Рабочая программа по предметам 2 класс "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа 2100" 2014-2015 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass_antropovao.n.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сигаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
Протокол №
« » 2014 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №
« » 2014 г.
Утверждено руководителем ОУ
Л.П.Шеронова
Приказ № от ___________________2014 г.
Рабочая программа по Окружающему миру
2 класс
Составитель:
Дорощенко Екатерина Леонидовна
Учитель начальных классов
Сигаево,
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100...».
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Образовательная система «Школа 2100...» (заключение РАО от 06.08.2007 г).
Для реализации программы используются:
- А.А.Вахрушев. О.В.Бурский. А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс». 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.):
- А.А.Вахрушев. О.В.Бурский, А.С.Раутиан. рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс». 2012;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение главных целей:
- формирование целостной картины мира;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру;
- осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Принципы, лежащие в основе построения программы
- Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
- Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
- Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
1
Специфика программы
Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.
Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.
Основные содержательные линии курса
Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Земля и Солнце;
- Глобус и карта;
- Формы земной поверхности;
- Земля - наш общий дом;
- Части света;
- Наша маленькая планета Земля.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:
- Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
- Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и др.
- Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Виды контроля
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала.
- взаимоконтроль — в процессе его отработки.
- рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,
- итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.
- на написание контрольных и проверочных работ;
- проведение экскурсий.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют пособию «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)» / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский. О.А.Родыгина - М.: «Баласс». 2011.
Описание места учебного предмета,курса в учебном плане
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов в год. по 2 ч. в неделю. Изучается в течение всего учебного года. Введён национально – региональный компонент по темам: «Наша планета»-6 часов, «Повторение изученного материала»-1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Предметные результаты освоения
Выпускник начальной школы должен:
- понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувства гордости за национальные свершения, открытия. победы;
- образовательной программы начального общего образования по литературному чтению
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действии служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- выразительно читать и пересказывать текст.
- вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Содержание учебного предмета, курса
НАША ПЛАНЕТА (37 часов)
Введение ( ч) Общие слова — понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце ( ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия. лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом.
Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна- спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег. град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта ( ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка. Австралия. Северная Америка. Южная Америка и Антарктида — материки. Европа. Азия. Африка, Австр&зия. Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый. Атлантический. Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности ( ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов)
Земля - наш общий дом ( ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели.
Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пиши (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света ( ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия. Украина, Дания. Швеция). Альпы – горы Европы.
Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония. Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США. Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка -- родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля ( ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала - ( ч.)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Т ем а | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне |
Как мы будем учиться | Познакомиться с тем. как ученики будут учиться (Н). |
Общие слова - понятия | Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов') (Ш. Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (И). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (И). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). |
Из чего состоят все предметы. Проверочная работа | Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). |
Природные часы, календарь и компас Земля имеет форму шара Глобус - модель Земли Повторение и проверочная работа Контрольная работа Земля в космосе | Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (И). |
Притяжение Земли | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). |
Смена дня и ночи. Проверочная работа | Сравнивать и различать день и ночь, времена года (И). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года |
(Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). | |
Смена времён года | |
Где на Земле теплее | |
Погода и климат | Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (И). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (И). |
Урок-тренинг и проверочная работа Контрольная работа | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (И). |
План и карта Глобус и карта Повторение и проверочная работа Что изображают на карте Материки и океаны Повторение и проверочная работа | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (И). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (И). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков СИ). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (Ш. |
Реки и озёра Равнины и горы Повторение и проверочная работ Моря и острова. Проверочная работа | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (И). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). |
Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). |
Экологические системы | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (И). |
Природная зональность ; | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н ). |
Природные зоны холодного пояса | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (И). : Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (И). Находить на карте изученные природные зоны (П). | ||
Леса умеренного пояса | |||
Засушливые зоны умеренного пояса | |||
Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов) | |||
Горные экосистемы | |||
Повторение и проверочная работа | |||
Люди, города и страны. Проверочная работа | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). ; Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки. Интернета и других информационных | ||
Контрольная работа | средств (П). | ||
Путешествие тучки по Европе | |||
Азия | |||
Путешествие в дальние страны | |||
Россия - наша родина. Проверочная работа | Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). | ||
Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона) | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). | ||
Наша маленькая | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни | ||
планета Земля | людей от состояния природы (Н). | ||
Урок повторения | Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). | ||
Учимся решать жиз- | 1 Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||
ненные задачи | |||
Контрольная работа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году | № урока в теме | Название урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
НАША ПЛАНЕТА (37 часов) | ||||
1 | 1 | Введение. Как мы будем учиться | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | Знать структуру учебника; условные обозначения учебника; как работать с учебником. Уметь отвечать на вопросы и делать выводы |
2 | 2 | Общие слова – понятия | Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза | Знать, что вещи созданы трудом людей; все, что не создано трудом людей, называют природой; различия и краткую характеристику объектов живой и неживой природы. Уметь объединять предметы в группы; находить общее слово, которое объединяет предметы на каждом рисунке; приводить примеры предметов |
3 | 3 | Из чего состоят все пред- | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Элементарные сведения о трех состояниях веществ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства | Знать, что предметы состоят из веществ, мы узнаем вещества по их свойствам, есть три состояния вещества (твердое, жидкое и газообразное). Уметь сравнивать свойства льда и воды; определять, из чего состоят предметы, вещества по их свойствам; приводить примеры твердых, жидких и газообразных тел |
4 | 4 | Повторение и проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы» | Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов). Отличия предметов природы от изделий, изготовленных человеком, понимание связи неживой и живой природы. Три состояния вещества, их свойства | Знать изученный материал по теме «Из чего состоят все предметы». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; определять, какими признаками и свойствами обладают данные предметы, из каких веществ состоят; проводить опыты |
5 | 5 | Природные часы, календарь и компас | Ориентирование на местности. Компас. Основные стороны горизонта. Работа с компасом. Расширение горизонта. Горизонт – воображаемая линия. Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. | Знать, что время можно определить по солнцу и луне, а направление – по компасу, солнцу или звездам. Уметь определять время суток без часов; пользоваться лунным календарем и солнечным календарем; находить Полярную звезду на ночном небе; определять стороны горизонта по компасу |
6 | 6 | Природные часы, календарь | Представление о том, почему луна меняет свою форму, как определять стороны горизонта по солнцу | Иметь представление о том, почему луна меняет свою форму; как определять стороны горизонта по солнцу. Уметь пользоваться книгой для ответа на вопросы |
7 | 7 | Земля имеет форму шара | Звезды и планеты. Солнце. Земля – планета Солнечной системы; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Работа по глобусу: нахождение и показ пути Магеллана. Рассказы о первых космонавтах | Знать, что Земля имеет форму шара; понятия «глобус», «горизонт». Иметь представление о лунном затмении. Уметь описывать наблюдения, которые доказывают, что Земля имеет форму шара; находить маршрут Магеллана на глобусе; рассказывать о полете Юрия Гагарина в космос |
8 | 8 | Глобус – модель Земли. Н.р.к. Удмуртия на глобусе. | Глобус как уменьшенная модель Земли. Ответы на вопросы: что показывает глобус? Какую форму имеет Земля? Как вращается наша планета? Что находится на поверхности Земли? Работа по глобусу: нахождение и показ городов, экватора, параллелей, меридианов, земной оси, Северного и Южного полюсов | Знать, что глобус – уменьшенная модель Земли; глобус показывает, какую форму имеет Земля, как она вращается и что находится на ее поверхности. Уметь находить города на глобусе; объяснять условные обозначения на глобусе |
9 | 9 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус – модель Земли» | Знать изученный материал по теме «Глобус – модель Земли». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе экватор, параллели, меридианы, земную ось, Северный и Южный полюсы; проводить несложные опыты | |
10 | 10 | Контрольная работа № 1 по теме «Наша планета» | Звезды и планеты. Солнце. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Ориентирование на местности. Компас | Знать изученный материал по теме «Наша планета». Уметь самостоятельно выполнять работу; использовать законы и правила для осмысления своего опыта |
11 | 11 | Земля в космосе | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус. Элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды) | Знать, что Землю окружает космическое пространство; что в нем есть другие планеты и звезды. Иметь представление о созвездиях, о солнечном затмении. Уметь сравнивать Солнце и Луну; находить различия между звездами и планетами; называть планеты Солнечной системы |
12 | 12 | Притяжение Земли | Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Закон всемирного тяготения. Притяжение Земли. Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Объяснение: почему все предметы притягиваются друг к другу | Иметь представление о притяжении Земли; о том, что все предметы притягиваются друг к другу, тяжелые предметы притягивают к себе сильнее, Земля притягивает к себе все предметы. Уметь рассказывать, как мы в жизни сталкивается с земным притяжением; проводить опыты; выбирать правильное объяснение опыта; находить на рисунке прибор, определяющий направление земного притяжения, и приборы для измерения силы притяжения |
13 | 13 | Смена дня и ночи | Смена дня и ночи на Земле. Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Растения и животные днем и ночью | Знать, что причина смены дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси. Уметь сравнивать день и ночь; рассказывать, как ведут себя растения и животные днем и ночью; объяснять причину смены дня и ночи |
14 | 14 | Повторение и проверочная работа по теме «Смена дня и ночи» | Смена дня и ночи на Земле. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками. Нахождение и показ на глобусе России, Америки. Решение проблемного вопроса: что произойдет, если не будет вращаться Земля? | Знать изученный материал по теме «Смена дня и ночи». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе Россию и Америку; проводить наблюдения; рассказывать, как изменится мир, если прекратится вращение Земли вокруг своей оси |
15 | 15 | Смена времён года. Н.р.к.Особенности смены времён года в Удмуртии. | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Составление рассказов о сезонных изменениях в жизни природы, о жизни растений осенью и весной. Работа по рисункам: соотнесение изображения с временем года | Знать, что жизнь природы изменяется по сезонам, летом солнце поднимается выше, лучи падают более прямо, отвесно и нагревают землю сильнее; что причина смены времен года – наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца. Уметь объяснять, почему летом день длится дольше; рассказывать, как меняется жизнь растений и животных осенью и весной; определять время года на рисунках; проводить несложные опыты; называть месяцы, когда Земля «подставляет» Солнцу свой Южный полюс |
16 | 16 | Смена времён года. Н.р.к.Особенности смены времён года в Удмуртии. | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений) | Иметь представление о том, что Земля сохраняет тепло солнечных лучей. Уметь определять, что в сентябре длится дольше: день или ночь; описывать времена года |
17 | 17 | Где на Земле теплее | Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений). Ознакомление с понятиями: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «пояса освещенности» | Знать, что количество солнечного тепла растет от полюсов к экватору; что на Земле есть пять поясов: два холодных, два умеренных и один жаркий. Уметь определять, какие лучи греют сильнее (прямые или косые); сравнивать летние лучи на трех рисунках; объяснять, что такое полярная ночь; описывать зиму и лето на полярной станции; работать с картой полушарий; рассказывать, как различаются зима и лето в родном крае; сравнивать наклон лучей зимой и летом на экваторе; рассказывать о природе жаркого края; называть все пояса освещенности и определять их количество; соотносить изображение природы с поясом освещенности; определять, что бывает и чего не бывает |
18 | 18 | Погода и климат | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе | Знать, что погоду и климат определяют по температуре воздуха, ветру, осадкам. Уметь рассказывать, какая сегодня погода; сравнивать воздух и пустоту; определять температуру с помощью термометра; объяснять, как возникает ветер; описывать силу ветра; определять виды осадков |
19 | 19 | Погода и климат. Н.р.к. Особенности климата Удмуртской республики. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха | Иметь представление о предсказании погоды, о том, что погода зависит от климата. Уметь называть признаки улучшения погоды; по рисункам предсказывать погоду на следующий день |
20 | 20 | Повторение и проверочная работа по теме «Погода и климат» | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе | Знать изученный материал по теме «Погода и климат». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; выбирать одежду для каждого климата; рассказывать, как изменяется количество осадков от полюса к экватору |
