"Воспитательные возможности урока" доклад на педагогическом совете
статья на тему

Кичигина Галина Григорьевна

"Воспитательный потенциал урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospit._vozmozh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                       МОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»

      Доклад на тему:

  «Воспитательные     возможности урока»

                                                                             Подготовила    Кичигина Г.Г.


"Воспитательный потенциал урока"

В становлении личности каждого члена общества школа играет ведущую роль. Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 11 лет в среднем 60-70 % всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. В школьной жизни центральное место занимает урок. Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?» И все-таки воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, - методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство.

   Из всех стилей педагогического общения: авторитарного, попустительского, демократического, на своих уроках я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: учитель любит ученика, понимает его, принимает таким, каков он есть, помогает ему. Достижения ребенка сравниваются не с успехами других, более сильных, учеников, а со своими собственными. При этом учащийся познает радость своего собственного успеха.

   В прошлом году в нашем 1 классе мы выращивали урожай знаний. У каждого ученика дома « росла» яблоня. На этой яблоне – плоды знаний, умений и навыков. Блестяще поработал – красное яблоко, хорошо потрудился – желтое. В эту игру втянута, кроме самих детей, вся семья. Вот  какой сад мы вырастили за это время (см. фото).

У каждого ученика – свой урожай: у кого-то – очень богатый, у кого-то – победнее. Положительным здесь является то, что ребенок соревнуется сам с собой: хорошо поработал – получил 6 яблочек за неделю, плохо – 1 или 2. Создание в классе обстановки радости познания – необходимое условие благотворного воздействия обучения на личность ученика.

     При этом стиле образовательного общения на первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация  успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.

Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе, если оно проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.

Структура урока отвечает за то, что происходит с личностью ученика, оказавшегося под воздействием однообразной или разнообразной структуры урока. Если урок ежедневно выстроен по одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение, упражнения и т.д., то такой урок сформирует у ребенка лишь способность воспроизводить (репродуктивность). Ребятам надоедает скучный схематизм и бесцветность однотипных уроков. Воспитательные последствия этого – следовать моде, жизнь по заведенному порядку, следование стандартам. Структурно-сюжетное разнообразие уроков (уроки-экскурсии, уроки-панорамы, уроки-сказки, путешествия, конференции и т.д.) приведет к воспитанию исследователя, творческого человека. На таких уроках учитель предоставляет возможность ученикам размышлять, самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения. Педагог прислушивается к каждому высказыванию ребенка, ищет в нем рациональное зерно. Это способствует развитию таких личностных качеств, как пытливость, критичность.

Методические приемы на уроке должны быть многообразны. Дидактические игры, например, позволяют организовать повторение, закрепление учебного материала в интересной форме. Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.

Не нужно забывать о воспитании на уроке. Урок – это не только форма обучения, когда существенными кажутся лишь две вещи: учитель – хороший специалист своего предмета, учитель – авторитет для учеников, поддерживающий нужную дисциплину на уроке. Результатом при таком подходе будет успешное «перекладывание» ЗУНов из рук учителя в руки учеников. Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. И в конце хотелось бы сказать словами поэта:

«Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов.

Нет в саду таких цветов.

Нет в саду цветов-лентяев,

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

Грубый не найти цветок.

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

Если в нем живут труды,

 Если много доброты,

То и знание растет

 И любви чудесный плод.

С незапамятных времен

 В мире царствует закон.

Ты сейчас его прочтешь:

«Что посеешь – то пожнешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Сообщение на педагогическом совете «Педагогические формы как способ организации воспитательного мероприятия»

Воспитательный процесс как неотъемлемая часть всего учебного процесса в целом. В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ин...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Платформа Учи.ру как возможность построения персонализированной модели образования».

  Ученики моего 1-го класса на платформе портала Учи.Ру занимаются математикой, русским языком, изучают окружающий мир -  вся работа проводится в интерактивной форме. Её уникальность ...

Сообщение на тематическом педагогическом совете «Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства» на тему: «Пути реализации и эффективные формы ра

Сообщение на тематическом педагогическом совете«Обновление педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках модернизации воспитательного пространства&raqu...

Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...