочетания чк, чн в словах,
Ь для обозначения мягкости на конце слова и в середине слова

113

4

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь

Нахождение в текстах слов, в которых пишется и не пишется буква Ь.

Уметь объяснить написание Ь в словах; писать слова с данной  орфограммой

114

5

Правописание слов с  буквосочетаниями чк, чн, щн

Правописание буквосочетаний чк-чн

Знать правило написания сочетаний чк-чн, щн.
Уметь писать буквосочетания чк-чн

115

6

 Упражнение в  написании слов с  буквосочетаниями чк. чн, щн

Написание слов с буквосочетаниями ЧК, чн, щн

Уметь писать слова с (буквосочетаниями чк. чн. щн

116

7

Звук [й] и его  обозначение на письме

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать правило написания разделительного Ь.

117

8

Разделительный Ь.                               Правописание слов с разделительным Ь

Правописание слов с
разделительным Ь.

Уметь писать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; обозначать графически данную орфограмму: правильно называть звуки в слове; объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

118

9

Развитие умения  писать слова с разделительным Ь

Употребление разделительно!' о Ь.

119

10

Правописание слов  с разделительным Ь и для обозначения мягкости согласных  звуков на письме

Упражнение в написании слов с
разделительным Ь и с Ь для
обозначения мягкости согласных
звуков на письме

Уметь писать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме; обозначать графически данную орфограмму: правильно называть звуки в слове;

120

11

Упражнения в  написании слов с Ь

121                                                         122

12                                           13

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ

Употребление разделительных ь и ъ

Уметь писать слова с разделительным Ъ; делить слова на части для переноса

123

14

Диктант  по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут)

Употребление разделительных ь и ъ

Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

124

15

"Пишу правильно" (работа над ошибками)

Орфографические ошибки на изученные правила

Уметь выполнять работу над ошибками в словах с изученными орфограммами

Раздел 15. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАССНЫЕ В КОРНЕ (12 ЧАСОВ)

125

1

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги

Уметь различать произношение и написание: видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами

126

2

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги

Уметь находить способ проверки написания слов; различать ударный и безударные слоги

127

3

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

Гласные ударные и безударные. Деление на слоги

Уметь писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов

128

4

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Упражнение в в правописание безударных гласных

Уметь находить проверочное слово в группе однокоренных слов

129

5

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов.  Графическое обозначение орфограммы

Правописание безударных гласных. Упражнение в написании слов,
предложений

Знать графическое обозначение
орфограмм.

130

6

Как надо  действовать, чтобы правильно написать : безударную гласную  в корне слова

Упражнение в правописании безударных гласных

Знать правило написания безударной гласной в корне слова.

131

7

Проверочная работа  по теме «Безударные гласные в корне»(40 минут)

Правописание безударных гласных

Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

132

8

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

Упражнение в правописании безударных гласных

Знать орфограмму: безударная гласная в корне слова. Уметь подбирать проверочное слово

133

9

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне» (40 минут)

Правописание безударных гласных

Знать правило написания безударной гласной в корне слова. Уметь действовать согласно правилу

134

10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Правописание безударных гласных в корне слова

Уметь графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

135

11

Свободный диктант (40 минут)

Правописание безударных гласных

Уметь писать под диктовку текст из 30- 40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

136

12

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне»(в форме игры «Счастливый случай»)

Упражнение в правописании безударных гласных. Орфография

Уметь применять правило написания безударной гласной в корне слова; видеть опасные места в словах

Раздел 16. ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА (13 часов)

137

1

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

Различение звонких и глухих согласных

Уметь различать произношение и написание звонких и глухих согласных

138

2

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм

Проверяемые согласные на конце слова

Уметь находить способ проверки написания слов; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

139

3

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных

Уметь писать слова с изученной орфограммой, объяснять выбор написания

140

4

Упражнение в подборе проверочных слов

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь подбирать проверочные слова: видеть опасные места в словах

141         142

5                        6

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова.

