Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

       Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

       Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

       Одной из главных задач нашего Центра является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Необходима такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно - образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной  работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребенка.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый

ребенок» города Смоленска»

                  Выступление на Педагогическом совете

 «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя  с  детьми с ограниченными возможностями здоровья»

                                 

                                                                                   Классный руководитель

                                                           0Б класса

                                                                          Алферова Людмила

                                                                  Владимировна

     

   

Смоленск

2022

       Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

       Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

       Одной из главных задач нашего Центра является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Необходима такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно - образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной  работоспособности, но и происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребенка.  

       Именно поэтому наш Центр должен стать «школой здорового стиля жизни» воспитанников, где любая деятельность (учебная, воспитательная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.

      Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни

Здоровьесберегающие технологии с детьми с ограниченными возможностями  здоровья.

      Здоровьесберегающетехнологиии  - в широком смысле слова все те технологии, программы и методы, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Здоровьеформирующие технологии  - это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни  (Н.К.Смирнов).

Здоровьеформирующие технологии не менее важны, чем здоровьесберегающие, так как школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны педколлектива. Изменение этих параметров в сознании учеников является первоочередной необходимостью

Использование вышеуказанных технологий не является альтернативой всем другим педагогическим приемам, а является необходимым дополнением. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Применение здоровьесберегающих технологий на практике.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Цель здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания:

- обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья в период пребывания в Центре;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     Конечно, здоровье воспитанников определяется исходным состоянием здоровья на момент поступления в Центр, но не менее важна и правильная организация учебно - воспитательной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебно-воспитательских занятий;

- построение занятия с учетом работоспособности обучающихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях.

    Учитывая сказанное, как классный руководитель, в своей системевоспитатедьной работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса. Это достигается использованием:

- игровых ситуаций (викторины, сказки, игры);

- подвижными играми;

- наглядности;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

     Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к занятиям.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

-  «Не навреди!»

- принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

- индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

          Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач воспитателя, но при этом, учитывая принцип «НЕ навреди». Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у воспитанников познавательных интересов.

        Использование здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе воспитательной работы классного руководителя позволяет воспитанникам более успешно адаптироваться в Центре, не испытывать затруднений при переходе на среднюю ступень обучения, раскрыть свои творческие способности.

В своей воспитательной системе воспитательной работы с классом я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).

2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротреннинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).

3 Коррекционные  (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).

Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний, и самое главное, сохранить психологическое здоровье учащихся. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки.

       Теперь подробнее рассмотрим каждую из здоровьесберегающих технологий.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используются с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

В работе с детьми младшего школьного  возраста проводятся следующие оздоровительные мероприятия:

- Каждое утро начинается с осмотра воспитанников. Осуществляется оздоровительно – закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды.

- Закаливание детей происходит во время одевания после дневного сна, при переодевании в течение дня. Проводятся ежедневные прогулки с детьми.

- Проводится проветривание помещения группы. С целью профилактики гриппа используем фитонциды (лук, чеснок).

На своих уроках использую следующие средства, способствующие отдыху и восстановлению работоспособности:

- физкультминутки;

- пальчиковая гимнастика;

- эмоциональные разрядки или «минутки покоя»;

- гимнастика для глаз;

- подвижные дидактические игры.

Проводимые упражнения занимательны, знакомы и интересны детям, а также доступны на ограниченной площади.

        Уроки физической культуры напрямую содействует укреплению здоровья, правильному физическому развитию, закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

       Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся:

- физкультурное занятие,

- гимнастика после дневного сна,

- специально организованная физкультурная деятельность на прогулке,

- самостоятельная физкультурная деятельность,

- физминутки на занятии.

        Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для  поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.

Физкультминутки.

       При проявлении утомления, снижении работоспособности в структуру занятия я включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

                Во время проведения организованной образовательной деятельности длительность физкультминуток составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

         Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Игры проводятся на занятиях, на прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных упражнений. Способствуют снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Проводится в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

Пальчиковая гимнастика 

направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для младших школьников, особенно для детей с различными нарушениями речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Функция руки и речи развивается параллельно. Развивается и ручная умелость –  кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Именно поэтому, в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. С этой целью я использую на занятиях разнообразные игры и упражнения.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковая гимнастика». Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

1)  Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2)  Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли).

3)  Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД.

       Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения воспитателя, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные  игры и упражнения:

- Упражнение с карандашом  (лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу! (перебирая пальцами, крутить карандаш);

- нанизывание бусинок, пуговиц, макарон на нитку;

- игры – шнуровки, как фабричного производства, так и выполненные своими руками из картона при помощи дырокола;

- мозаика, пазлы;

- разрезные картинки;

- обведение шаблонов (листьев, овощей, фруктов, животных) и их раскрашивание;

- работа с трафаретами;

- конструирование из счетных палочек;

- рисование по крупе;

- штриховка карандашами в заданном направлении прямыми, горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями без линейки, от руки, волнами, дугами, короткими петлями, завитками; (эти упражнения  развивают у детей  зрительно-двигательную координацию, глазомер, графические умения);

- «дорожки» - на  листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом;

- обведение контуров по тонкой линии, по точкам, дорисовывание и раскрашивание.

Оздоровительные минутки на занятиях.

         Долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению воспитанников. Устранить переутомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.  Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на занятиях, лучшему усвоению материала. Комплексы упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом занятии, после завершения какого-либо этапа. Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания материала на данном занятии. Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др.

Зрительная  гимнастика.

Упражнения для глаз проводятся с целью:

- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятия напряжения;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2 — 4 мин. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

        На своих занятиях я уделяю достаточно времени зрительной гимнастике - она способствует укреплению структур глаза и улучшению зрения, профилактике возникновения и прогрессирования близорукости и дальнозоркости и астенопии (утомляемости глаз).  В структуру всех занятий я включаю упражнения для снятия зрительного напряжения, укрепления мышц глаз и улучшения зрения:

- крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек, затем открыть;

- быстро моргать глазами в течение 30-60 сек;

- закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты;

- вращение глазами (вверх, вниз, влево, вправо и т.д.)

- вращение глазами по часовой стрелке и против;

- мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

-  нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

- развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

(«Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

2.  Технология обучения здоровому образу жизни

С позиции здоровьесбережения на занятии просматриваются следующие аспекты. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

Кроме того, в соответствии с гигиеническими нормами применяю технические средства обучения, ИКТ. Большое внимание уделяю позам воспитанников и их чередованию в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в детстве.

Воспитательная работа предусматривает разнообразные формы работы с воспитанниками;

- тематические теоретические коррекционно - воспитательные занятия «Твое здоровье зависит только от тебя», «Почему мы болеем?», «Как организм себе помогает сам?», «Что нужно знать о лекарствах?», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», «Чему нас учат сказки?», «Как медвежонок Федя сильным стал», «Здоровый образ жизни»;

- тематические практические коррекционно - воспитательные занятия «Болезнь легче предотвратить, чем вылечить», «Чтобы зубы не болели», «Уши, носик и глаза помогают нам всегда», «Мойдодыр», «Мышка Аришка в цветных штанишках. Какое питание необходимо моему организму», «Если сладко спиться, сон хороший снится»;

- спортивные конкурсы «Золотая осень», «Зимние забавы»;

-экскурсии «В гости к Лесовичку», «Путешествие в страну «Здоровья», «Кто нас лечит?», «Кто работает в Центре?»;

- предметные развлечения « Доброта – это что? Кто добрый человек?»; «Добро и зло в сказках»;

- викторины «Здоровая пища для всей семьи», «Помоги себе сам»;

- тематические коррекционно - воспитательные беседы «Как вести себя на улице?», «Улица полна неожиданностей», «Домашняя аптечка», «Лекарственные растения нашего края».

Классные часы проводились по следующим направлениям:

 - здоровье и здоровый образ жизни;

 - режим дня, учебы и отдыха;

 - основы правильного питания;

- - личная гигиена;

 - значение физкультуры и закаливания.

Игровые занимательные моменты, дающие большой эмоциональный всплеск, позволяют снять психологическое и физическое напряжение воспитанников.

Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

Занятие неполноценно, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. После того, как все воспитанники покинули помещение класса, в классе открываются окна для проветривания.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют игры на свежем воздухе. Игра – хороший отдых, она снижает чувство усталости, тонизирует нервную систему, улучшает эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Активный отдых на свежем воздухе  должен быть произвольным – ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако мы ненавязчиво контролируем этот процесс с целью избегания конфликтных ситуаций

В Центре эффективным активным отдыхом для детей являются общешкольные праздники, конкурсы. Ребята готовятся с большим желанием, очень ждут итогов конкурсов: ведь независимо от занимаемого места каждый будет отмечен, награждён. Вся атмосфера праздничная, приподнятая, а это – хорошее настроение.

 Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в систему воспитательной работы классного руководителя здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

  Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в воспитательной системе классного руководителя, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".

"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В этой статье перечислены основные моменты работы учителя начальных классов с родителями и детьми по проблемам сохранения...

Методическая разработка по теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Методическая разработка по теме«Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Современная система диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья

В этой презентации рассказывается о системе диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.  Какие категории лиц с ограниченными возможностями здоровья существует. Какие виды диагностик...

Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентиров...