Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей",
3-й класс, по программе "Школа-2100" Лозина Г.П., учитель начальных классов
Цели урока:
• обобщить знания учащихся по теме “Сложные слова”;
• развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;
• развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.
Оборудование: творческие листы, презентация урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Рефлексия настроения.
– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение буквы о закрашенной желтым цветом). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с буквами. Покажите, какое у вас настроение.
- 1 вариант раскрашивает гласную букву о
- 2 вариант раскрашивает гласную букву е
(приклеивают на доску под записью: “Сложные слова”)
- Как вы думаете, почему я попросила разместить ваши гласные буквы под словами “Сложные слова”.
- Что такое сложные слова?
- Если взять два корня, то всегда ли достаточно, чтобы появилось сложное слово?
- Как в сложных словах мы называем гласные о и е?
- Прикрепляется над буквами детей надпись “Соединительные гласные”
- Когда в сложных словах мы пишем гласную о? (отвечает 1 вариант)
- А когда е? (отвечает 2 вариант)
2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока.
1.Чистописание. (Слайд 3)
- Сейчас в тетрадях вы постарайтесь правильно и красиво написать гласные буквы о и е.
- Красным карандашом подчеркните самые красивые буквы, которые вы написали.
2. Словарная работа. (Слайд 7)
- Среди данных слов мы должны найти лишние слова.
- Объясните лексическое значение каждого слова.
Бензовоз, вагоновожатый, лесовоз, молоковоз.
- Почему оно лишнее?
- Кто такой вагоновожатый? (водитель трамвая)
Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.
-Как понимаете слово искусствовед? (специалист по искусствоведению)
Природоведение, математика, литература.
- Почему это слово лишнее?
-Как понимаете его? (наука о природе)
- Запишите лишние слова. ( Вагоновожатый, искусствовед, природоведение)
- Выделите в них тот корень, в котором есть непроверяемая безударная гласная.
(взаимопроверка)
3. Работа с рисунком(см учебник). (Слайд 8)
- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)
- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?
- А как бы вы его составили?
- А кто такой книголюб?
- Запишите слово. Докажите что оно сложное.
3. Работа в группах. (Слайд 9)
- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.
- Запишите полученные слова на доске.
Тугодум Высокомерный
Рифмоплет Любознательный
Сладкоежка Жизнерадостный
- Это сложные слова? Докажите.
- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?
- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?
- О ком говорят, употребляя в речи слова первого столбика?
- Второго столбика? (о человеке, о его чертах характера)
- На каких уроках мы часто используем такие слова?
- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера.
(Лежебока, сладкоежка, водохлеб, трудолюбивый, добродушный и т.д.)
- Какова же тема урока?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.)
На доске под словами “сложные слова” прикрепляется надпись – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. (Слайд 10, 11,12)
3. Физкультминутка
4. Закрепление изученного.
Работа по теме урока с использованием учебника.
Упр. 136, с. 94
- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?
- О каком человеке можно так сказать?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон?
2. Упр. 137, с. 94
5. Физкультминутка
6. Упражнения в правописании сложных слов, которые пишутся с большой буквы.
Упр. 138, с. 95
а)- Как пишутся слова, если они являются именами собственными?
- Спишите. Подчеркните большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначьте в них корни.
б) Работа в парах. Задание: запишите по 2 сложных слова, чтобы это были: фамилии людей, названия улиц, названия городов.
Коллективная проверка.
в) Образуйте и запишите сложные слова, подчеркните корни и соединительную гласную.
Земл: делать, владеть, пахать, копать.
Вод: лазить, возить, мерить, хлебать.
Коллективная проверка.
5. Итог урока.
- Какова тема урока?
-Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью – либо внешность. Назовите такие слова. (Слайд 13,14)
-А сейчас я хочу прочитать строки великого мастера образности А.С. Пушкина:
«Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…»
-Образ кого вы увидели?
-Я опишу внешность вашего одноклассника, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова
- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.
7. Рефлексия результативности, настроения.
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением лестницы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов, то нарисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились составлять сложные слова и их записывать. Покажите свои рисунки.
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю гласную букву, закрашенную желтым цветом). А какое настроение у вас?
(Слайд 15)
8. Домашнее задание. Упр. 6, с 98.
Использованная литература.
1. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч.2.Киров: ВГПУ, 1998.
2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
3. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов. М.: Вентана-Граф, 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные ,их использование в речи для характеристики людей"
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....
Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...