Проект "Наши имена"
проект (3 класс) на тему
Во время проекта ученики знакомятся со значением и историей возникновения имён, учатся систематизировать и оформлять материалы исследования.Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. « Не имя красит человека, а человек имя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_3_klass._osipova_m.p.l.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт учебного проекта
Тема: «Наши имена»
Предмет: Окружающий мир. Из истории имён.
Класс: 3
Характеристика проекта:
- информационный;
- творческий, практико-ориентированный;
- индивидуально-групповой;
- среднесрочный;
Цель: раскрыть тайны имён учащихся 3 «А» класса.
Задачи:
1. Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.
2. Найти чёткое определение понятия «имя».
3. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.
4. Выяснить являются ли именины и День рождения тождественными понятиями.
5. Познакомиться с биографиями знаменитых «тёзок».
6. Изучить списки учащихся начальной школы с целью определения частоты употребления имён.
7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
Этапы работы:
- Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.
- Планирование, определение источников информации.
- Анкетирование и опрос учеников школы (2-4 классы).
- Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классного часа.
- Творческие работы учеников.
- Проведение социологического исследования.
- Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.
- Презентация проекта.
К защите проекта
- Вступительное слово учителя.
- Результаты анкетирования.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование во 2 – 4 классах. В анкетировании приняли участие 155 человек.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 35 | 120 |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 26 | 129 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 14 | 141 |
Знаешь ли ты, когда у тебя именины? (по церковному календарю) | 31 | 124 |
Доволен ли ты своим именем? | 140 | 15 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Выявилась группа ребят, которые недовольны своими именами.
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.
- Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имеют чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».
По словарю В.И. Даля:
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»
Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.
4. Этапы истории имён.
Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, верования, художественное творчество, исторические связи между народами. Как удалось выяснить, в истории существует несколько этапов в истории имен:
- дохристианский (Чернавка, Мал, Молчан, Лобан – имена-прозвища);
- период после принятия христианства (Анастасия, Александр, Никита, Дмитрий, Кирилл и др.);
- новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции (Жанна, Инесса, Эдуард, Тимур и др.)
- Исследовательская работа с именами учеников 3»А» класса.
В нашем классе 26 человек. У нас есть 2 Дмитрия, 2 Сергея, 2 Анастасии и ещё 20 имён, которые встречаются по 1 разу: Алексей, Алина, Андрей, Анжелика, Вероника, Виктор, Дарья, Екатерина, Елизавета, Лидия, Иван и др.
По происхождению есть имена
-греческие – 11 (Алексей…)
-еврейские – 2 (Иван от Иоанн, Елизавета)
-латинские – 6 (Алина…)
-скандинавские – 1 (Егор)
- славянские – 1 (Дарья)
6. Готовясь к классному часу, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».
Так у нас появился словарь-справочник наших имён.
Алексей (греческое) – «оберегающий, защитник».
Алина (латинское) – «чужая».
Андрей (греческое) – «мужественный».
Анжелика (латинское) – «ангельская».
Анастасия (греческое) – « воплощение очарования».
Вероника (греческое) – «несущая победу».
Виктор (латинское ) - «победитель».
Дарья (славянское) – «дарованная Богом».
Дмитрий (греческое) – «принадлежащий Диметре».
Екатерина (греческое) – «чистая».
Елизавета (древнееврейское) – «Божья клятва».
Егор (скандинавское) – «земледелец».
Иван (от древнееврейского Иоанн) – «помилованный Богом».
Кирилл (греческое) - «маленький господин»
Никита (греческое) – «победитель».
Олеся (греческое) - «защищать».
Сергей (латинское) – «высокочтимый».
Степан (греческое) – «венок, венец, корона, кольцо».
Татьяна (латинское) – «повелительница».
Фёдор (греческое) – «Дар божий».
Эльвира (латинское) – «всеправдивая»
– Всего в нашей школе (2-4 классы) среди 82 мальчиков.
На 1 месте – Иван (7 человек)
На 2 месте - Даниил, Егор, Андрей (5 человек)
На 3 месте - Сергей, Виталий, Кирилл (4 человека)
Редкие имена мальчиков: Алишер, Артур, Ильнур, Матвей, Максим, Павел, Серик, Станислав, Фёдор, Эдуард, (по 1 человеку).
Всего в нашей школе среди 73 девочек.
На 1 месте - имя Анастасия (7 человек)
На 2месте - Алёна, Дарья (5 человек)
На 3 месте – Виктория, Анжелика (4 человека)
Редкие имена девочек : Антонина, Александра, Вера, Дарина, Диана, Зухра , Лейла, Евгения, Ольга, Софья, Эльвира (по 1 человеку).
- Творческие работы учеников 3 «А» класса.
9. Выводы. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
« Не имя красит человека, а человек имя»
Творческие работы учеников
Моё имя Никита.
На свете множество имён. Имя человека – это необычное слово. В него заложен особенный смысл и отношение к родившемуся ребёнку. Мама и папа назвали меня греческим именем Никита, что означает «победитель».
В книги о значении имени я прочитал, что Никита, особенно «декабрьский», не любит писать сочинения, не потому, что не умеет, просто ему тяжело изложить свои мысли на бумаге, проще все это рассказать. Он сложный, эмоциональный мальчик, непоседа. Заниматься чем-то одним ему трудно. Для него важно чередовать умственные нагрузки с физическими. Никита с удовольствием целый день гоняет на велосипеде, смотрит мультфильмы, военные фильмы, передачи о животных. Он слишком энергичен, его энергия ищет выход, если его в чем-то ограничивать, он может назло проказничать, делать то, что родителям не нравится. Он настойчив, упрям. Внешне похож на мать, а характер имеет отцовский. Это всё так и есть.
