Формирование универсальных учебных действий с помощью технологической карты
статья по теме
Технологическая карта выступает паспортом учебного процесса по учебной теме. Создаётся определённая Модель учебного процесса, которая имеет свои параметры:
Целеполагание | Цель |
Диагностика | Проверочные работы, тесты и др. (факт достижения или не достижения цели) |
Коррекция | Работа над ошибками |
Дозирование | Домашнее задание по уровням на «3», «4», «5» (по выбору) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_s_primeneniem_tekhnologicheskoi_karty.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Аверьянова
Алла Геннадьевна
учитель начальных классов
ЧОУ «СОШБиМ»
г. Набережные Челны
Формирование универсальных учебных действий в педагогической технологии «Проектирование образовательного процесса» В.М. Монахова
(Из опыта работы)
Сегодня много говорится о качестве образования. Учителя постоянно сталкиваются при сдаче отчетов с цифровыми показателями. Каждому учителю хотелось бы, чтобы показатели качества обучения класса не только улучшались, но и не становились хуже.
В нашей школе с 2005 года ведётся работа по педтехнологии Монахова В.М. В 2009 году в начальном звене состоялся первый выпуск учеников, которые проработали по данной технологии с первого класса. Ученики показали высокое качество знаний по итогам года.
Учителя, работающие по данной технологии, выделены в отдельное методическое объединение, на заседаниях которого обсуждаются проблемы, находятся пути решения, ведётся мониторинг результатов обученности.
Академик В. М. Монахов является деканом факультета информатики и математики и зав. кафедрой методики преподавания педагогических технологий Московского государственного педагогического университета им. М.А.Шолохова.
Центром педагогических технологий В. М. Монахова создана информационная модель учебного процесса и предложено 11 педагогических технологий по различным направлениям.
В нашей школе ведется работа по технологии проектирования учебного процесса.
Теоретическое обоснование технологии
На сегодняшний день учителям помимо традиционных форм работы предлагаются и различные педагогические технологии.
Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата.
Основными принципами технологий является:
- доверие педагогическому профессионализму преподавателя;
- сохранение положительного опыта традиций;
- гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;
- наличие четких ориентиров в работе учителя, не сковывающих творческую инициативу;
- создание комфортных условий для учащихся;
- недопущение перегрузки школьников;
- разумная и корректная реализация государственного образовательного стандарта;
- организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.
У каждой технологии существуют свои приоритеты. Приоритеты педтехнологии Монахова:
Процессуальность обучения (комфортность учения, комфортные условия профессиональной деятельности учителя)
Интенсивность учебного процесса
Государственный стандарт
Составление технологической карты
В технологии Монахова В.М. нас привлекает:
- разноуровневое обучение;
- диагностика;
- дозирование домашнего задания;
- возможность выбора каждым школьником того или иного уровня сложности, той или иной отметки;
- у обучающихся появляется стремление достичь более высокого уровня знаний;
Двусторонний процесс обучения: его результат зависит, с одной стороны, от компетентности и мастерства учителя, от его личностных качеств, а с другой – желаний и возможностей каждого ученика.
В педагогической технологии В.М.Монахова технологический подход гарантирует:
достижение конечного результата обучения, который задается диагностично в виде специально разработанной самостоятельной проверочной работы.
Главным приоритетом является процессуальность обучения, в основе которой комфортность учения для ученика, а учитель начинает поиск своих и только своих, комфортных условий профессиональной деятельности.
Например, учитель, исходя из своего методического опыта, устанавливает свою норму числа необходимых уроков, которая по его профессиональному мнению достаточна для достижения соответствующих микроцелей. Новое методическое мышление учителя позволяет выбрать интенсивность учебного процесса для себя и для своего класса.
Большую роль играет мотивация. Мотивация - побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
Мотивация проявляется в двух основных тенденциях:
- достижении успеха;
- избегании неудачи.
Направленность на избегание неудачи часто приводит к снижению активности.
Направленность на достижение успеха стимулирует активность личности.
Для формирования мотивации достижения успеха необходимо на первых этапах освоения поощрять саму деятельность школьника, а не ее результаты.
В любом случае сравнивать следует результаты одного и того же учащегося только с самим собой (у разных людей разные способности, и требование одинаковых результатов у разных учащихся неправомерно).
В педтехнологии В.М.Монахова информационная модель учебного процесса задана следующими параметрами:
1. Информация о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
2. Информация о факте достижения или факте не достижения микроцели – ДИАГНОСТИКА.
3. Объем, характер и особенности самостоятельной деятельности учащихся, достаточную для гарантируемого успешного выполнения диагностики – ДОЗИРОВАНИЕ.
4. Информация о педагогическом браке, т.е. об учащихся, не прошедших диагностику, и о путях его коррекции – КОРРЕКЦИЯ.
