Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"
статья по теме
В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskie_tekh.k.osnovaniya.docx | 19.4 КБ |
tekhnologicheska_karta.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основания конструирования
технологической карты урока, формирующего УУД.
Психолого-педагогическими основаниями конструирования технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий, являются ключевые особенности и основополагающие тезисы этого подхода, а также закономерности формирования мыслительной деятельности. Системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы стандартов общего образования нового поколения не случайно. Условия жизни в 21 веке значительно изменились:
- в 2010 году новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000лет.
- объём новой информации удваивается каждые 2 года.
- за 4 года обучение бакалавров их знания устаревают дважды.
-10 наиболее востребованных профессий в 2011г. не существовали в 2004г.
Поэтому обучать по-прежнему, по традиционной формуле «Послушай -повтори- выполни- получи – отметку», сегодня невозможно. Такой подход «консервирует» необходимость усвоения ребёнком морально устаревших умений, ориентирует его на условия жизни, которые уже не существуют, не обеспечивая тем самым возможностей успешной социализации в современном обществе.
Основополагающим тезисом системного подхода является рассмотрение окружающего мира - объекта познания учащихся- как системной организации: любые его объекты могут быть представлены как системы. Если рассматривать их именно под таким углом зрения(как системы), то способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Развитие систем подчиняется законам диалектики, которые являются основой и системных исследований. Содержанием такой деятельности является декомпозиция систем (разделение её на составныечасти с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчинённости). Внедрение системного подхода в учебные действия преобразуют его в системно-деятельностный.
Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру, не путём простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности.
Системно- деятельностный подход основывается на общих законах теории деятельности. Он базируется на теоретических положениях кон-цепций Л.С,Выготского,А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова. В их научном наследии раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структура образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Овладение обучающимися методами системных исследований возможно только на основе их собственной субъектно- организованной деятельности. Созданная на уроке субъект- субъектная учебная ситуа –ция позволит ученику перестать функционировать по принципу «меня учат» и начать действовать по принципу «я учусь». Изучение систем влечёт за собой необходимость системной организации учебной деятельности школьников. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. В учеб-ных действиях указанные принципы должны преобразовываться для обучающихся (в доступной форме) в правила познания. В этих прави-лах (метапредметных способах познания) выражены основные диалектические принципы познания, в том числе - принцип единства анализа и синтеза. Системно- деятельностный подход теоретическое решение задач материализуется в моделях ,выполняемых в разных знаковых формах (буквенной, цифровой, графической…) Эти модели выступают и как метод познания - учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельности учащихся.
Собственная учебная деятельность школьников придаёт образовательному процессу личностный характер, усиливает личностную составляющую системно- деятельностного подхода, т.е.реа-лизуется как личностно- деятельностный подход в обучении. Его мож-но выразить формулировками : «Какова деятельность, такова и личность», «Вне деятельности нет и личности». образовательная деятельность в этом случае становится источником внутреннего
развития школьника. формирования его творческих способностей и личных качеств.
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1)Принцип деятельности- заключается в том. что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному и успешному формированию УУД, а также его общекультурных и деятельностных способностей.
2)принцип непрерывности- означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3)Принцип целостности- предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, роли и месте каждой науки в системе наук).
4)Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе
и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5)Принцип вариативности- предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.
6)Принцип творчества- означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение уча-щимися собственного опыта творческой деятельности.
Краткий обзор психолого- педагогических оснований, базиса для
конструирования нами технологической карты урока, реализующего
системно- деятельностный подход и цели формирования УУД,
делает закономерным вывод, что основополагающие понятия системно- деятельностного и личностно ориентированного подходов
следующие:
-Деятельность.
-Субъект- субъективная учебная ситуация.
-Метапредметные способы познания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 2010 году новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000лет Объём новой технической информации удваивается каждые 2 года З а 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды 10 наиболее востребованных профессий в 2011г. не существовали Условия жизни в 21 веке значительно изменились
Л.С.Выгодского А.Н.Леонтьева Д.Б.Эльконина П.Я.Гальперина В.В.Давыдова Системно-деятельностный подход о сновывается на общих законах т еории деятельности. Он базируется на т еоретических положениях концепций:
Система д идактических принципов деятельности творчества непрерывности целостности Психологической комфортности вариативности
Субъект- субъективная у чебная ситуация Деятельность Метапредметные способы познания Основополагающие понятия системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов следующие:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»
Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...
Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.
Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД....
Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.
Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и на рост профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...
Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».
Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....
Доклад на тему "Как работать с технологической картой урока"
Технологическая карта- новый вид методической продукции, обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В...
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС" знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый ...