Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».
методическая разработка на тему

Трубаева Алина Сергеевна

Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный семинар «Технологическая карта урока,

формирующего универсальные учебные действия»

(в рамках Недели педагогического мастерства в 2014-2015 уч.г.)

Разработчики семинара: методическое объединение учителей начальных классов МБОУ СОШ №4, руководитель Трубаева А.С., куратор Полынцева И.Н.

Дата: 10.03.2015 г.

Цель: приобретение знаний педагогами МБОУ СОШ №4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования.

Задачи:

  1. Раскрыть необходимость создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе.
  2. Представить методологические подходы к конструированию технологической карты урока.
  3. Обучить педагогов проектированию урока на основе технологической карты.
  4. Повысить педагогическую компетентность и мотивацию к профессиональному  развитию учителей.

Раздаточный материал: образцы технологических карт урока по предметам, макеты технологических карт, заготовка технологической карты урока для выполнения практического задания.

Продолжительность семинара: 60-65 минут.

План семинара:

  1. Введение. Актуальность темы.
  2. Методологические подходы к конструированию технологической карты урока.
  3. Алгоритм конструирования технологической карты урока.
  4. Работа в группах: выполнение практического задания.
  5. Выступление групп.
  6. Подведение итогов семинара.

Ход семинара:

1.Введение. Актуальность темы.2 минуты

По мнению специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало XXIвека отмечено интенсивным ростом объёма информации и огромной скоростью ее обновления.  Условия жизни значительно изменились:

  • в 2010 году новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет;
  • объём новой технической информации удваивается каждые 2 года;
  • за 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды;
  • 10 наиболее востребованных профессий в 2011 году не существовали в 2004 году.

Так, ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. Игнорирование потребности в повышенном объеме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя.

Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. Мы представим информацию по составлению технологической карты урока, которая разработана на основе теории  деятельности и призвана стимулировать конструирование образовательного процесса как субъект-субъектного педагогического взаимодействия его участников.

Семинар разработан на основе научно-методических материалов специалистов Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) Галины Леонидовны Копотевой,  зав.лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий, Ирины Михайловны Логвиновой, зам.директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

2.Методологические подходы к конструированию технологической карты урока.2 минуты.

Психолого-педагогическими  основаниями конструирования технологической карты урока являются системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий, что соответствует ключевым особенностям ФГОС.  Обучать по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку» сегодня невозможно. Системно-деятельностный подход в качестве методологической основы неслучаен. Рассмотрение  окружающего мира - объекта познания учащихся - как системной  организации: любые объекты представлены в виде системы. Способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Внедрение системного подхода в учебные действия преобразует его в системно-деятельностный.  Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает окружающий мир в процессе собственной учебной деятельности. Собственная учебная деятельность школьников придает образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую   системно-деятельностного подхода. Образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего развития ученика, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В основе методических оснований конструирования технологической карты урока рассматривается понятие методической готовности учителя к реализации ФГОС.

Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС следует понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из познавательного, эмоционального, мотивационного компонентов, и характеризующее вооруженность педагогов необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими  знаниями и компетентностями.

Методическая готовность учителя - это:

  • главное  условие эффективности реализации ФГОС;
  • акмеологический (развивающий) фактор личностного и профессионального развития, роста современного педагога.

3.Конструирование технологической карты урока, формирующего универсальные учебные действия. 10-12 минут.

        Термин  «Технологическая карта» пришел в педагогику  из технических, точных производств.

Различные источники предлагают несколько определений этого понятия.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,  обеспечивающий эффективное  и качественное преподавание  учебных курсов  в школе и возможность достижения  планируемых результатов освоения основных  образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение  сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

На наш взгляд самое доступное  для понимания  определение  следующее:

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.

        Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен  быть  описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

        Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно – ориентированного  подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной  структуризации урока, но и четкой фиксации  форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить  в технологической карте урока  специфику педагогической деятельности,  необходимо обратиться  к понятию деятельности.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

Какие основные моменты следует учитывать учителю  при подготовке к  современному уроку? Прежде  всего,  необходимо рассмотреть этапы  конструирования урока:

1. Определение  темы учебного материала.

2. Определение  дидактической  цели темы.

3. Определение типа урока.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор формы организации педагогической деятельности.

9. Рефлексия урока.        

Существуют структурные компоненты  технологической карты урока. Это:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока.

2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается): задачи урока, тип урока, учебно-методический         комплекс.

3. Блок  организационно-деятельностный (структуризация на  действия и операции): таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

        Что определяет структуру технологической карты урока? Это те изменения, которые диктует ФГОС: необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных, предметных; новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Структура технологической карты включает:

  • Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
  • Цель освоения учебного содержания.
  • Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные,  информационно-интеллектуальную компетентность и УУД).
  • Основные понятия темы.
  • Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и  диагностические задания  на проверку его понимания и  усвоения).
  • Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 

Обязательные действия учителя при конструировании ТК.

Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока. Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство»,  и т.д. В формировании  цели следует избегать глагольных форм. Задача –данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута  в преобразовании этих условий, согласно определенной процедуре. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.д). Организованная последовательность задач  образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос «Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом,  задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить»,  «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формировании планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть.

Очень важный этап урока – рефлексия. Это обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности  учащихся. Существуют различные формы проведения рефлексии на уроке. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить  активность каждого  на разных этапах урока.

Каждый оценивает свой вклад в достижение  поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранной формы  работы:

- сегодня я узнал на уроке…

- было интересно…

- я понял, что…  

- я легко справился с …

Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте.

Технологическая карта позволяет учителю:

  • реализовать планируемые результаты  ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний  (установить связи и зависимость  между предметами  и результатами  обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи  и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися  на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы  (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта  - набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

         Технологическая карта  дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся  под руководством учителя, формирование  и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).Опытному учителю  технологическая карта  может заменить конспект урока, т.к включает  в себя  одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование  урока на каждом этапе.

Технологическая карта    урока - макет(авторы Копотева Г.Л.,  Логвинова И.М., специалисты Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования) в приложении 1.

4.Практическое задание.15-18 минут.

Задание: спроектировать первый этап занятия - актуализация знаний и постановка цели и задачи урока. Записать в макет технологической карты.

Педагоги работают в группах (МО). Предмет,  тему урока определяют самостоятельно (можно предложить урок, запланированный на следующий день). При выполнении задания можно использовать раздаточные материалы. На выполнение задания 15-18 минут.

5.Выступление групп.15 минут.

        

6.Подведение итогов семинара. 5 минут.

 Ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью технологической карты

Технологическая карта выступает паспортом учебного процесса по учебной теме. Создаётся определённая Модель учебного процесса, которая имеет свои параметры: ЦелеполаганиеЦельДиагностикаПроверочные...

Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"

В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...

Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.

Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД....

Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.

Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...

Создание диагностической карты по оценке универсальных учебных действий учащихся 1- 4 классов

Алгоритм создания диагностической карты для фиксации результатов  уровня сформированности УУД....

Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий учащегося (ейся) начальной школы ( разработка)

Диагностические карты уровня сформированности  универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)  учащегося (ейся) начальной школы...