Технологическая карта выступает паспортом учебного процесса по учебной теме. Создаётся определённая Модель учебного процесса, которая имеет свои параметры
(параметры)
Целеполагание | Цель |
Диагностика | Проверочные работы, тесты и др. (факт достижения или не достижения цели) |
Коррекция | Работа над ошибками |
Дозирование | Домашнее задание по уровням на «3», «4», «5» (по выбору) |
Целеполагание
Блок «целеполагание» включает основные вопросы темы - микроцели темы. Микроцели для каждой темы сформулированы на этапе разработки карты-проекта, остаётся только вписать микроцели, соответствующие данной теме, в блок «целепологание» технологической карты. Количество микроцелей, как ранее было определено, от 2 до 5 в зависимости от сложности и объёма темы. Микроцели формулируются однозначно и диагностично. При определении микроцели преподаватель должен исходить из требований образовательных стандартов. Язык микроцелей должен быть понятен ученику соответствующего класса. Микроцель в проекте представляется как заранее осознанный и планируемый результат и формулируется так, чтобы её можно было диагностировать.
Перспективный план на учебный год
Т | Т | Т | Т | Т | Т | Т | Т | Т | Т |
Ц1 | Ц1 Ц2 | Ц1 Ц2 Ц3 | Ц1 Ц2 Ц3 | Ц1 | Ц1 | Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 | Ц1 Ц2 | Ц1 | Ц1 Ц2 |
ТК1 | ТК2 | ТК3 | ТК4 | ТК5 | ТК6 | ТК7 | ТК8 | ТК9 | ТК10 |
Т – учебные темы
Ц – микроцели (подтемы)
ТК – технологическая карта
Объединение нескольких тем ведет к постановке нескольких микроцелей:
6 -10 уроков – 2 микроцели (2 диагностики);
20-24 уроков – 4 - 5 микроцелей (4 – 5 диагностик).
Микроцели формулируются конкретно:
знать…;
уметь…;
понимать…;
уметь применять на практике…
Количество микроцелей определяет количество диагностик (диагностика- результат достижения цели).
Диагностика
Для каждой микроцели формируется отдельная диагностика Д1, которая проверяет факт достижения микроцели. Диагностика - это перевод содержания образовательного стандарта на язык деятельности учащегося.
Каждая диагностика включает четыре задания на трёх уровнях сложности. Первое и второе задания соответствуют минимальному уровню или уровню «стандарт». Третье задание отвечает уровню оценки «хорошо». Это задание должно быть сложнее двух предыдущих. Четвёртое задание соответствует оценке «отлично». Подчеркнём, что задания диагностик проверяют только то знание или умение, которое заложено в соответствующей микроцели.
На проведение диагностики отводится 5 – 7 минут. Состоит данная проверочная работа из 4-х заданий:
1-ое и 2-ое задания подобные друг другу и соответствуют уровню стандарта (на «3»);
3-е задание – уровень выше стандарта (на «4»);
4-ое задание – высший уровень требований (на «5»).
Если в диагностике не выполнен уровень стандарта (что учащийся обязан выполнить), т.е. не достигнута цель, это приводит к не усвоению последующего учебного материала.
В данном случае в технологической карте предусмотрен блок «Коррекция», где даны типичные ошибки, которые могут возникнуть у учащегося и система упражнений.
В диагностике необходимо обращаться к личности ученика. Обращение к личности ученика с уважением, предоставление ему права выбора того или иного целевого ориентира выражается в оценке. Обязанность ученика – достичь стандарта и право ученика – выбор любого уровня трудности диагностики.
Дозирование
Домашнее задание распределяется по 3-м уровням:
на удовлетворительно (стандарт);
на хорошо;
на отлично.
Дозированное домашнее задание позволяет учащимся выбрать тот объём материала, который соответствует его возможностям.
Образец технологической карты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № _ | ||
Логическая структура учебного процесса | Тема ________________________ 1 2 3 4 5Д 6 | Предмет Класс Учитель |
Целеполагание | Диагностика | Коррекция |
Цель: ______ | 1. ___________ «3» 2. ___________ «3» 3. ___________ «4» 4. ___________ «5» | - Виды ошибок - Система упражнений |
Дозирование домашнего задания (на количество уроков по теме) | ||
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
Формирование универсальных учебных действий
Работа с технологической картой по блоку «Целеполагание»
- Беседа с учащимися по определению:
- цели урока на основе микроцели;
- номера урока;
- сколько уроков отведено на изучение темы;
- сроки проведения диагностики.
Работа с технологической картой по блоку «Диагностика»
Учитель прочитывает с учащимися:
- содержание каждого задания;
- учащиеся определяют задания «стандарта» и задания, требующие применения полученных знаний;
Диагностика
Впиши пропущенные числа, чтобы получилось верное равенство:
(36 + 27) : 9 = … + … = …
2. Вставь знаки >, < или =, чтобы получилась верная запись:
(80 + 12) : 2 … 80 : 2 + 12
3. Запиши выражение в виде частного двух чисел и найди значение:
(40 + 28) : 4
4. Найди значения выражений:
96 : 6 48 : 3
Работа с технологической картой по блоку «Коррекция»
Блок «коррекция» в технологической карте состоит из трех разделов: возможные затруднения, типичные ошибки, система мер педагогического и методического характера для устранения ошибок.