143

7

Свободный диктант (40 минут)

Правописание парных звонких и глухих согласных

 Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова

144

8

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце

Правописание

Уметь писать слова с изученной орфограммой; видеть в словах изученные орфограммы

145

9

Изложение на основе зрительного восприятия текста (40 минут)

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь писать изложение на основе зрительного восприятия текста

146

10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Проверяемые согласные на конце слова

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

147

11

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных

Знать признаки согласных звуков, пары согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости

148

12

Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»(40 минут)

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; самостоятельно выполнять работу над ошибками

149

13

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Орфограмма: звонкие и глухие согласные на конце слова

Раздел 17. ПОВТОРЕНИЕ (21 час)

150

1

Повторение по теме «Текст»

Понятие о тексте. Различение слова,
словосочетания и предложения.

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии; самостоятельно работать с текстом по заданию учителя(находить главную мысль, соотносить ее с заглавием

151

2

Повторение по теме « Предложение»

Главная мысль, соотнесение ее с заглавием. Выбор заглавия

152

3

Контрольное списывание(40 минут)

Признаки предложения. Определение
границ предложений на основе смысла

Знать признаки предложения и текста. Уметь правильно списывать текст, проверять написанное, сравнивая с образцом

153

4

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова»

Выделение значимых частей слова
(корня, приставки, суффикса)

Уметь выделять значимые части слова; подбирать
однокоренные слова, обращать внимание на особенности употребления слов

154

5

Свободный диктант (40 минут)

 Правописание слов с
непроверяемым и написаниями, определенными программой

Уметь писать словарные слова, определенные программой; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами

155                         156

6                  7

Повторение изученных орфограмм

Правописание безударных гласных

Знать изученные орфограммы.
Уметь писать слова с
изученными
орфограммами

157

8

Обучающее изложение (40 минут)

Изложение содержания прослушанного текста

Уметь составлять план и работать по плану

158

9

Работа над ошибками

Орфограммы: проверяемые и
непроверяемые безударные
гласные в корне слова

Уметь анализировать
собственные ошибки.
Графически обозначать орфограмму

159

10

Итоговая контрольная работа. (40 минут)

Написание под диктовку текста на изученные орфограммы

Уметь писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают

160

11

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Правописание изученных орфограмм

Уметь писать слова с
изученными
орфограммами

161

12

Административная контрольная работа. (40 минут)

Написание под диктовку текста

Уметь писать под диктовку текст из 30- 40 слов

162

13

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Правописание изученных орфограмм

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

163-169

14

Резервные уроки (безударные гласные в корне слова)

Практическая отработка изученных
орфограмм

Уметь применять правило написания безударных гласных в корне слова

170

15

Заключительный урок

Различные виды игровой деятельности и формы работы на повторение и обобщение

Уметь писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными, различать приставки и предлоги

Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения

Список литературы для обучающихся, учебники:

  1. Р.Н. Бунеев. Е.В.Бунеева. О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  2. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс». 2012.

Методические пособия для учителя:

  1. «Русский язык. 1 и 2 классы».         Методические         рекомендации        для учителя. /Е.В.Бунеева,        Л.Ю.Комиссарова.  М.А.Яковлева и др.. - М.: «Баласс».        2010;
  2. Дидактический материал (упражнения) к         учебнику        «Русский        язык» для        2-го класса        (1-4)./ Л.Ю.Комиссарова        ,

Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева и др. - - М.: «Баласс». 2012;

  1. «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го класса. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс». 2012.

Электронные пособия:

  1. «Русский язык. Универсальное мультимедийное пособие. 2 класс» (к учебнику Р.Н. Бунеева "Русский язык. 2 класс") |        - Волгоград, «Экзамен», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по предметам по системе "Школа - 2100", 3 класс

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, риторике, информатике....

Рабочая программа по предметам для 2 класса "Школа 2100"

Хочу предложить рабочую программу для 2 класса. Математика Петерсон....

Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...

Рабочая программа отдельных предметов по образовательной системе "Школа 2100" 1 класс

Материал содержит текст рабочей программы начального общего образования ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), составленной в соответс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...

Рабочие программы по предметам за 4 класс по ОС "Школа 2100"

Размещены программы по предметам по русскому языку, математике, окр. миру, изо (По Шпикалову), технологии (по Шпикалову, 68 часов), информатике (3 класс)...

рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Школа 2100"

Модифицорованные рабочие программы по предметам разработаны на основе авторских программ и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...