21 | 21 | Контрольная работа № 2 по теме «Наша планета» | Знать изученный материал по теме «Наша планета». Уметь самостоятельно выполнять контрольную работу | |
22 | 22 | План и карта | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе | Знать, что такое план местности; как изображают большие предметы на плане. Уметь сравнивать два плана; читать масштаб; измерять по плану длину класса и длину школы; изображать улицу на плане |
23 | 23 | План и карта | Географическая карта. Части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте (общее представление, расположение на глобусе и на карте). Условные обозначения на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.). Элементарные приемы чтения карты | Знать, что план и карта – это уменьшенное изображение участков Земли и предметов на ней с помощью условных знаков; что на любой карте север находится наверху. Уметь ориентироваться с помощью карты; читать условные обозначения на карте; сравнивать план и карту; измерять по карте расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода с помощью полоски бумаги |
24 | 24 | Глобус и карта | Географическая карта. Глобус – модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условные обозначения на карте и глобусе. Сравнение глобуса и карты. Названия особых точек и линий на глобусе | Знать, что на карте можно изобразить не только участок поверхности Земли, но и всю Землю целиком. Уметь сравнивать глобус и карту; называть особые точки и линии на глобусе; рассказывать о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту; использовать в рассказе слова «параллель» и «меридиана» |
25 | 25 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус и карта» | Географическая карта. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения карты | Знать изученный материал по теме «Глобус и карта». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе океан, море, остров, горы, реку и город, показанные на карте Восточного полушария; сравнивать изображение Земли на глобусе и на карте. Иметь представление о «солнечных линиях» на карте и глобусе |
26 | 26 | Что изображают на карте | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Определение на глобусе и карте суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов. Сравнение карты и фотографии Земли из космоса. Путешествие Афанасия Никитина в Индию (обзор). Рассматривание и показ на карте пути Афанасия Никитина из г. Твери в Индию | Знать, что синим цветом на карте обозначают водоемы, зеленым и желтым – равнины, коричневым – горы. Уметь сравнивать карту и фотографию Земли из космоса; пользоваться шкалой высот на картах; сравнивать рисунки различных географических объектов с их изображением на карте; называть каждый объект и основной цвет, которым он изображен; определять по карте направление вниз по склону горы |
27 | 27 | Что изображают на карте | Иметь представление о путешествии Афанасия Никитина в Индию. Уметь показывать на карте путь Афанасия Никитина из города Твери в Индию | |
28 | 28 | Материки и океаны | Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Работа по карте: нахождение и показ частей света, материков и океанов. Сравнение расположения и размеров материков, океанов. Растительность и животные, обитающие на том или ином материке | Знать материки (Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка); части света (Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка); океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый). Уметь показывать на карте материки и океаны; называть материки и части света, материки, которые пересекаются экватором; сравнивать расположение, размеры материков, океанов |
29 | 29 | Повторение и проверочная работа по теме «Материки и океаны» | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Знать изученный материал по теме «Материки и океаны». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть животных, обитающих на каждом материке; узнавать по силуэтам названия материков |
30 | 30 | Реки и озера. Н.р.к. Реки и озёра Удмуртии. | Вода в природе. Водоемы, их разнообразие | Знать, что река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; круговорот воды происходит все время, поэтому вода в реке не кончается; что подземные воды постоянно питают реки; реки и ручьи изменяют земную поверхность; реки и озера – источники пресной воды. Уметь находить на рисунке все части бассейна реки |
31 | 31 | Реки и озера. Н.р.к. Реки и озёра Удмуртии. | Уметь сравнивать горную реку с равнинной; рассказывать по рисункам, как реки и озера служат людям, чем различается овраг и балка; объяснять по рисунку, как попадает вода в колодец и в родник, почему склоны балки не размываются дождями; рассказывать по рисункам, определять, в каком поясе находится данная река | |
32 | 32 | Равнины и горы | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте, узнавание в природе, на рисунке, карте). Особенности поверхности родного края | Знать, что на поверхности суши различают горы и равнины. Уметь сравнивать горы и равнины; рассказывать, из чего сложены горы и равнины; называть полезные ископаемые; различать, что бывает в горах или на равнинах; сравнивать две равнины (низменности и возвышенности); рассказывать, где и из чего образуется горючее полезное ископаемое на болотах |
33 | 33 | Равнины и горы | Иметь представление о том, как рождаются горы; как горы превращаются в равнины. Уметь находить раскаленную магму на рисунке; проводить несложные опыты; рассказывать по рисункам, как стареют горы | |