Предполагаемые затруднения и ошибки фиксируются в технологической карте в виде предупреждений, которые начинаются словами «Внимание!..», «Будьте осторожны:…» и т.д. Нежелательно представление ошибок в явном виде, так как запоминаются неправильные примеры и выражения.
В реальном учебном процессе преподаватель должен организовать коррекционную работу для учащихся не прошедших диагностику. Коррекционная работа выступает регулятором уровня комфортности профессиональной деятельности преподавателя. Организация коррекционной работы возможна в специально отведенное время на каждом уроке или в дополнительное время. Преподаватель вправе заранее запланировать уроки коррекции.
На каждую типичную ошибку и возможные затруднения должен быть разработан информационный банк упражнений.
Учитель разбирает с учащимися:
- какой вид ошибок учащиеся чаще всего допускают по данной теме;
- на своем примере учащиеся добавляют свой вид ошибок;
- как помогает раздел «Ликвидация ошибок»;
- на какой вид ошибки можно выбрать задания из раздела «Система упражнений».
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А № 5
Логическая структура учебного процесса | Тема: Изменение имён существительных по падежам. Три склонения имён существительных. 1 2 3 4Д 5 6 7Д | Аверьянова А. Г. Русский язык 3 класс |
Целеполагание | Диагностика | Коррекция |
- информационное представление о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде микроцелей; - микроцели формулируются однозначно и диагностично; - при определении микроцели преподаватель должен исходить из требований образовательных стандартов; - язык микроцелей должен быть понятен ученику соответствующего класса. - микроцель в проекте представляется как заранее осознанный и планируемый результат и формулируется так, чтобы её можно было диагностировать. | - информационное представление о факте достижения (или недостижения) микроцели; - для каждой микроцели формируется отдельная диагностика Д1, которая проверяет факт достижения микроцели; - диагностика - это перевод содержания образовательного стандарта на язык деятельности учащегося; - каждая диагностика включает четыре задания на трёх уровнях сложности - первое и второе задания соответствуют минимальному уровню или уровню «стандарт»; - третье задание отвечает уровню оценки «хорошо», оно сложнее двух предыдущих; - четвёртое задание соответствует оценке «отлично». - задания диагностик проверяют только то знание или умение, которое заложено в соответствующей микроцели. дозирование – информационное представление об объеме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, необходимой и достаточной для гарантированного прохождения диагностики | - представляет информацию о педагогическом браке, то есть учениках, не прошедших диагностику, и о содержании методических путей коррекции.- состоит из трех разделов: возможные затруднения, типичные ошибки, система мер педагогического и методического характера для устранения ошибок;- предполагаемые затруднения и ошибки фиксируются в технологической карте в виде предупреждений, начинаются словами «Внимание!..», «Помните»; - нежелательно представление ошибок в явном виде; - для учащихся не прошедших диагностику; - выступает регулятором уровня комфортности профессиональной деятельности преподавателя; - на каждую типичную ошибку и возможные затруднения должен быть разработан информационный банк упражнений. |
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А № 5
Логическая структура учебного процесса | Тема: Изменение имён существительных по падежам. Три склонения имён существительных. 1 2 3 4Д 5 6 7Д | Аверьянова А. Г. Русский язык 3 класс |
Целеполагание | Диагностика | Коррекция |
Личностные - Смыслообразование (установление связи между целью и мотивом: Какой смысл для меня имеет данная цель?- Научиться склонять имена существительные) Регулятивные - Целеполагание (что мне известно и что я не знаю); - Планирование (что я буду делать и что узнаю, т.е. конечный результат) Познавательные Общеучебные - Формулирование микроцели: Что я должен узнать или должен уметь? Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы) Коммуникативные -Участие в коллективном обсуждении проблемы | Регулятивные - Планирование (составление плана и последовательности действий) - Прогнозирование (предвосхищение результата: Я выполнил все 4 задания) - Контроль (с привлечением блока Коррекция – с заданным эталоном) - Оценка (Что я смог, а что не получилось) - Саморегуляция (Я хочу выполнить на «отлично» и у меня получится – преодоление препятствий) Познавательные Общеучебные - Поиск и выделение необходимой информации (что я должен знать или уметь) - Выбор наиболее эффективных способов решения - Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические - Анализ и синтез - Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации - Построение логической цепи рассуждений - Доказательство Постановка и решение проблемы - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Личностные - Смыслообразование Регулятивные - Контроль - Коррекция - Оценка - Саморегуляция Познавательные Общеучебные - Поиск и выделение необходимой информации - Структурирование знаний - Знаково-символические (моделирование) Логические - Подведение под понятие, выведение следствий - Установление причинно-следственных связей Коммуникативные - Планирование учебного сотрудничества - Постановка вопросов – инициативное сотрудничество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».
Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.
Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсо...
Выступление на методическом объединении: Формирование регулятивных универсальных учебных действий при помощи интеграции учебных дисциплин математики и технологии.
Регулятивные универсальные учебные действия:· Целеполагание ·...