Практика дифференцированного обучения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Примеры различных способов дифференциации упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_differentsirovannogo_obucheniya.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
1. Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных. | Познавательные Регулятивные | По уровню сложности и работо-способности (объему). | 1. I. Вставьте пропущенные буквы. Поду.ка - подушечка, ша.ка - шапочка, березка - берё- зонька, д.ждливый - дождь, св.тильник - свет, скр.пач - скрипка, т.мнота - темный, др.жит - дрожь. II. 1. Вставь пропущенные буквы в тексте. В скобках напиши проверочные слова. На п.лях (...) пот.мнел (...) сне. (...). Пос.рел (...) на р.ке (...) ле. (...).Отступил злющий моро.(...). Скоро при дет в.сна (...). Расцв.тёт (...) серебристый ланды. (...). В са. (...) прил.тят (...) скворцы. 2. Подчеркните гласные и согласные буквы, которые нужно проверять. Зимняя березка стала золотой. Пожелтела травка. Звери занялись подготовкой к зиме. Легкий паучок перегрыз паутинку и полетел на ней. Белки заготовили гриб ки и орешки. Лягушки легли на мягкий ил. III. Найди и исправь ошибки там, где они есть. Жыл в лесу еш. Шёл он рас по тропинке, нёс на спене грип. Навстречу ему медветь. "Зачем ты ёш грип не сёшь?" - спрашивает медветь. "Я сварю из него суб на обед. Ты любишь суб?" "Нет, я люблю мет," - ответил медветь. |
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
2. Мягкий и твердый раз делительные знаки. | Регулятивные Познавательные | По выбору учащихся различные виды работ с од ним и тем же упражнением. | Прочитай текст. Холодно поздней осен.ю. Улетели на юг солов.и, спрятались мурав.и. Вороб.и с.ежились от холода. Они пры гают у под.ездов, ищут с.естного. Морозами и в.югами зима об.явила о своем приходе. Лесные тицы об.едают шишки. Так и живут наши пернатые. о Выпишите 5 и 6 предложения. Подчеркните слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком. • Разберите по составу эти слова. ڤ Выпишите из текста 3 слова с разделительным твердым знаком и три слова с разделительным мягким знаком. ∆ Выпишите в 1 столбик слова с разделительным твердым знаком, во 2 - все слова с разделительным мягким знаком. 0 – «3»; 0● – «4»; ڤ● – «5» ڤ – «4»; ∆ - «5» |
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
3. Упражнение в распознавании разных частей речи и их правильном употреблении в предложении | Познавательные Коммуникативные | По уровню сложности и по характеру учебной дея- тельности. | I. Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные и глаголы. сущ. прил. глаг. Образец: сад - садовый, сажать старик, бег, ночь, смех II. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Лёд сковал ... . По синему ... ленивые тучи. ... укрыл землю... одеялом. Укажи часть речи всех слов. III. Составьте предложения по следующим схемам. пр. прил. сущ. гл. сущ В с ______ н ____ л______ м _______. прил. сущ. гл. сущ, Б _____ р _______ п _____ к (по) к_______. |
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
4. Большая буква в именах собственных. | Регулятивные Познавательные | По выбору учащихся, по объему (работоспособности). | Прочитайте текст. Из .фрики в .оскву привезли .безъянок. Их звали .тёпа и .оня. .сенью они заболели. Обезьянок отвезли к .ерному .орю в .ород .ухуми. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выберите любые два задания.: 1. Определите части речи всех слов, 2. Подчеркните имена существительные одушевленные зеленым цветом, а имена существительные, обозначающие города - синим цветом. 3. Определите число имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 4. Подчеркните предлоги, выделите приставки в словах. |
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
5.Родовые окончания имен существительных | Регулятивные Познавательные | По уровню сложности, по характеру учебной деятельности | I. Составьте предложения и определите род имен существительных. 1. коньки, из, вырезали, раньше, дерева. 2. по, они, лошадку, напоминали, форме. Возникли ли у тебя сложности при определении рода имен сущ.? II. Используя эти слова составьте 2 предложения. За пишите их и определите род имен существительных. у, цветут, одуванчики, они, на, дорог, солнышко, похожи, лучами, с, золотыми. Допиши третье предложение по теме, в котором также определи род имён сущ. III. Составьте предложения по схемам. Определите род имен существительных. кто? что делал? какой? что? какой? кто? что делал? какая? где? каком? Допиши третье своё предложение, составь к нему схему с вопросами. Определи род имён сущ. |
Тема урока | Универсальное учебное действие | Способ дифференциации | Упражнения |
6. Текст. Типы текста. | Личностные Коммуникативные
| По степени самостоятель ности | инд-но: восстановите текст по плану и определите, к какому типу он относится. План:
Разболелся у него зуб. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним и разные советы дают. Жил-был щенок. Слушал, слушал их щенок, не выдержал и сказал: "Зубы надо чистить! Зубной щеткой. Вот самое верное средство!". Вся щека раздулась - вылитый поросенок. О чём ты задумался после прочтения этого текста? в паре: найдите в карточке предложения, связанные между собой, вычеркните ненужные. Если у вас получился текст, дайте ему название. Определите тип текста. Докажите. Карточка. Под окно прилетела синица. Ствол у дерева толстый и прямой. Маленькая головка ее в черной шапочке. Снег укутал деревья. Школьники пришли на завод. На шее и на груди длинный черный галстук. Спинка, крылья и хвост темные. Кедровые ветки пахнут смолой. На старой сосне дупло. В саду цветет липа. Грудка яркая, желтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом. У крыльца большие лужи. Что бы вы ещё хотели узнать об этой птичке? Запишите вопросы. в группе: распределите предложения на группы и образуйте из каждой текст. Определите, какого типа тексты. Озаглавьте. Эти названия сохранились в слове азбука. Он пустил ее в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Раньше буква "а" называлась "аз", а "б" - "буки". Дядя Коля поймал большую щуку. Ночью в чулан забрался рыжий кот. Только у щуки зубы острые. Слово азбука - русское, а алфавит - греческое. Он учуял добычу. Хотел кот схватить щуку. Образованы они одинаково - из названий первых букв. Схватила щука кота за лапу. Из греческих букв "альфа" и "вита" образовалось слово алфавит. Помнит кот эту встречу. Какой текст вам легче продолжить и почему? Напишите продолжение к любому тексту. |
Тема урока | Универсальные учебные действия | Способ дифференциации | Упражнения |
7. Этап урока. Минутка чистописания. | Регулятивные | По степени помощи | Чтобы ответить на вопрос: какие буквы имеют элемент короткую линию с закруглениями влево и вправо, - как ты будешь рассуждать? Выбери подходящий план:
Действуя по выбранному плану, выпиши буквы. Помощь: а) предлагается написанный алфавит б) необходимо найти и выписать 14 букв |
Тема урока | Универсальные учебные действия | Способ дифференциации | Упражнения |
8. Предложение. | Познавательные | По степени помощи | Составьте предложения на тему «Весна». Разберите их по членам предложения. *(по деформированным предложениям) с, сходит, п.лей, сне. ручейки, по, звенят, оврагам. ле., реки, зимний, л.мают. з.мля, в.сной, пахнет. надулись, д.ревья, см.листые, на, почки. прил.тели, гр.чи. ** (по схемам вопросов) что сделала? какая? что? что сделали? какие? кто? где? что сделали? какие? что? *** (по схемам частей речи) или (схемам по числам предложения) предл., сущ., гл., прил., сущ, _.__.__ = ~ _. сущ., гл., прил. _ = ~ . прил., сущ., гл., предл., сущ. ~ _ = - - - -. |
Тема урока | Универсальные учебные действия | Способ дифференциации | Упражнения |
9. Слог. | Познавательные | По характеру учебных действий | *Из разрезанных букв а, о, м, д, р, е, з, л, с, ь, к составь слова, запиши их, раздели на слоги 9 предметные учебные действия) **Выбери двусложные слова и запиши их: сосна, дорога, мель, рама, солнце, сторож, книга, окно, ель, карусель (перцептивные учебные действия) ***Запиши ответы на вопросы к тексту упр. 123, слова в третьем предложении раздели на слоги (умственные учебные действия) |
10. | Личностные | О степени сложности | * Ответь на вопросы ** Прочитайте рассказ. Составь вопросы по тексту, которые бы начинались словами: почему? зачем? ***Напиши о своём отношении к такому поступку. Что бы ты хотел сказать этому… |
11. | Личностные Регулятивные | По выбору учащихся, по объёму | Выбери текст, с которым ты хотел бы поработать. Выполни любые три задания.
|
Способ дифференциации | Примеры дифференцированных упражнений |
1. По уровню сложности | 2 класс, 2 часть, упр. 111 *Выполни задание учебника **Выполни задание учебника, среди выписанных предложений разбери по частям речи и членам предложения то, в котором два сказуемых. ***Из текста предложения выписывай по схемам: кому? что сделали? что? когда? кто? кто делал? куда? что сделала? кто? кто? что сделал? что? что делал? чей? какой? что? 4 класс, 2 часть *Выполни упр. 35 **К словам упр. 34 подбери однокоренные им. сущ., определи склонение всех слов ***К схемам упр. 35 подбери имена сущ. всех трёх склонений |
2. По объему учебного материала. | 2 класс, 1 часть, упр. 248 *Выполни упражнение ** + *+определи части речи слов ***+*+** + дополни каждый столбик сущ., прил., гл. на изучаемое правило 4 класс, 1 часть, упр.93 *Составь предложения только с однородными сказуемыми, выполни синтаксический разбор одного из написанных предложений **Составь все предложения, выполни синтаксический разбор первого предложения ***Составь предложения с однородными дополнениями и обстоятельствами, выполни синтаксический разбор всех написанных предложений |
3. По степени самостоятельности. | 2 класс, 1 часть, упр. 53 инд-но: слова выписывай в столбики, дополни их словами из словаря в паре: запишите слова в 2 столбика и создайте третий столбик четырехсложных слов, в него запишите 7 слов по теме текста в группе: составьте продолжение текста; подчеркните слова, которые имеют один способ переноса, синим карандашом, слова, которые нельзя переносить – красным. 3 класс инд-но: восстановите текст и определите, к какому типу он относится Жил-был щенок. Разболелся у него зуб. Вся щека раздулась - вылитый поросенок. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним и разные советы дают. Слушал, слушал их щенок, не выдержал и сказал: "Зубы надо чистить! Зубной щеткой. Вот самое верное средство!". в паре: найдите в карточке предложения, связанные между собой, вычеркните ненужные. Если у вас получился текст, дайте ему название. Определите тип текста. Докажите. Карточка. Под окно прилетела синица. Ствол у дерева толстый и прямой. Маленькая головка ее в черной шапочке. Снег укутал деревья. Школьники пришли на завод. На шее и на груди длинный черный галстук. Спинка, крылья и хвост темные. Кедровые ветки пахнут смолой. На старой сосне дупло. В саду цветет липа. Грудка яркая, желтая, словно в жилете. Щиплет синичка сало тоненьким клювом. У крыльца большие лужи. в группе: распределите предложения на группы и образуйте из каждой текст. Определите, какого типа тексты. Озаглавьте. Эти названия сохранились в слове азбука. Он пустил ее в ведро с водой. Ведро поставил в чулан. Раньше буква "а" называлась "аз", а "б" - "буки". Дядя Коля поймал большую щуку. Ночью в чулан забрался рыжий кот. Только у щуки зубы острые. Слово азбука - русское, а алфавит - греческое. Он учуял добычу. Хотел кот схватить щуку. Образованы они одинаково - из названий первых букв. Схватила щука кота за лапу. Из греческих букв "альфа" и "вита" образовалось слово алфавит. Помнит кот эту встречу. 4 класс, 1 часть инд-но: выполните упр. 160 в паре: восстановите пословицы, определите падеж имен сущ. без нитки да иголки пес на крылечке без шума гора с сердца драки не бывает шубы не сшить кошка на печке по одежке не суди по делам гляди гора с плеч в группе: из текста Н Никольского «Деська» (в уч. по литературе с.216 - 217) выписать словосочетания гл.+сущ., определить падеж имен сущ. |
