Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс) на тему
В программе соблюдены все требования ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti_-_kopiya.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано на заседании методического совета школы председатель ______________ протокол № 2 от 31.08.2015 | Утверждаю: директор школы ________________ Приказ от 01.09.2015 № 444
|
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 2 от 31.09.2015 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
Белимовой Жанны Викторовны,
учителя начальных классов
Направление «Духовно-нравственное»
для 2 б класса
пгт. Излучинск
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»М.: Просвещение, 2012г., с использованием методического пособия Л.В. Мищенкова«Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по духовно-нравственному направлению.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель и задачи программы
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Отличительными особенностями являются
В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:
- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
- системно-деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно полезной)
- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка формируется позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях«Уроках нравственности» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Для проведения занятийразработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей дляобучающихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
Предполагаемые результаты
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Контроль и оценка планируемых результатов
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:
- сформированность нравственных чувств, эмоционально-ценностных ориентации и отношений к окружающим;
- применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
- выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Содержание программы
2 класс
1.«Я и школа» (1 час).
О культуре поведения в школе.
2. «Я и семья». (2 часа).
Под крышей дома моего.
Давайте, друзья, потолкуем о маме …
3. «Я и природа» (8 часов).
Времена года.
Отправляемся в путешествие.
Зима в лесу.
Лепим снеговика.
Тропинка.
Ох уж этот ветер!..
Школа насекомых.
Лето в загадках.
4. «Я и книги» (10 часов).
Узнай меня!
Во саду ли, в огороде.
«Девочка и разбойники».
По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка».
Для чего нужны нам глазки.
И снова сказка!
Волшебники и волшебные предметы.
Животные с книжным страниц.
Сказочные фанты.
И снова сказочные фанты.
5.« Я и окружающие» (8 часов).
Не надо больше ссориться …
Учимся дружить.
Учимся обсуждать проблему.
Слушаем сказку.
Колечко красоты.
Цветик – семицветик.
Спешим на помощь бабке Ёжке.
День космонавтики.
6. «Я и животные» (2 часа).
Белый пес в сиреневый цветочек.
Поговорим о собаках.
7.«Я и здоровье» (3 часа).
«Тише, пожалуйста!»
Занимательный журнал «Имена».
Экскурсия в медицинский кабинет.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Виды деятельности | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
1 | О культуре поведения в школе | Познавательная беседа, ролевая игра, ребусы. Знакомство с басней С. Михалкова «Зеркало» | 1 | 2.09 | |
2 | Под крышей дома моего | Познавательная беседа, загадки, игра, изготовление аппликации. Знакомство с рассказом В. Осеевой «Рекс и Кекс» | 1 | 09.09 | |
3 | Времена года | Беседа, викторина, загадки. Знакомство со стихотворением А. Екимцева «Времена года» | 1 | 16.09 | |
4 | Отправляемся в путешествие | Загадки, ребусы, игры. Знакомство с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 23.09 | |
5 | Узнай меня! | Загадки, ребусы, | 1 | 30.09 | |
6 | Не надо больше ссориться … | Познавательная беседа, игра, ребусы. Знакомство с рассказом А. Герасимова «Волшебное слово «стоп» | 1 | 7.10 | |
7 | Учимся дружить | Познавательная беседа, ролевая игра. Знакомство с притчей «О дружбе» | 1 | 14.10 | |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | Беседа, ребусы | 1 | 21.10 | |
9 | Учимся обсуждать проблему | Ролевая игра, ребусы. Знакомство с притчей «Два ангела» | 1 | 28.10 | |
10 | Во саду ли, в огороде | Познавательная беседа, загадки, кроссворд, ребусы. Знакомство со сказкой «Чайничек» | 1 | 10.11 | |
11 | Слушаем сказку | Беседа, графический диктант, тест | 1 | 17.11 | |
12 | Поговорим о собаках. | Познавательная беседа, ребусы, кроссворд, викторина-тест, загадки. | 1 | 24.11 | |
13 | «Тише, пожалуйста!» | Познавательная беседа, ребусы, клиптограмма | 1 | 2.12 | |
14 | Занимательный журнал «Имена» | Познавательная беседа, загадки, ребусы. Знакомство со стихотворением «Восемь Тань» | 1 | 9.12 | |
15 | Колечко красоты | Познавательная беседа, ребусы, игра. Знакомство с рассказом В. Донниковой «Канавка» | 1 | 16.12 | |
16 | «Девочка и разбойники» | Познавательная беседа, ребусы, загадки, графический диктант. Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Девочка и разбойники» | 1 | 23.12 | |
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | Экскурсия, графический диктант, загадки, логические задачи | 1 | 13.01 | |
18 | Зима в лесу | Познавательная беседа, загадки, ребусы | 1 | 20.01 | |
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка» | Ребусы | 1 | 27.01 | |
20 | Для чего нужны нам глазки | Познавательная беседа, ребусы | 1 | 3.02 | |
21 | И снова сказка! | Викторина по сказкам, ребусы, графический диктант. Знакомство с литовской народной сказкой. | 1 | 10.02 | |
22 | Лепим снеговика | Ребусы, кроссворд, игра, викторина по сказкам | 1 | 17.02 | |
23 | Давайте, друзья, потолкуем о маме … | Игра, викторина, графический диктант. Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Семь дочерей» | 1 | 24.02 | |
24 | Цветик – семицветик | Познавательная беседа, ребусы. Знакомство со сказкой В.П. Катаевой « Цветик – семицветик» | 1 | 2.03 | |
25 | Волшебники и волшебные предметы | Познавательная беседа, ребусы, графический диктант | 1 | 9.03 | |
26 | Животные с книжным страниц | Загадки, ребусы, викторина по сказкам, графический диктант | 1 | 16.03 | |
27 | Спешим на помощь бабке Ёжке | Ребусы, графический диктант | 1 | 30.03 | |
28 | День космонавтики | Познавательная беседа, ребусы | 1 | 6.04 | |
29 | Тропинка | Ребусы, тест | 1 | 13.04 | |
30 | Ох уж этот ветер!.. | Ребусы, викторина. Знакомство с русской народной сказкой | 1 | 20.04 | |
31 | Сказочные фанты | Игра, тест, графический диктант, ребусы | 1 | 27.04 | |
32 | И снова сказочные фанты | Загадки, ребусы, задачи на логическое мышление | 1 | 4.05 | |
33 | Школа насекомых | Познавательная беседа, логические задачи, ребусы | 1 | 11.05 | |
34 | Лето в загадках | Загадки, ребусы | 1 | 25.05 | |
Итого: | 34 |
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г | «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» | Методическое пособие для 2 класса |
2. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
3. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», - М.: Просвещение, 2012, |
Учебная литература для обучающихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2013 г | «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»
Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы Светловой Е.В....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс
Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...