Многие знаменитые люди названы именем Никита: Хрущёв Н.С., Никита Михалков и т.д.
Я думаю, что надо соответствовать своему имени, поскольку много хороших, добрых и известных людей было им названо. Мне нравится своё имя и его звучание. На мой взгляд, мама с папой сделали правильный выбор, назвав меня Никитой.
Что означает моё имя.
Греческое имя «Екатерина» в переводе на русский язык означает: «чистая». Дома меня ласково называют Катюша. Папа и мама долго подбирали мне имя и вот решили назвать Катей в честь моей прабабушки.
В книге о значении своего имени я нашла много интересной информации. Всё что там написано - это про меня. «Катя очень активна, общительна и самостоятельна. Порой Екатерина чересчур высокомерна: ей не нравится, когда кто-то в чем-то лучше нее. Она обладает всеми необходимыми для этого качествами: целеустремленность, настойчивость, привычка решать свои проблемы собственными силами. Она очень привязана к близким ей людям и безумно их любит. Катя не высмеивает их недостатки, она всегда готова выслушать и помочь разобраться человеку в его личных трудностях. Ее благородство не позволит бросить кого-либо в беде».
Это имя носили многие известные женщины. Среди них – Екатерина II Великая. Матушка – государыня – так величали Екатерину Великую. Она правила Россией более тридцати лет.
Я довольна, что мне дали такое красивое имя.
Что в имени моём?
Кирилл. Что же означает моё имя? Откуда оно произошло?
Согласно одним данным, имя Кирилл оказывается древнегреческого происхождения, уменьшительное от слова Кир – господин, владыка. По другим данным, от греческого слова, которое означает «солнце». Мама назвала меня этим именем, потому что я для неё маленькое солнышко и счастье. Десять лет назад имя Кирилл, встречалось довольно редко, но с каждым годом становится модно и популярно так называть мальчиков.
Имя Кирилл в истории давно известно. Так в 862 году святой, равноапостольный учитель славян Кирилл вместе с братом Мефодием составили славянскую азбуку, которую позже назвали «кириллицей». Эти святые перевели на славянский язык много богослужебных книг.
Называя ребёнка таким именем, нужно помнить, что Кирилл – это маленькая непоседа. Обычно Кирилл очень любознателен. В детстве его интересует очень многое, практически всё. Он задаёт множество различных вопросов на самые разные темы. Кирилл обладает очень хорошей памятью, он запоминает всё увиденное, услышанное буквально на лету.
К людям Кирилл относится с повышенной самооценкой, любит покрасоваться и постоянно ждёт похвалы в свой адрес. В споре его в первую очередь привлекает возможность проявить свой ум и способности, истина для него оказывается на втором месте.
Мне кажется, что мне имя Кирилл подходит. Описанные черты характера во многом совпадают с моими привычками, поведением. Я непоседа, а моя суета порой мешает не только другим, но и мне самому. Но не смотря ни на что - это имя красивое и хорошее.
Моё имя.
У каждого человека есть имя, и каждое имя что-то означает. Считается, что имя влияет на характер и судьбу человека. Каждому имени соответствуют свой цвет, планета, талисман, знак зодиака, время года. У имени есть свой святой, день ангела. Существуют народные приметы, связанные с именами.
Меня зовут Фёдор. В переводе с древнегреческого языка это означает «дар Божий». Моему имени соответсвуют чувство собственного достоинства, основательность и надёжность. Знак зодиака у имени Фёдор – Скорпион, планета – Плутон, талисман – камень топаз. Покровитель имени – майский жук. Счастливое время года – осень. У моего имени много святых покровителей: Теодор Александрийский, Теодор Киевский, святитель Феодор Ростовский и другие.
Имя Фёдор носили многие знаменитые люди: Фёдор Фёдорович Ушаков - русский флотоводец, адмирал, один из создателей Черноморского флота; Фёдор Иванович Тютчев – русский поэт-лирик; Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель; Фёдор Иванович Шаляпин – известный русский певец. Мы помним Фёдора Ивановича Савина – первого директора нашей школы, замечательного учителя математики и человека.
Мне нравится моё имя.
Список литературы.
- Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г.
- Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г.
- Православный календарь. – М.: Елеон, 1999г.
- Семира, Виталий Веташ Искусство астрологии- Воронеж: НПО «МО ДЭК», 1993г.
- Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г.
- Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г.
- Хигер Б. Имена и судьбы.- М.: Золотой телёнок, 2001г.
- Ресурсы Интернет.
http://name-meaning.ru/imena/samye-populyarnye-imena-2011-goda.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей"
Цель классного часа: "Познакомить учащихся с понятием толерантность"...
Конспект нестандартного урока по обучению грамоте «Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»
Праздник азбуки.Конспект нестандартного урока по обучению грамоте«Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно… Парад букв.»...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....
Урок русского языка в 1 классе "Имена собственные.Имена, фамилии, клички животных - имена собственные."
Урок русского языка, 1 класс, система Л.В.Занкова. Тема «Имена собственные. Имена, отчества, фамилии, клички животных — это имена собственные. Тип урока: урок изучения новых...