4. По степени помощи. | 1 класс, минутка чистописания Задание: напишите все буквы, которые имеют эти элементы. Помощь: а) предлагается написанный алфавит; б) предлагается 20 букв и сообщается, что нужно выбрать 14 букв. 2 класс, 1 часть Задание. Подбери однокоренные слова с разделительным ь к словам: весело, сшила, зима, солонка, дружба, корешки, поливает. При затруднении предлагается пошаговая помощь на карточках: Помощь 1. Из групп слов выбери то, которое пишется с разделительным ь: весельчак, веселье, веселенький, сошьет, вышить, шьет, соленья, соль, друзья, подружиться, корень, коренья, налить, лью. Помощь 2. Посмотри правило на стр. 178 и запомни, в каких случаях пишется разд. Ь 4 класс, 3 часть *упр. 96 **упр. 95 ***упр.93 + из оставшихся пословиц выпиши глаголы и поставь их в неопределенную форму. |
5. По характеру учебной деятельности (по степени творчества). | 1 класс *Из словаря выпиши все слова к схеме: -о-о-о **В упр.52 составь слова к звуковым схемам: Запиши эти слова под схемами. ***Составь цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова был первым в следующем слове. Двусложное, четырехсложное, односложное, пятисложное, двусложное, трехсложное, односложное. 4 класс, 3 часть *Подбери пару к глаголу, объясни, как определить род глагола пр. времени светило радио говорил лампа светила бревно говорила папа говорило солнце завяло роза горело артистка ушел растение завяла друг упало пальто Выдели окончание у глаголов, обозначь род. **упр.89 ***К каждой схеме придумай глаголы м.р, ж.р., ср.р.: С глаголами каждого рода составь предложение. |
6. По содержанию. | 1класс Задание для всех групп: спиши текст, подчеркни буквы парных согласных звуков, поставь ударение в словах. *слова из упр.75 **загадка из упр. 73 ***текст упр. 72 2 класс, 2 часть Задание для всех групп: запиши текст, как запомнил *упр. 162 **упр. 159 ***упр. 160 (сначала ученик дополняет текст своими словами и запоминает составленный текст) 3 класс Составьте предложения на тему «Весна». Разберите их по членам предложения. *(по деформированным предложениям) с, сходит, п.лей, сне. ручейки, по, звенят, оврагам. ле., реки, зимний, л.мают. з.мля, в.сной, пахнет. надулись, д.ревья, см.листые, на, почки. прил.тели, гр.чи. ** (по схемам вопросов) что сделала? какая? что? что сделали? какие? кто? где? что сделали? какие? что? *** (по схемам частей речи) или (схемам по числам предложения) предл., сущ., гл., прил., сущ, _.__.__ = ~ _. сущ., гл., прил. _ = ~ . прил., сущ., гл., предл., сущ. ~ _ = - - - -. |
7. Использование различных видов работ с одним и тем же упражнением. | 2 класс, 1 часть, упр. 220 *Запиши слова упражнения в алфавитном порядке, подчеркни буквы мягких согласных звуков **Выполни задание учебника *** Запиши звуковые схемы слов; попробуй составить четверостишие с данными слоовами. 3 класс Прочитай текст. Динка (вы) ехала (из) дома. Лист.я (в) воздухе не шев.лились. Ветки кл.нились (к) з.мле. Динка ехала шагом. Дорога шла мимо (на) сыпи. Динка (со) скочила (с) лош.ди. Она (под)н.лась (на) перрон. К вокзалу (подо) шел (по) ез.. *Выпиши предложения с подлежащими существительными множественного числа. Разберите их по членам предложения. **Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. ***Выпиши слова, которые имеют схему: ¬ ∩ ٨ٱ; ∩ٱ Определи часть речи этих слов. 4 класс, 1часть, упр. 153 *Выполни упр., записывая проверочные слова **Выполни упр., разбери все глаголы по составу ***Используя данные словосочетания, с каждым из них составь предложение, обозначь падеж всех им. сущ. |
8. Задания по выбору учащихся. | 3 класс 1. Прочитайте. Медвежата (по) чуяли чудесный (за) пах мёда. Малыши быстро (по) лезли (на) дерево. Мишка первый (до) лез (до) дупла. Пчелы (в) дупле (за) гудели. Сестренка (от) (ис) пуга (за) визжала и (в) низ. А Мишка (от) ведал душистый мед. ● – Выпишите все слова с приставками и разберите их по составу. О – Спишите, раскрывая скобки. ∆ - Спишите 4 и 5 предложения. ڤ – Подчеркните предлоги, выделите приставки. ● – «5»; ∆ ڤ – «4» ∆ - «3» О ڤ – «5»; О – «4» 2. 1 часть, упр.171 Прочитайте текст. Спишите, записывая каждую часть с красной строки, вставляя пропущенные буквы. Выберите любые два задания.: 1. Определите части речи всех слов. 2. Подчеркните имена существительные одушевленные зеленым цветом, а имена существительные собственные - синим цветом. 3. Определите число имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 4. Подчеркните предлоги, выделите приставки в словах. 4 класс, 2 часть, упр.140 Выбери задание:
|
9. По характеру учебных действий. | 1 класс *Из букв а, о, м, д, р, е, з, л, с, ь, к составь слова, запиши их, раздели на слоги 9 предметные уч.действия) **Выбери двусложные слова и запиши их: сосна, дорога, мель, рама, солнце, сторож, книга, окно, ель, карусель (перцептивные уч. действия) ***Запиши ответы на вопросы из упр. 123, слова в третьем предложении раздели на слоги (умственные уч. действия) 4 класс, 2 часть *,** упр.95, составь описание картины (перцептивные уч. действия) *** Составь текст-рассуждение «Чудеса в сказках» (умственные уч. действия) |
10. Сочетание различных способов дифференциации. | 1 класс, стр. 120 (дифференциация по объему, по выбору учащихся, различные виды работ с одним и тем же упражнением) Прочитай текст «Медвежата». Выбери задание, которое ты бы хотел выполнить.
Чем накормит медведица медвежат, когда наступит лето? Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? 2 класс, 1 часть (дифференциация по содержанию, степени творчества и уровню сложности) Составьте предложения, подчеркните в них основы. *упр. 83 ** 1. утро, наступить, ранний 2. окно, весело, птица, петь, за 3. яркий, улыбаться, солнышко, всем
*** 1. что сделала? что? 2. как? кто? что делает? где? 3. где? что делают? какие? кто? 3 класс (в данном случае сочетается дифференциация по уровню сложности и уровню творчества) *Выпишите в 1ый столбик слово с приставками, во второй - без приставок, вставляя пропущенные буквы. П.ез.ка, поро. , оборона, о.следование, з.г.в.рщик, за.трак, уд.вление, скорость, поду. ка, подгото.ка **Образуйте из данных слов словосочетания. (на) шла (на) грузили (с) няла (в) тоннель (в) ход (до) ставили (до) места (на) шкафу (на) пароходе (с) елки Подчеркните предлоги, выделите приставки. ***Спишите текст, исправьте ошибки там, где они есть. Норидила зема сосны и ели втижёлые миховые шубы. Досамых бравей нахлобучила им белоснежные шабки. Но дела пуховые варешки. Стоят лисные богатыри спокойно. Продолжите текст 3-4 предложениями. Объясните, на какие правила допущены ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.
В современной школе необходимо создать условия для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...
Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении
«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...
Индивидуальный подход в обучении (дифференцированное обучение)
Дифференцированное обучение как эффективное решение вопросов качественного обучения всех детей. ...
Выступление "Дифференцированное обучение,как один из механизмов личностно-ориентированного обучения
На мой взгляд, сущность личностно – ориентированного урока состоит в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности....