Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.
статья по теме
В современной школе необходимо создать условия для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_realizacii_differencirovannogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям чувства товарищества, ответственности) значение.
При изучении проблемы дифференцированного обучения младших школьников возникает настоящая необходимость в определении критериев и условий осуществления дифференциации в начальной школе, места и роли дифференцированных заданий в классной и домашней работе учащихся, в формировании общих подходов и конкретизации их в соответствии с частными методиками и содержанием отдельных предметов.
Второй шаг по реализации дифференцированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики. Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, но уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами-составителями книг для чтения. В качестве иллюстрации рассмотрим задания к стихотворению Е. Трутневой «Осень», предложенные Л.А. Ефросининой (II класс): 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? 2. Как ты понимаешь слова «стало вдруг светлее вдвое»? 3. Представь себе березку: «Это платье золотое у березки на плечах». 4. Прочитай выразительно стихотворение. 5. Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения.
Второй вариант решения может быть заключен в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся. Так, по первому заданию ученикам высокого уровня предлагается исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения. Учащиеся среднего уровня в это время находят в тексте доказательства и причины грустного настроения автора. С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения стихотворения. По третьему заданию группа высокого уровня рисует иллюстрацию к первому четверостишию и находит неточности иллюстрации, выполненной к произведению в книге. Группа среднего уровня рисует березку к словам «это платье золотое» и сравнивает с иллюстрацией в книге. Группа низкого уровня получает задание нарисовать свою березку на основе впечатлений по прочитанному произведению. Учитель может развести по уровням и четвертое задание. Самые сильные учащиеся самостоятельно готовят выразительное чтение. Вторая группа выделяет ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабаты-
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
Рассмотрим активное внедрение дифференцированного обучения младших школьников литературному чтению. Его реализация возможна при условии владения педагогом информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика с целью систематического отслеживания фактического уровня читательских умений. Это является первым шагом реализации дифференциации в обучении чтению, в результате которого осуществляется диагностика физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и мониторинг уровня предметных достижений.
Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, описанных выше. Деление класса, по понятным причинам, негласно и условно, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации, например: «Зайчики», «Ежики», «Колобки» или «Елочки», «Березки», «Дубки» или «Красные», «Синие», «Белые» и т.п. При выборе названия учитывается возраст и желание учащихся. Так, первоклассники предпочитают названия сказочных героев, игрушек и т.д. Для второ классников и учащихся более старшего возраста в название можно вкладывать более абстрактную классификацию, связывая ее с содержанием понравившихся произведений и их героев. Выбранные названия могут использоваться в течение одного или нескольких уроков, при этом в рамках одного урока названия групп-уровней сохраняются. На последующих уроках группы, по желанию, могут поменяться этими названиями между собой.
Таким образом, организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
- Определение критерия, па основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выбранному критерию.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся в соответствии с которым можем изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
К. Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже опасно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения.
Сформулируем критериальную базу уровней обученности учащихся. Так, к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнение определенных тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дифференцированное обучение в начальной школе
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...
Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"
Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"
Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...
Доклад на тему : «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Приводятся примеры заданий разноуровневого обучения....
Дифференцированное обучение в начальной школе: проблема создания учебных групп.
Дифференцированное обучение в начальной школе: проблема создания учебных групп....