Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лозина Галина Павловна

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей",

  3-й класс, по программе "Школа-2100"                                                                                                                                                                                                                 Лозина Г.П., учитель начальных классов

Цели урока:

• обобщить знания учащихся по теме “Сложные слова”;

• развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать правильную соединительную гласную;

• развивать орфографическую зоркость, мышление, культуру речи, творческие способности учащихся.

Оборудование: творческие листы,  презентация урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Рефлексия настроения.

– Ребята,  доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение буквы о закрашенной желтым цветом). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с буквами. Покажите, какое у вас настроение.

- 1 вариант раскрашивает гласную букву о

- 2 вариант раскрашивает гласную букву е

(приклеивают на  доску под записью:  “Сложные слова”)

- Как вы думаете, почему я попросила разместить ваши гласные буквы под словами “Сложные слова”.

- Что такое сложные слова?

- Если взять два корня, то всегда ли достаточно, чтобы появилось сложное слово?

- Как в сложных словах мы называем гласные о и е?

- Прикрепляется над буквами детей надпись “Соединительные гласные”

- Когда в сложных словах мы пишем гласную о? (отвечает 1 вариант)

- А когда е? (отвечает 2 вариант)

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока.

1.Чистописание. (Слайд 3)

- Сейчас в тетрадях вы постарайтесь правильно и красиво написать гласные буквы о и е.

- Красным карандашом подчеркните самые красивые буквы, которые вы написали.

2. Словарная работа. (Слайд 7)

-  Среди данных слов мы должны найти лишние слова.

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Бензовоз, вагоновожатый, лесовоз, молоковоз.

-  Почему оно лишнее?

-  Кто такой вагоновожатый? (водитель трамвая)

Водопровод, газопровод, нефтепровод, искусствовед.

-Как понимаете слово искусствовед? (специалист по искусствоведению)

 Природоведение, математика, литература.

- Почему это слово лишнее?

-Как понимаете его? (наука о природе)

- Запишите лишние слова. ( Вагоновожатый, искусствовед, природоведение)

- Выделите в них тот корень, в котором есть непроверяемая безударная гласная.

(взаимопроверка)

3. Работа с рисунком(см учебник). (Слайд 8)

- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)

- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?

- А как бы вы его составили?

- А кто такой книголюб?

- Запишите слово. Докажите что оно сложное.

3. Работа в группах. (Слайд 9)

- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.

- Запишите полученные слова на доске.

Тугодум        Высокомерный

Рифмоплет        Любознательный

Сладкоежка        Жизнерадостный

- Это сложные слова? Докажите.

- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?

- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?

- О ком говорят, употребляя в речи слова первого столбика?

- Второго столбика? (о человеке, о его чертах характера)

- На каких уроках мы часто используем такие слова?

- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера.

(Лежебока, сладкоежка, водохлеб, трудолюбивый, добродушный и т.д.)

- Какова же тема урока?

(Сегодня на уроке мы будем говорить о сложных словах, которые обозначают внешние, портретные черты человека и черты его характера.)

На доске под словами “сложные слова” прикрепляется надпись – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.  (Слайд 10, 11,12)

3. Физкультминутка

4. Закрепление  изученного.

Работа по теме урока с использованием учебника.

Упр. 136, с. 94

- Прочитайте слова. Что общего у всех этих слов?

- О каком человеке можно так сказать?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- Близкие или разные по смыслу слова пустомеля, пустослов, пустозвон?

2. Упр. 137, с. 94

5. Физкультминутка

6. Упражнения в правописании сложных слов, которые пишутся с большой буквы.

Упр. 138, с. 95

а)- Как пишутся слова, если они являются именами собственными?

- Спишите. Подчеркните большую букву, соединительную гласную в сложных словах и обозначьте в них корни.

б) Работа в парах. Задание: запишите по 2 сложных слова, чтобы это были: фамилии людей, названия улиц, названия городов.

Коллективная проверка.

в) Образуйте и запишите сложные слова, подчеркните корни и соединительную гласную.

Земл:    делать, владеть, пахать, копать.

Вод:     лазить, возить, мерить, хлебать.

Коллективная проверка.

5. Итог урока.

- Какова тема урока?

-Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью – либо внешность. Назовите такие слова. (Слайд  13,14)

-А сейчас я хочу прочитать строки великого мастера образности  А.С. Пушкина:

«Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого…»

-Образ кого вы увидели?

-Я опишу внешность вашего одноклассника, а вы догадайтесь, о ком идет речь.

- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова

- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.

7. Рефлексия результативности, настроения.

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением лестницы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов, то нарисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

Я себя нарисовала на вершине лестницы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились составлять сложные слова и их записывать. Покажите свои рисунки.

– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю гласную букву, закрашенную желтым цветом). А какое настроение у вас?

 (Слайд 15)

8. Домашнее задание. Упр. 6, с 98.

Использованная литература.

1. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч.2.Киров: ВГПУ, 1998.

2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку для учащихся начальных классов.  М.: Вентана-Граф, 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...