34 | 34 | Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озера. Равнины и горы» | Знать изученный материал по теме «Реки и озера. Равнины и горы»; правила безопасного поведения при землетрясении. Иметь представление о строении вулкана. Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на физической карте Евразии Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины; сравнивать на карте эти равнины и горы Кавказ и Урал по плану; рассказывать о строении вулкана по рисунку; объяснять, какую опасность представляет собой землетрясение | |
35 | 35 | Моря и острова | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края – названия, краткая характеристика (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Характерные особенности рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Приемы чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Показ на карте морей и океанов. Обитатели морей. Названия наземных и морских животных | Знать, что моря – окраинные части океанов; острова и полуострова – участки суши, ограниченные водой. Уметь называть материки и океаны, как образуются острова |
36 | 36 | Повторение и проверочная работа по теме «Моря и острова» | Знать изученный материал по теме «Моря и острова». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть обитателей морей; сравнивать названия наземных и морских животных | |
37 | 37 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 по теме «Наша планета» | Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». Выполнение контрольной работы. Разыгрывание ситуаций и их обсуждение: надвигающаяся опасность, встреча гостей и др. | Знать изученный материал по теме «Наша планета». Уметь самостоятельно выполнять работу; разыгрывать ситуации (встреча гостей, надвигающаяся опасность, прилет инопланетян); выполнять проект «Моя страна» |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов) | ||||
38 | 1 | Экологические системы | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Представление о законах экосистемы. Рассмотрение отличительных признаков живых организмов от неживых предметов. Места обитания организмов. Понятие «пищевые связи» | Знать отличительные признаки живых организмов от неживых предметов; что в природе все живые организмы объединены в экосистемы и существуют без нашей помощи. Уметь называть место обитания каждого организма; устанавливать пищевые связи; рассказывать, как растения создают органические вещества из веществ неживой природы; объяснять, что произойдет, если убрать из экосистемы «кормильцев», «едоков» или «мусорщиков» |
39 | 2 | Экологические системы | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ в природе. Части экосистемы | Иметь представление о круговороте веществ в природе. Уметь находить все части экосистемы и рассказывать, как к ним поступают и во что превращаются вещества экосистемы; находить на рисунках экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго |
40 | 3 | Природная зональность | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Смена природных зон на поверхности земли. Закон природной зональности. Экологические системы родного края. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года | Знать экосистемы родного края; что в направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке. Иметь представление о законе природной зональности. Уметь объяснять, почему на экваторе теплее, чем в полярных областях; выбирать из списка настоящие экосистемы; называть экосистемы родного края; сравнивать природу лесной природной зоны, природу степной зоны и природу тундровой зоны; по карте определять, в каких поясах находятся известные природные зоны |
41 | 4 | Природные зоны холодного пояса | Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зон холодного пояса. Смена природных зон на поверхности земли. Показ на карте природных зон холодного пояса. Упражнение в распознавании основных природных зон, перечисление порядка их расположения. Обсуждение вопросов: почему ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла? Почему в тундре не растут деревья? | Знать, что на Земле ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла. Уметь сравнивать наклон солнечных лучей на полюсе и на экваторе; составлять и анализировать цепи питания; рассказывать о пищевых связях в зимней тундре и зоне арктических пустынь; находить на карте природных зон тундру; объяснять, почему в тундре не растут деревья; называть растения и животных тундры, занесенных в Красную книгу |
42 | 5 | Леса умеренного пояса | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Цепи питания в хвойном лесу и в лиственном лесу | Знать, что лесная зона расположена в умеренном поясе – там, где достаточно тепла и влаги. Иметь представление, что хвойный лес называют тайгой; о том, как узнать возраст дерева. Уметь сравнивать зиму и лето в умеренном поясе; устанавливать цепи питания в хвойном лесу и лиственном лесу; рассказывать, как животные помогают деревьям; определять, кто в лесных экосистемах играет роль «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков», как обитатели леса приспособились к смене сезонов |
43 | 6 | Засушливые зоны умеренного пояса | Названия зон жаркого пояса; показ их на карте. Объяснение особенностей каждой зоны (степи, полупустыни, пустыни), ее климата, растительного и животного мира, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов и влияния на них. Последствия нарушения экосистемы | Знать, что вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем больше открытая поверхность; что степи и пустыни расположены там, где жарко и сухо. Иметь представление о видах почвы (чернозем, дернина). Уметь проводить несложные опыты; объяснять, для чего у степных растений густые и длинные корни и узкие, мелкие, жесткие листья; рассказывать, как приспособились к жизни в степи хомяк, крот, медведка; сравнивать травяной покров степи и пустыни; находить сходства у животных пустыни |
44 | 7 | Путешествие | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Составление цепей питания, характерных для зоны жаркого пояса. Растения и животные саванны, тропических лесов, пустынь | Иметь представление о хрупкой природе степей и пустынь, о природных зонах жаркого пояса, о зонах тропических пустынь, о зоне саванн, о тропических лесах. Уметь самостоятельно готовить рассказ о своем путешествии; составлять цепи питания; называть представителей растительного и животного мира саванн, тропических лесов, тропических пустынь; сравнивать условия в лесах тропиков и умеренного пояса; называть особенности животных и растений тропических лесов |
45 | 8 | Горные экосистемы | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Знать, что при подъеме в горы экосистемы сменяют друг друга в определенном порядке. Уметь называть природные зоны от степной к полюсу; рассказывать, как меняется природа при подъеме в горы; сравнивать природные зоны и высотные пояса; называть представителей растительного и животного мира альпийских лугов |
46 | 9 | Повторение и проверочная работа по теме «Экологические системы» | Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) | Знать изученный материал по теме «Экологические системы»; правила безопасного поведения во время природных катастроф в горах. Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть природные катастрофы в горах (лавины, камнепад, оползень, землетрясение) |
47 | 10 | Люди, города и страны | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне. Рассказывание о появлении скотоводства и земледелия | Уметь находить преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне; называть все части света; рассказывать, как появилось скотоводство и земледелие |
48 | 11 | Повторение и проверочная работа по теме «Люди, города и страны» | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, ее назначение. Рассказы о том, как появились города | Знать изученный материал по теме «Люди, города и страны»; чем отличаются люди из разных частей света; что показано на политической карте. Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; рассказывать, как появились города; объяснять, что такое политическая карта |
49 | 12 | Контрольная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом» | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом». Уметь самостоятельно выполнять контрольную работу |
50 | 13 | Путешествие тучки по Европе | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Европейский материк. Географические карты (физическая карта, политическая карта). | Знать, на каком материке расположена Европа; в каких поясах Земли находится Европа; по какой карте можно найти страны и города, а по какой – горы и равнины. Уметь находить на политической карте страны (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина) и их столицы; называть самые высокие горы Европы |
51 | 14 | Путешествие тучки по Европе | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Уметь находить на политической карте страны (Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия) и их столицы; показывать острова Новой Земли на картах |
52 | 15 | Азия | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Азия – территория, границы, в каких поясах лежит, омывающие океаны. Азиатские страны и их столицы. Работа по карте: нахождение и показ Аравийского полуострова, пути из Европы в Китай | Знать, где проходит граница между Европой и Азией; в каких поясах лежит Азия. Уметь находить на политической карте страны (Япония, Китай, Индия) и их столицы; показывать Аравийский полуостров; доказывать, что Азию омывают все четыре океана; показывать по карте Евразии, как можно добраться из Европы в Китай без помощи самолета; рассказывать, чем богаты разные страны Азии |
53 | 16 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Африка | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Африки; населяющие их народы. Особенности географического положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке. Показ на карте континентов и частей света | Знать правила безопасного поведения на солнце. Иметь представление о природных условиях Африки. Уметь самостоятельно готовить рассказ о своем путешествии; работать с дополнительной литературой; по карте природных зон определять климат и растительность Египта; составлять цепи питания саванн и пустынь Африки; рассказывать о народах Африки; определять, по каким природным зонам протекает река Нил; называть африканские страны; называть животный мир Африки |
54 | 17 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Америка | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации | Иметь представление о природных условиях Америки. Знать, кто открыл Америку. Уметь рассказывать, чем знамениты индейцы; находить США на карте; называть представителей растительного и животного мира Америки; показывать на карте Большие Антильские острова, Гренландию |
55 | 18 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Австралия. Антарктида | Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир. Природа Австралии и Антарктиды. Примеры представителей разных животных, обитающих в Австралии и Антарктиде. Самый большой круговорот воды. Экосистемы Антарктиды | Иметь представление о природных условиях Австралии и Антарктиды; о самом большом круговороте воды. Уметь сравнивать расположение Австралии, Сахары, Амазонки; называть представителей растительного и животного мира Австралии; рассказывать, как и почему могли пострадать экосистемы; определять, в какой природной зоне лежат берега Антарктиды; рассказывать об экосистемах Антарктиды; определять, какие страны расположены в Австралии и Антарктиде |
56 | 19 | Россия – наша родина | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия на карте; государственная граница России. Подземные богатства России. Работа по карте: нахождение и показ городов, материков и частей света, где расположена Россия, границ государства. Народные промыслы России | Знать название родной страны. Уметь называть столицу нашей Родины, на каком материке и в каких частях света расположена Россия, народы России; определять, в каких полушариях находится Россия; рассказывать о подземных богатствах нашей Родины; рассказывать о народных промыслах (гжель, хохлома, изделия из бересты) |
57 | 20 | Повторение и проверочная работа по теме «Россия – наша родина» | Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору) | Знать изученный материал по теме «Россия – наша родина». Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; рассказывать о достопримечательностях нашей Родины; описывать родной край по плану; выражать свое отношение к историческим событиям , памятным местам, центрам культуры, искусства и зодчества |
58 | 21 | Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы» | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Формы земной поверхности родного края. Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию и родной край, их численность. Русские путешественники. Природная зона родного края | Знать формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы; правила безопасного поведения во время экскурсии. Уметь подготовить отчет (сообщение) об итогах своих наблюдений на экскурсии |
59 | 22 | Экскурсия «Природная зона родного края» | Знать природные зоны, экосистемы родного края | |
60 | 23 | Наша маленькая планета Земля | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Составление рассказов на тему «Труд древних людей». Обсуждение вопроса: как человек влияет на природу? | Знать понятие «экосистема». Уметь рассказывать, из чего делают еду, одежду, жилье, вещи; по рисункам описывать труд древних людей; объяснять влияние человека на природу; почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей |
61 | 24 | Наша маленькая планета Земля | ||
62 | 25 | Повторение и проверочная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» | Знать изученный материал по теме «Наша маленькая планета Земля»; что на нашей маленькой планете всем хватит места. Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать | |
63 | 26 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 2 по теме «Земля – наш общий дом» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе | Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом». Уметь самостоятельно выполнять задания контрольной работы; решать ситуации |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 часов) | ||||
64 | 1 | Обобщение по теме «Наша планета». Нр.к. Место Удмуртии на планете Земля.» | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха | Знать изученный материал по теме «Наша планета». Уметь самостоятельно выполнять предложенную учителем проверочную, творческую, поисковую работу |
65 | 2 | Обобщение по теме «Наша планета» | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Знать изученный материал по теме «Наша планета». Уметь самостоятельно выполнять коллективно-твор- |
66 | 3 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Расширение знаний о родной планете | Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом». Уметь самостоятельно выполнять проверочную работу, тест |
67 | 4 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе | Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом». Уметь самостоятельно выполнять творческую работу, отвечать на вопросы, анализировать, обобщать |
68 | 5 | Обобщение по теме «Экологическая система родного края» | Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в летний период. Средства защиты и оказания первой помощи. Формы земной поверхности родного края | Знать формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы, экосистемы родного края, Уметь самостоятельно выполнять работу; использовать карту для получения новой информации |
Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения
Список литературы для обучающихся, учебники:
- А.А.Вахрушев. О.В.Бурский. А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
- А.А.Вахрушев. О.В.Бурский. А.С.Раутиан. рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс». 2012:
- А.А.Вахрушев. О.В.Бурский. О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.
- Методические пособия для учителя: «Окружающий мир, 2 класс»: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета - Земля». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программы по предметам по системе "Школа - 2100", 3 класс
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, риторике, информатике....
Рабочая программа по предметам для 2 класса "Школа 2100"
Хочу предложить рабочую программу для 2 класса. Математика Петерсон....
Рабочая программа по предмету "Риторика" в 4 классе ШКОЛА 2100
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учи...
Рабочая программа отдельных предметов по образовательной системе "Школа 2100" 1 класс
Материал содержит текст рабочей программы начального общего образования ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), составленной в соответс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Настоящие рабочая программа и календарно-тематический план разработаны на основеОбразовательной системы «Школа 2100».А.А. Вахрушев. Окружающий мир. Программа «Окружающий мир». – 2-е изд., перераб. и д...
Рабочие программы по предметам за 4 класс по ОС "Школа 2100"
Размещены программы по предметам по русскому языку, математике, окр. миру, изо (По Шпикалову), технологии (по Шпикалову, 68 часов), информатике (3 класс)...
рабочие программы по предметам 1 класс УМК "Школа 2100"
Модифицорованные рабочие программы по предметам разработаны на основе авторских программ и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...