Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
статья по теме

На различных этапах своего развития, общество предъявляло различные требования к качествам, которыми должен обладать человек. В настоящее время общество заинтересовано в людях, которые умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применяют полученные знания для их решения), обладают критическим и творческим мышлением, умеют гибко адаптироваться в современных условиях, грамотно работают с информацией (умеют собирать необходимые факты и анализировать их), обладают коммуникативными способностями, умеют работать в коллективе, умеют оформить и предъявить результат своей деятельности, стремятся к самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_metodicheskoy_sistemy.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

На различных этапах своего развития, общество предъявляло различные требования к качествам, которыми должен обладать человек. В настоящее время общество заинтересовано в людях, которые умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применяют полученные знания для их решения), обладают критическим и творческим мышлением, умеют гибко адаптироваться в современных условиях, грамотно работают с информацией (умеют собирать необходимые факты и анализировать их), обладают коммуникативными способностями, умеют работать в коллективе, умеют оформить и предъявить результат своей деятельности, стремятся к самообразованию.

     Подготовить таких людей должно современное личностно-ориентированное образование, то есть такое, в котором

личность ученика находится в центре внимания педагога, и в котором познавательная деятельность является ведущей.

     Поэтому миссией моей педагогической деятельности в условиях требований современного общества является

развитие личностных качеств и способностей младших школьников, опирающееся на приобретение ими опыта

разнообразной деятельности (учебно-познавательной, практической и социальной).

     Целью моей работы является формирование общеучебных умений и навыков, от уровня сформированности которых в большей степени зависит  развитие познавательной деятельности. С помощью таких умений перед учащимися открывается возможность получать знания из различных источников, а также переносить полученные знания в новые условия.

     Для эффективного достижения цели в своей деятельности я использую различные технологии:

 обучение в сотрудничестве;

 проблемное обучение;

 метод проектно-исследовательской деятельности;

 игровые технологии;

 — дифференцированное обучение;

 ИКТ.

     Познавательное отношение ребёнка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. Я считаю, что именно потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребёнка. Специфической особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию.

    Познавательное отношение человека к миру, по моему мнению, имеет и этический смысл, состоящий в том, что      знакомство с законами и тайнами природы развивает «возвышенное начало в отношении к собственной жизни».

       Не менее значимым является и эстетический смысл познания. Способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, в отношениях, чувствительность к нему – предпосылка появления эстетического отношения.

      Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие

развития его целостной личности.

      Я считаю, решению этих сложных и многогранных вопросов  учителю призвана помочь организация проектно-исследовательской деятельности, позволяющая каждому ученику найти занятие по душе, проявить себя.

      Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность,

закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших

школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир технологий.

       Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

       В проектном обучении изменяется роль учителя, он превращается из «урокодателя» в организатора

познавательной деятельности учащихся. Свою роль в процессе выполнения учащимися проектов я определяю в следующем:

— консультирование, помощь в подборе проектов;

— наблюдение за ходом работы учащихся;

— оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;

— поддержание рабочей обстановки в классе;

— нормирование труда школьников;

— анализ и обобщение работы отдельных учащихся;

— оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

     Организация учебного проектирования, позволяет мне осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Для этого я использую различные по уровню сложности проектные задания.

      Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе основана на следующих психолого-педагогических и  методических аспектах.

Во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Школьникам я предлагаю темы, связанные с историей, культурой, традициями родного города, района, школы. Наибольший интерес вызвали темы «История моей улицы (коллективная работа учащихся 4-го класса), «Семейные реликвии» (индивидуальные работы учащихся 3-го класса).

Во-вторых, необходимо осуществлять стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес. Вызвать его возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Так, ученик живёт на улице, историю которой он может изучить, открыв для себя и других много интересного; или он ежедневно проходит мимо остатков полуразрушенной стены старого здания и «случайно» задаётся вопросом: «Что это такое?»; или в доме у бабушки в деревне ребёнок увидел старинную вещь. Такие проблемные ситуации и вопросы формирует, как правило, учитель (вместе с родителями учеников и старшими школьниками). Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности, где интеллектуальная эмоция становится побудительной силой самостоятельного, свободного (личного) выбора школьником смыслосодержательной деятельности.

В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, т.е. знать, что и как нужно делать, уметь осуществлять эту деятельность. С этой целью я организую совместную деятельность учащихся. Мы составляем план проекта-исследования, где определяются цель, задачи, выдвигается предположение (гипотеза) относительно сформулированной проблемы или вопроса. Далее намечается план действий, способы проверки гипотезы и достижения поставленной цели.

Я учу школьников  работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, мы беседуем с различными людьми (специалистами в разных областях знания), совершаем экскурсии в музеи, посещаем различные выставки. Мы учимся проводить эксперементы (как мысленные, так и практические), что позволяет воссоздать картину, образ изучаемого явления или объекта.

Следует отметить, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.

В-четвёртых, проектно-исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом.

В моём опыте используются следующие формы представления результатов проекта: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков (математики, окружающего мира и др.), сценарии праздников. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся школы и гостей.

     Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Учителя начальных классов используют накопленный мной материал на своих уроках и во внеклассной работе. Своим опытом я делюсь с коллегами на заседаниях МО, педсоветах, школьных и районных семинарах; в рамках методических дней провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...