Индивидуальный подход в обучении (дифференцированное обучение)
статья (4 класс) на тему
Дифференцированное обучение как эффективное решение вопросов качественного обучения всех детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannoe_obuchenie_portfolio.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ№52
г. Липецка
Индивидуальный подход в обучении
(дифференцированное обучение)
Выступление на МО
учитель начальных классов Чужинова В. Л.
Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения в школе – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:
- иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его;
- изучать и знать общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала;
- предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий;
- использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;
- постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;
- иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках;
- использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе, практиковать его на всем протяжении обучения.
Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. Практическая реализация индивидуального обучения начинается с выяснения того, кому оно необходимо. А необходимо оно прежде всего детям, не готовым или не совсем готовым или не совсем готовым к школьному обучению. Известно, что отличия между детьми, начинающими учебу в школе, очень значительные – от полного незнания и неумения до вполне сформированных знаний и умений по отдельным направлениям. Педагог, внимательно присматриваясь к поведению учеников, обязательно протестирует их, чтобы определить уровень учебных возможностей, выбрать способ работы с каждым. Необходим и совет родителей.
Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. Выделено несколько групп причин, затрудняющих обучение:
а) Дети, которые страдают инфантилизмом, т. е. задержкой темпов формирования эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Такие дети по уровню развития еще не готовы для школы и, как правило, отстают от ровесников на 1,5 -2 года.
б) Дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет им процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма, рисования, практическими действиями. Им трудно обводить контур, заниматься физкультурой, рисованием, лепкой, они плохо и неряшливо пишут. Причина здесь только в неразвитости движений. И поэтому в данном случае необходим индивидуальный подход.
в) Дети с недостаточно развитыми пространственными представлениями. Это интеллектуально полноценные дети, но им трудно научиться считать, особенно с переходом через десяток, они не могут себе представить геометрические фигуры, не способны к конструированию. В данном случае также уместна индивидуальная работа: составление узоров, геометрической мозаики, рисование по памяти, составление сооружений из конструкторов и т. д.
г) Дети с нарушениями памяти. Для таких детей целесообразно составлять индивидуальную программу, где должно быть предусмотрено все – от наглядности и использования «опор» до специальных приемов тренировки памяти.
д) Дисграфия –неумение соотносить звуки с их графическим изображением, пространственным расположением, правильно размещать слова, писать буквы. Дети-дисграфики путают звуки, не могут правильно произносить слова. Если специалисты склоняются к выводу, что это не заболевание, с которым необходимо учиться в специальной школе, а всего лишь временное расстройство функции, то индивидуальный подход поможет решить проблему.
е) Дислекция – вид нарушений, когда ребенок не может понять, какой буквой изображается звук. Такие затруднения обычно встречаются у детей, которые поздно начали говорить. Когда сензитивный период формирования речи упущен, возникают проблемы с речью, произношением.
ж) Недостаточное общее развитие тоже может быть причиной отставания ребенка в учебе. Оно обычно сочетается с недостаточным физическим развитием, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью. Если ребенок с такими отклонениями все-таки учится в обычной школе, то ему необходим особый распорядок дня, сокращенный график работы.
В связи с тем, что количество детей с различными отклонениями не уменьшается, встал и в некоторых регионах успешно решается вопрос о создании в школах специальных классов с повышенной индивидуализацией обучения. Этой же цели служат и так называемые классы выравнивания, группы коррекции. Обычно реабилитационное обучение, осуществляемое в них, положительно сказывается на развитии школьника и через некоторое время он уже может продолжать обучение в обычном классе.
Индивидуальное обучение педагог может осуществить только в классе с небольшим числом учеников. Если в классе 20-30 учеников, то в соответствии с возможностями детей выделяется 4-5 дифференцированных подгрупп. Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
- содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
- используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используются на этапе закрепления материала.
На уроках математики дифференцированное обучение может проявляться, например, в различной работе дифференцированных подгрупп с задачами. Так, детям предлагается задача: «В первый день в саду посадили 8 рядов яблонь по 6 яблонь в каждом ряду. На второй день посадили еще 4 ряда по 12 яблонь в каждом ряду. Сколько всего яблонь было посажено за два дня?» Первая (сильная) подгруппа должна в установленное время решить эту задачу, составить новую подобную задачу и решить ее. Вторая подгруппа решает задачу двумя известными детям способами. А третья (слабая) – решает задачу, пользуясь опорной схемой и вопросами. На практике оправдывают себя следующие способы дифференцированного подхода при решении задач: 1) упрощать один из вариантов самостоятельной работы и предлагать задачи трех уровней сложности для каждой из выделенных подгрупп; 2) дифференцировать, а если необходимо, то индивидуализировать требования к задаче; 3) дифференцировать и индивидуализировать объем и содержание помощи при решении задач. На уроках математики сильные ученики быстрее справляются с заданиями, у них остается резерв времени. Я заранее готовлю для них индивидуальные карточки с дополнительными заданиями повышенной сложности.
Используя дифференцированное обучение, необходимо учителю помнить, что нельзя средних и слабых учеников ориентировать на выполнение упрощенных заданий, а сильных – на ускоренное обучение. Учитель объяснит, что это лишь временная мера, и дифференцированный подход будет использоваться до тех пор, пока эти ученики не приобретут необходимую сноровку в выполнении заданий. Скорее всего, это произойдет, но показывать детям, что кто-то из них умнее, а кто-то глупее, ни в коем случае нельзя. Надо им объяснить, что все они разные, и тогда дифференцированным и индивидуальным обучением не будет проблем.
Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей. Дифференциация обучения на уроке осуществляется путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, а также за счет применения специальных средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Рекомендации их опыта работы....
Индивидуальный подход учителя (воспитателя) в обучении младших школьников на тематических клубных часах.Направление деятельности - творческая.
В последние годы широкое распространение получает индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальный подход в работе воспитателя организуется с целью развития способностей, склонностей и даровани...
Новые подходы в преподавании и обучении. Диалогическое обучение
В презентации показана роль диалога на уроке для ученика и учителя, типы бесед по Мерсеру....
Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.
В материале изложены развивающие возможности учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуали...
Индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом темперамента ребенка.
Родительское собрание в 1-2 классах. Типы темпераментов. Анкетирование....
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...