Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс) на тему

Белимова Жанна Викторовна

В программе соблюдены все требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_-_kopiya.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Приложение к основной образовательной программе

                                                              начального общего образования

                                                               Российская Федерация

Тюменская область

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано

на заседании методического совета школы

председатель ______________  

протокол  № 2 от 31.08.2015                                                                                                      

Утверждаю:

директор школы                                                                      ________________

Приказ от 01.09.2015 № 444

     

Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель МО  ________

Протокол   № 2 от 31.09.2015

                                                                                                                                                   

                                                     

                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

 

                                Белимовой Жанны Викторовны,

учителя начальных классов

Направление «Духовно-нравственное»

для 2 б класса

пгт. Излучинск

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова«Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель и задачи программы

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи:

сформировать систему нравственных ценностей;

        - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

        - формировать экологически воспитанную личность;

        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

        - формировать интерес к чтению художественной литературы;

        - развивать познавательную активность;

        - развивать творческие способности.

Отличительными особенностями являются

В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

- системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)

- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

        Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.         

                Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется  яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях«Уроках нравственности» важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

 Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

                Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.                                Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

                Для проведения занятийразработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей дляобучающихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

                

Предполагаемые результаты

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Контроль и оценка планируемых результатов

                В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:

- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;

- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

Содержание программы

2 класс

1.«Я и школа» (1 час).

О культуре поведения в школе.

2. «Я и семья». (2 часа).

Под крышей дома моего.

Давайте, друзья, потолкуем о маме …

3. «Я и природа» (8 часов).

Времена года.

Отправляемся в путешествие.

Зима в лесу.

Лепим снеговика.

Тропинка.

Ох уж этот ветер!..

Школа насекомых.

Лето в загадках.

4. «Я и книги» (10 часов).

Узнай меня!

Во саду ли, в огороде.

«Девочка и разбойники».

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Для чего нужны нам глазки.

И снова сказка!

Волшебники и волшебные предметы.

Животные с книжным страниц.

Сказочные фанты.

И снова сказочные фанты.

5.« Я и окружающие» (8 часов).

Не надо больше ссориться …

Учимся дружить.

Учимся обсуждать проблему.

Слушаем сказку.

Колечко красоты.

Цветик – семицветик.

Спешим на помощь бабке Ёжке.

День космонавтики.

6. «Я и животные» (2 часа).

Белый пес в сиреневый цветочек.

Поговорим о собаках.

7.«Я и здоровье» (3 часа).

«Тише, пожалуйста!»

Занимательный журнал «Имена».

Экскурсия в медицинский кабинет.


Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Виды деятельности

Количество часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

О культуре поведения в школе

Познавательная беседа, ролевая игра, ребусы.

Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало»

1

2.09

2

Под крышей дома моего

Познавательная беседа, загадки, игра, изготовление аппликации.

Знакомство с рассказом В. Осеевой «Рекс и Кекс»

1

09.09

3

Времена года

Беседа, викторина, загадки.

Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года»

1

16.09

4

Отправляемся в путешествие

Загадки, ребусы, игры.

Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники»

1

23.09

5

Узнай меня!

Загадки, ребусы,

1

30.09

6

Не надо больше ссориться …

Познавательная беседа, игра, ребусы.

Знакомство с рассказом А. Герасимова «Волшебное слово «стоп»

1

7.10

7

Учимся дружить

Познавательная беседа, ролевая игра.

Знакомство с притчей «О дружбе»

1

14.10

8

Белый пёс в сиреневый цветочек

Беседа, ребусы

1

21.10

9

Учимся обсуждать проблему

Ролевая игра, ребусы.

Знакомство с притчей «Два ангела»

1

28.10

10

Во саду ли, в огороде

Познавательная беседа, загадки, кроссворд, ребусы.

Знакомство со сказкой «Чайничек»

1

10.11

11

Слушаем сказку

Беседа, графический диктант, тест

1

17.11

12

Поговорим о собаках.

Познавательная беседа, ребусы, кроссворд, викторина-тест, загадки.

1

24.11

13

«Тише, пожалуйста!»

Познавательная беседа, ребусы, клиптограмма

1

2.12

14

Занимательный журнал «Имена»

Познавательная беседа, загадки, ребусы.

Знакомство со стихотворением «Восемь Тань»

1

9.12

15

Колечко красоты

Познавательная беседа, ребусы, игра.

Знакомство с рассказом В. Донниковой «Канавка»

1

16.12

16

«Девочка и разбойники»

Познавательная беседа, ребусы, загадки, графический диктант.

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники»

1

23.12

17

Экскурсия в медицинский кабинет

Экскурсия, графический диктант, загадки, логические задачи

1

13.01

18

Зима в лесу

Познавательная беседа, загадки, ребусы

1

20.01

19

По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка»

Ребусы

1

27.01

20

Для чего нужны нам глазки

Познавательная беседа, ребусы

1

3.02

21

И снова сказка!

Викторина по сказкам, ребусы, графический диктант.

Знакомство с литовской народной сказкой.

1

10.02

22

Лепим снеговика

Ребусы, кроссворд, игра, викторина по сказкам

1

17.02

23

Давайте, друзья, потолкуем о маме …

Игра, викторина, графический диктант.

Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей»

1

24.02

24

Цветик – семицветик

Познавательная беседа, ребусы.

Знакомство со сказкой В.П. Катаевой « Цветик – семицветик»

1

2.03

25

Волшебники и волшебные предметы

Познавательная беседа, ребусы, графический диктант

1

9.03

26

Животные с книжным страниц

Загадки, ребусы, викторина по сказкам,  графический диктант

1

16.03

27

Спешим на помощь бабке Ёжке

Ребусы, графический диктант

1

30.03

28

День космонавтики

Познавательная беседа, ребусы

1

6.04

29

Тропинка

Ребусы, тест

1

13.04

30

Ох уж этот ветер!..

Ребусы, викторина.

Знакомство с русской народной  сказкой

1

20.04

31

Сказочные фанты

Игра, тест, графический диктант, ребусы

1

27.04

32

И снова сказочные фанты

Загадки, ребусы, задачи на логическое мышление

1

4.05

33

Школа насекомых

Познавательная беседа, логические задачи, ребусы

1

11.05

34

Лето в загадках

Загадки, ребусы

1

25.05

Итого:

34


        Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

- систему нравственных качеств и этическое сознание;

- потребность в самовоспитании и саморазвитии;

- чувство уважения к правам и обязанностям человека;

- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде;

- потребность в чтении художественной литературы.

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г

«Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо»

Методическое пособие для 2 класса

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова   и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», - М.: Просвещение, 2012,

Учебная литература для обучающихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г

«Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо»

Рабочие тетради в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс

Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...